Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные теории происхождения языка




1. логисическая (на ранних этапах развития цивилизации. Логос – разум. Существует в нескольких разновидностях: ведическая, библейская, конфуцианская). Индия и Азия ранее 10 века: язык был создан божественным, духовным началом. Обозначая это начало, др. люди употр. термины – бог, слово, логос, дао. Самый древ. лит. памятник – веды. Согласно им, установителем имен является бог, кот. создавал не все имена, а только подчиненных ему богов. Имена вещам – сост-ли люди с помощью одного из богов. В мифологии др. Греции был сюжет о том, что создателем языка явл-ся бог Гермес – покровитель торговли и путей сообщения. Отождествлялся с Егип. Богом мудрости и письма Тотом. В библии носителем слова явл-ся Бог (в начале было слово и слово было у бога, и слово было бог.). Сотворяя мир бог прибегает к акту говорения (и сказал бог да будет свет. И стал свет). Но так же говорится и о том, что бог творил молчком, а потом привел к Адаму всех тварей, чтобы чел-к дал имена. Отсюда 2 точки зрения происхождения языка: Яз от чел-ка, и Яз. Не от чел-ка! (изначально как божественный дар, но познать имена чел-к должен сам).

2. звукоподражания - (идет от стоицизма *). Слова возникли из стремления чел-ка к подражанию звукам окр. мира - шуму ветра, крику птиц. В каждом языке есть такие слова (ку-ку) и производные от них (кукушка, куковать). Отрицать звукоподражание нельзя, но таких слов очень мало. Но для предметов, которые никак не звучали (камни, треугольник) имеет значение то, как они воздействуют - мягко, грубо. В 18 в. Лейбниц полагал – образование слов – результат соединения нескольких факторов: звучание окр. вещей, предметов и явлений, психич. и душевных впечатлений от вещей и их звучания. Шумные-мягкие, звонкие звуки вызывают определенные эмоции.

3. междометная - (от эпикурейцев, против стоиков*) слово - как выражение душевных состояний человека. Этап эмоциональных выкриков, кот. связывались с впечатлениями, получаемых от окруж. вещей или явлений. Инстинктивные выкрики превратились в междометия, а отсюда и все иные слова. Впечатления зависели от окр. людей и местности - отсюда разные языки. 18 в. Гердер - теория рефлексий. 1-ая стадия возник-я языка – язык как крики души, инстинкты – язык ощущений. Способность человека к рефлексии породила внутр. и внеш. язык. 19 в. - ономотопоэтическая теория (произв-во названий с греч). Штейнталь: становление языка стихийно, вместе с развитием чел-ка и его сознания. Первонач-но слова возникли во время игр, развлечения и отдыха: язык возникает вне сигнала, поданного вне ситуации, когда он употребляется. Язык – повтор первичных звуков. При потребности у чел-ка в эмоц. экспресии напоминающей экспрессию худ-ю, толчок к звукоподражанию, не внешний, а внутр. мир. Данная теория предполагает наличие чел-ка без языка, кот. пришел к языку через эмоции и страсти.

4. язык и жесты – 19.в Вундт. Близка к междомет. теории. Первонач. слово – бессознат. продукт внутр. мира чел-ка + мимические и понтамимические явления, кот. отражали внутр. мир чел-ка. Первоначально сущ-ло 2 языка: язык звуков и язык жестов. Звуки выражали чувства и эмоции, а жесты - представления о предметах. Воля чел-ка. затем звук-й язык совершенствуется, а яз. жестов начинает играть вспомог. роль, как менее удобный.

5. теория социального договора - в связи с 2 периодами жизни чел-ка: природного - когда люди были частью природы и язык происходил от чувств, и второго - цивилизованного - когда язык мог быть продуктом соц договоренности (Руссо). Зерно в том, что можно договор-ся о тех или иных словах, особенно в обл. терминологии. НО минус теории - чтобы договориться, нужно знать язык, чел-к должен уже обладать сознательностью.

6. теория трудовых выкриков – 19 век. Нуаре и Бюхер. Язык возник из выкриков, сопровождав. коллективный труд, мышление и действие были первоначально неразрывны. Выкрики и возгласы облегчали понимание. Энгельс представляет общий процесс развития чел-ка и общества как взаимод-е труда, сознания и языка. Труд язык и мысль возникли одновременно в единстве и взаимодействии. Но все же, эти выкрики - есть ритмизация общественного труда, они ничего, по сути, не выражают, даже эмоций.


Язык и речь

Принадлежащий всему общ-ву язык и его использование каждым отдельно – два разных, хотя и тесно связанных явления. Ф.Соссюр выделяет 2 стороны речевойй деяиельности: социальную (язык) => лингвистика языка (система языковых единиц и правил их использования) и индивидуальную (речь) => лингвистика речи (процесс говорения в его физиологическом, акустическом и психическом аспектах и результат этого).

Речь – форма существования языка, его практическое использование. С другой стороны язык необходим для понятия речи. Без языка речь – это набор звуков. Что первично: ЯЗЫК или РЕЧЬ? (Соссюр) Речь предшествовала. НО: будучи 2-мя сторонами одного явления могут возникнуть только одновременно. Первый речевой акт – момент создания и первого речевого знака. Речевой акт - это индивидуальное, и каждый раз новое употребление языка, как ср-ва общения различных индивидов. (может быть услышан и записан письменно, посредством техники и т.д.).

Язык и речь могут быть противоположны по следующим основаниям:

Язык - сущность - общее - социален -потенциален - орудие общения - абстрактен -относительно стабилен - имеет вертикальное устройство и структуру, иерарх. структуру речь - явление - частное - индивидуальна - актуальна - вид общения с помощью языка - материальна, конкретна -подвижна - линейна, разворачивается во времени

 

Все компоненты противоположны и тесно связаны друг с другом.

 

 

Язык и мышление

Процесс мышления можно считать процессом коммуникации. Обращение к связи языка и мышления можно считать с т.з. внутренней коммуникации. Язык всегда отражает мышление. Но влияет ли язык на мышление?

1. вербалисты (не сущ. мышления без внутреннего проговаривания),

2. авербалисты (есть такие виды мышления, где язык не участвует). Написание сочинения + язык, решение задачи - искусственный язык формул, вид местности - наглядно-образное мышление, вязание - автоматически. Для фиксации мыслительной операции язык как знак. система необходим. Человеку необходимо формировать результаты мышления, т.е. мыслеоформительная ф-я языка. Отвлеченные понятия формируются через язык. Язык развивает обобщение, помогает сформировать абстрактное мышление. Мышление развивается и меняется быстрее чем язык => сохраняет в себе категории, утраченные мышлением => язык становится памятником поколений, но и становится стереотипом, кот. навязывает стереотипы мышления человека.

Язык активно участвует в процессе осуществления мыслей. Мышление и формирование мыслей происходит одновременно. Язык вплетен в мышление. Отвлеченные понятия формулируются через язык. Абстрактное понятие формулир. через язык. Мышление развивается быстрее, чем язык. Язык станов памятником, но и стереотипом.

Гипотеза Сепера-Уорфа: гипотеза лингвистической относительности Концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления. Характер познания действительности зависит от языка, на котором говорит субъект. Все представления человека о мире складываются бессознательно на основе языка. Опровержение - язык не становится единственным источником познания действительности. Научное сознание опровергает эту гипотезу, т.к. оно одинаковое у всех народов. Язык и мышление образуют диалектическое единство, но тождеством не являются. Мышление, как и язык, может быть вербальным и неверб.: Мышление: вербальное (оперирует понятиями, закрепленными в словах суждениями, умозаключениями) и невербальное (с помощью наглядно-чувственных образов возник-х с восприятием окружающей дейтсвительности). Принципиальная возможность чел. мозга - функциональная ассимиляция Уподобление артикуляции звуков в пределах одного слова или словосочетания (в лингвистике).; Слияние языка, культуры и национального самосознания одного народа с языком, культурой и национальным самосознанием другого народа (в этнографии).) - левое полушарие отвечает за порождение и восприятие речи, логико-грамматическую расчлененность т. е. связность речи, правое полушарие связанно с наглядно-образным мышлением. Конкретные значения слов, за целостность восприятия мира.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных