Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие возрастных кризисов




БИЛЕТ 2

История исследований в возрастной психологии.
Исследования в возрастной психологии проводятся с помощью таких методов: наблюдение, опрос, эксперимент, моделирование. Поговорим о каждом методе более подробно: Наблюдение. Разделяется на внешнее - то есть наблюдения за человеком и фиксирование результатов этого наблюдения; и внутреннее - то есть самонаблюдение и самоанализ. Наблюдение может использоваться как отдельный метод и обязательно должен присутствовать в качестве дополнения к другим методам. С помощью наблюдения психолог делает выводы о характере человека, о его обычном поведении, особенностях его личности. Наблюдение как отдельный метод проводится в естественных условиях и является долговременным методом. Наблюдать за человеком нужно спланированно и систематически. При других методах исследования психолог все равно должен наблюдать за субъектом, чтобы узнать его действительное отношение к тому или иному вопросу или заданию, понять, волнуется ли он, как себя чувствует. Метод опроса делится на устный опрос и письменное анкетирование. Эти методы возрастной психологии используются для того, чтобы получить ответы на четко сформулированные вопросы. Именно с таким методом нужно синхронизировать метод наблюдения для того, чтобы видеть реакцию испытуемого и делать дополнительные выводы об особенностях его психики. Экспериментальный метод. Проводится в специально созданных ситуациях, чтобы экспериментатор мог увидеть только те качества, которые его интересуют. То есть, экспериментатор здесь, в отличие от метода наблюдения, не ждет когда качества характера проявятся сами, а создает такую ситуцаию, чтобы они проявились по воле исследователя. Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Различие между ними состоит лишь в в том, что при естественном эксперименте условия проведения эксперимента максимально приближенны к действительности. Метод эксперимента имеет множество плюсов: его можно проводить несколько раз, уточняя правильность гипотезы, экспериментатор полностью контролирует ход эксперимента. Метод моделирования. Этот метод возрастной психологии заключается в том, что человек ставится в определенную ситуацию и показывает свое возможное поведение в этой ситуации. Зачастую он применяется только тогда, когда невозможно использовать другие способы исследования..

БИЛЕТ 3

Виды периодизаций психического развития личности.
Периодизация Э. Эриксона включает последовательность из 8 стадий, на каждой из которых в зависимости от успешности разрешения психосоциального кризиса происходит формирование личностного качества либо в его позитивном значении, либо как патологического свойства, вследствие чего потенциал развития личности на данной стадии оказывается нереализованным. Первая стадия предполагает разрешение кризиса путем выбора между доверием и недоверием личности к миру (0—1 год), вторая стадия — формирование автономии против стыда и сомнения (2—3 года), третья стадия — инициативности против чувства вины (4—6-7 лет), четвертая стадия — умения и компетентности против чувства неполноценности (8—13 лет), пятая — формирование личностной идентичности против смешения идентичности (14 —19 лет), шестая — близости и любви против изоляции и отвержения (19—35 лет), седьмая — производительности против стагнации и застоя (35—60 лет) и восьмая — целостности и мудрости личности против дезинтеграции и распада (старше 60 лет). В отечественной психологии принципы периодизации были разработаны Л.С. Выготским, исходя из представления о диалектическом социально детерминированном характере психического развития в онтогенезе.

БИЛЕТ №4

Факторы, предпосылки и движущие силы психического развития личности. Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.

1. Факторы психического развития личности. Это то объективно существующее, что с необходимостью определяет ее жизнедеятельность в самом широком смысле этого слова. Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними.

Внешними факторами выступают природно-географическая среда, макросреда, микросреда и общественно-полезная деятельность.

1) Природно-географическая среда оказывает большое влияние на развитие личности. Известно, например, что выросшие на Крайнем Севере люди более выдержанны, более организованны, умеют ценить время и правильно относиться к тому, чему их обучают.

2)Макросреда, т. е. общество в совокупности всех его проявлений, также оказывает большое влияние на формирование личности. Так, человек, выросший в тоталитарном обществе, как правило, развит и воспитан не так, как представитель демократического государства.

3)Микросреда, т. е. группа, микрогруппа, семья и т. д., также является важной детерминантой формирования личности. Именно в микросреде закладываются важнейшие нравственные и морально-психологические характеристики человека, которые, с одной стороны, необходимо принимать во внимание, а с другой — совершенствовать или трансформировать в процессе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность — это труд, в условиях которого развивается человек и формируются его важнейшие качества.

Внутренними факторами развития личности выступают биогенетические особенности личности и ее психики (анатомо-физиологические и задатки).

2. Движущие силы психического развития личности составляют следующие противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками. Противоречия и иные психологические феномены, подталкивают индивида к развитию, самосовершенствованию.

Личность развивается в силу возникновения в ее жизни внутренних противоречий. Они обусловливаются ее отношениями к окружающей среде, ее успехами и неудачами, нарушениями равновесия между индивидом и обществом. Но внешние противоречия, приобретающие даже конфликтный характер (например, конфликты между ребенком и родителями), сами по себе еще не становятся двигателем развития.

 

БИЛЕТ№5

Генотипическая и средовая обусловленность развития ребенка. Проблема генотипической и средовой обусловленности развития психики и поведения связана с выяснением того, как соотносятся данные человеку с рождения особенности организма и генетически обусловленные законы его созревания с возможностями развития, обучения, воспитания, приобретения знаний, умений и навыков, с развитием интеллектуальных способностей, с формированием личностных качеств ребенка. От того, каким образом решается данная проблема в теории, зависит принципиальная постановка и практическое решение вопроса о том, чему и как можно учить (и научить) человека.

Все современные ученые признают, что психика и поведение человека во многих своих проявлениях имеют врожденный характер. Однако в том виде, в каком они представлены у развитого или развивающегося человека, психика и поведение большей частью являются продуктом обучения и воспитания.

Развитие представляет собой переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от научения. Главный вопрос состоит в выяснении того, как соотносятся эти два процесса друг с другом. Одна из точек зрения на данную проблему, представляющая в настоящее время в основном исторический интерес, заключается в утверждении, что становление психики и поведения человека есть результат эволюционного преобразования генетически заложенных в организме с рождения возможностей, существующих в виде задатков. В процессе онтогенетического психологического и поведенческого развития организма согласно данной точке зрения нет ничего такого, что хотя бы в зародыше не содержалось в генотипе. Все, что появляется далее в процессе развития, изначально имеется в виде задатков, которые, преобразуясь и развиваясь, превращаются в способности в основном по законам биологического созревания организма. Эту концепцию называют эволюционной теорией развития. Одно из значений слова «эволюция» — развертывание. Другую и также не очень популярную в наши дни теорию именуют революционной теорией развития. Она представляет собой другую крайность в позициях и практически полностью отвергает значение генетических факторов в развитии. Сторонники этой теории все развитие сводят к разнообразным воздействиям среды и утверждают, что у любого человека независимо от его природных анатомо-физиологических особенностей можно сформировать любые психологические и поведенческие свойства, доведя их развитие до любого уровня с помощью обучения и воспитания. Третья точка зрения, именуемая вероятностной или стохастической теорией развития, имеет в настоящее время больше всего сторонников. В ней утверждается, что конечный результат развития, достигаемый на каждой его ступени, изначально в генотипе не заложен. Этот результат также не может быть полностью произвольным, совершенно не зависящим от генотипа. Изменения, происходящие на каждой ступени развития, связаны и с генотипом, и со средой, но сами по себе определяются случайным стечением обстоятельств в жизни организма (индивида). То, что он приобретает на каждой ступени развития, зависит в основном лишь от уровня, которого организм достиг на предыдущей стадии развития. Четвертую, также достаточно распространенную точку зрения можно было бы назвать функциональной. Соответствующая ей функциональная теория развития утверждает, что формирование и преобразование той или иной функции определяется тем, как часто она используется в жизни организма. В качестве основного принципа выступает положение об определяющей роли образа жизни в развитии психики.

 

понятие возрастных кризисов

На рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений психики и поведения человека возникают так называемые кризисы развития. Возрастные кризисы -это особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями. Рассмотрение кризисов от рождения до смерти можно встретить, например, у В.И. Слободчикова. По В.И. Слободчикову существуют следующие кризисы: родовой кризис (-2 мес)-(+Знед.); кризис новорожденности 3,5-7,0 мес; кризис младенчества 11-18 мес.; кризис раннего детства: 2,5 - 3,5 года; кризис детства: 5.5-7.5 лет; кризис отрочества 11,0-14,0 лет; кризис юности: 17,0 лет 21.0 год; кризис молодости 27,0 лет-33,0 года; кризис взрослости 39,0-45,0 лет; кризис зрелости 55,0-65,0 лет; кризис индивидуальной жизни.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных