Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ




Лексика и фразеология как
самостоятельные уровни языка.
Лексикография (коллоквиум)

1. «Лексикология, или наука о словах, как отдельная ветвь грамматики будет творением XX века». Эти слова И.А. Бодуэна де Куртенэ стали поистине пророческими. С чем связана необходимость выделения лексикологии в отдельную лингвистическую дисциплину? Каковы задачи лексикологии как раздела науки о языке? Охарактеризуйте связь лексикологии с разными лингвистическими науками. Назовите разделы лексикологии [Алефиренко 2004, с. 191–196, 231–238; Кодухов 1979, с. 184–186].

2. Раскройте понятие лексической системы. Охарактеризуйте разные типы лексико-семантических группировок слов (лексико-семантическое поле, лексико-семантическая группа, терминологическая группа, синонимический ряд, антонимическая пара) [Кодухов 1979, с. 204–212; Норман 2004, с. 153–158; Алефиренко 2004, с. 217–227; Вендина 2005, с. 207–226].

3. Почему лексику называют открытой системой? Какие факторы обусловливают постоянную эволюцию словарного состава языка? Каковы пути обогащения словарного состава языка? Какие группы лексики выделяются с точки зрения исторической перспективы? В чем смысл известного парадокса, открытого Е.Д. Поливановым: прогресс в языке заключается в том, чтобы он как можно меньше изменялся? [Вендина 2005, с. 233–244, Кодухов 1979, с. 217–224].

4. Что такое этимология? Раскройте принципы научной этимологии (генеалогический, или системный, фонетический, морфологический, семантический, этимологический (учет условий и причин зарождения слова). Каковы причины деэтимологизации? Что такое ложная этимология? [Реформатский 1996, с.107–112; Вендина 2005, с. 244–248; Алефиренко 2004, с. 267–271; Виноградов 1999].

5. В чем состоят предмет и задачи фразеологии как самостоятельного уровня языка? Укажите место фразеологического уровня в языковой стратификации. Раскройте основные признаки фразеологизма. В чем отличие фразеологизма от слова, с одной стороны, и от свободного словосочетания, с другой? Назовите типы фразеологических единиц [Вендина 2005, с. 202–206; Алефиренко 2004, с. 251–265; Кодухов 1979, с. 200–204].

6. Раскройте основные проблемы лексикографии как прикладного раздела языкознания, используя следующий план:

а) предмет и задачи лексикографии, ее значение;

б) определения понятия словарь; словарь как уникальный объект научного труда лингвистов, занимающий особое место в формировании культурного человека;

в) словари энциклопедические и лингвистические;

г) основные типы лингвистических словарей (общие лингвистические словари: толковые словари, переводные и учебные словари, исторические и этимологические словари, диалектные словари; специальные лингвистические словари: фразеологические словари, словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, грамматические, словообразовательные и частотные словари, орфоэпические и орфографические словари;

д) современные словари русского языка и их информативные возможности (ассоциативный, лингвострановедческий, лингвокультурологический) [Кодухов 1979, с. 224–230; Козырев, Черняк 2000, с. 3–11, 156–169, 288–292].

Литература

Алефиренко, Н.Ф. Теория языка. Вводный курс / Н.Ф. Алефиренко. – М., 2004.

Вендина, Т.И. Введение в языкознание / Т.И. Вендина. – М., 2005.

Виноградов, В.В. История слов / В.В. Виноградов. – М., 1999.

Кодухов, В.И. Введение в языкознание / В.И. Кодухов. – М., 1979.

Козырев, В.А., Черняк, В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка / В.А. Козырев, В.Д. Черняк. – СПб., 2000.

Норман, Б.Ю. Теория языка. Вводный курс / Б.Ю. Норман. – М., 2004.

Реформатский, А.А. Введение в языковедение / А.А. Реформатский. – М., 1996.

Происхождение письма. Этапы развития письма.
Алфавит и графика (учебная конференция)

Сообщения

1. Значение письма в жизни народов [Щеулин 2010, с. 137–146].

2. Древнейшие способы передачи сообщений как преддверие письма [Щеулин 2010, с. 147–155].

3. Системы развитого письма [Щеулин 2010, с. 155–195; Щеулин 2011, с. 67–89].

4. Из истории алфавитного письма [Ветвицкий, Моисеев, Иванова 1974, с. 17–19; Щеулин 2011, с. 89–91].

5. Кириллица и ее постепенное развитие [Иванова 1991, с. 12–20 или Иванова 1979; Щеулин 2011, с. 91–98].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных