ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мотивы и цели учебной деятельности. Классификация мотивов учения. Приемы формирования учебной мотивации.Мотив – это то, ради чего человек совершает ту или иную деятельность (побуждение к деятельности). Цель – осознаваемый и представленный результат деятельности. Цели учебной деятельности ясны ни педагогам, ни ученикам. мотив = смысл деятельности цели Мотивы влияют на всю учебную деятельность, на отношение ребенка к учению. Мотивы бывают внешние и внутренние. Внешние лежат за рамками учебного процесса. Они связаны с результатом учения. Внутренние мотивы порождаются самой учебной Д. Они непосредственно связаны с содержанием и процессом учения. В их основе лежит познавательная потребность. Внутренние мотивы для учебы самые ценные. Виды внутренних мотивов: 1) интерес к результатам, связанным с учебной Д (научиться читать, чтобы прочесть интересную книгу); 2) интерес к процессу учения; связан с возникшими эмоциями, когда ученик проявляет познавательную потребность, потребность думать; 3) интерес к определенной области знания; 4) интерес к познанию (узнать новые факты, способы действия, проникать в суть явлений). Только внутренних мотивов недостаточно. Талызина: Формирование только внутренней (= познавательной) мотивации в отношении определенного предмета без учета мотивационной направленности личности может привести к своеобразному мобизму (человек не будет думать о своих обязанностях перед обществом. Познавательная мотивация должна быть всегда подчинена соц.) Внешние мотивы: 1) широкие социальные мотивы. Внешняя мотивация может быть удачной в случае апелляции к этим мотивам. - мотивы самоопределения (выражаются в понимании значения знания для будущего, желания хорошо подготовиться к будущей работе); - мотивы самосовершенствования (получить развитие в результате учения); - мотивы долга и ответственности (проявляются в стремлении выполнить требования, выполнить свои обязанности). У широкой социальной мотивации есть 2 аспекта: субъективный и объективный. Субъективный состоит в том, что ученик должен понимать, что учиться надо и для того, чтобы стать полезным обществу. Объективный аспект состоит в том, что общество должно сделать перспективу получения образования заманчивой. Считается, что если часто к ним апеллировать, то они перестают обладать побудительной силой (изнашиваются). 2) узколичностные мотивы - мотивы благополучия (получить хорошую оценку любой ценой, так как похвалят и т.д.); - престижные мотивы (человек учиться, чтобы выделяться среди товарищей, занять престижное место); - отрицательные мотивы (связанные с избеганием неприятностей, которые могут возникнуть, если ребенок будет плохо учиться – ругать будут и пр.); - оценочный мотив (принимает облик любого узколичностного мотива). Внешне учебная деятельность всех учеников похожа. Заботиться о путях повышения эффективности учебной деятельности, в первую очередь надо влияя на учебные мотивы. Классификация мотивов учения: I В школе А.Н. Леонтьева: - понимаемые; - реально действующие. II Степень их осознанности: - осознаваемые; - неосознаваемые. Мотивы в момент деятельности не осознаются, но отражаются в определенной эмоции. III Учебная деятельность полимотивирована, т.е. побуждается несколькими мотивами, которые находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы одинаково влияют на учебную деятельность. - смыслообразующие (ведущие); - второстепенные (мотивы – стимул) Приемы формирования учебной мотивации I. Внутренняя мотивация 1) Упреждение деятельности (реклама предмета). Учитель должен представить содержание своего материала, его социальный и культурный смысл. Используемые процедуры усвоения. 2) Преодоление предметоцентризма. Для этого существуют 2 способа: - «опрокидывание» учебного содержания на жизненный опыт учащегося; - перед изучением нового раздела нужно давать смыслообразующие задания; 3) Педагог должен помнить, что самое приятное для ученика – узнать, что с ним случится хорошего, если он освоит этот предмет; 4) Представление учебного содержания в виде системы учебных задач. Надо различать понятия: учебное упражнения; учебная задача; учебная ситуация. Педагоги предметоцентристы говорят на языке учебных заданий и упражнений. Они ориентированы на получение результата; а педагог непредметоцентрист компонует упражнения и задачи в учебные задачи, предлагаемые в учебной ситуации. Важно повернуть учащихся от фиксации результата к фиксации способов достижения этих результатов. 5) Отметка. Считается, что она – это очень сильный рычаг для работы с мотивами, но она повышает мотивацию лишь при высокой психологической компетентности педагога, при низкой – фактор разрушения и деградации мотивов. Хороший прием повышения мотивации – это назначение учащегося ассистентом учителя. Появляются новые мотивы, происходит их соподчинение Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|