Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Восприятие пространства, времени и движения. Механизмы восприятия формы предметов и их величины.




Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объема объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся. Это образное отражение пространственных характеристик окружающего мира, восприятие формы, величины, цвета и иных особенностей предметов, их взаимного расположения, в котором особенно существенное участие принимают зрительный, двигательный, кожный и вестибулярный анализаторы.

Восприятие пространства включает в себя:

– восприятие отдаления,

– восприятие расстояния между объектами,

– восприятие направления,

– восприятие величины объектов,

– восприятие формы объектов.

Восприятие времени - это отражение объективной̆ длительности, скорости и последовательности явлений. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динами ка в нервной̆ системе и составляет физиологическую основу восприятия времени. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы на время.

Восприятие последовательности явлений опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем, прошедшем и будущем, отражающими объективные, периодически повторяющиеся процессы в природе. Однажды воспринятое явление останется в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей̆ памяти представление о ранее бывшем, которое и осознается как прошедшее.

Восприятие длительности явлений. Доказано, что точно воспринимать краткие промежутки времени человек может не более 0,75 сек путем специальной̆ тренировки в различении микро интервалов времени. Если событие совершается очень медленно, восприятие его длительности опирается на показатели, позволяющие делить время на определенные отрезки.

Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего воспринимают:

1) характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т.п.);

2) форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т.п.);

3) амплитуду (размах) движения (полная, неполная);

4) направление движения (направо, налево, вверх, вниз);

5) продолжительность движения (краткое, длительное);

6) скорость движения (быстрое или медленное движение; при циклических движениях - быстрый̆ или медленный̆ темп);

7) ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое).

Восприятие движений обусловливается взаимодействием различных

анализаторов: зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.

Восприятие формы.

Восприятие близких предметов насыщенно глубинными ощущениями, поэтому они кажутся меньшими по сравнению с точно такими же, но расположенными немного дальше. При отдалении от зрителя объемные предметы кажутся все более и более плоскими, поскольку ослабевают глубинные ощущения. Так, куб вблизи кажется вытянутым в направлении от наблюдателя, а вдали – сплюснутым.

Принципиально форму предметов возможно воспринимать, помимо зрения, осязания и кинестезий (в первую очередь через движения рук в целом), и с помощью слуха, что доказывают способности летучих мышей, дельфинов и других животных, использующих для ориентации в пространстве эхолокацию. Но человек такими способностями не обладает.

Восприятие формы - одна из важнейших функций зрительного анализатора. Оно позволяет оценить разные геометрические особенности воспринимаемого объекта. Восприятие формы делят на два основных вида:

– восприятие плоскостной формы,

– восприятие объемной формы.

Восприятие первого вида предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Восприятие плоскостной формы зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т.е. от остроты зрения.

Восприятие как плоскостной формы, так и объемной под

Законы восприятия.

Основные закономерности восприятия:

§ апперцепция,

§ категоризация,

§ вербальное опосредование,

§ зависимость от установки, субъективность,

§ принцип изоморфизма.

Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).

– Эффект сходства. — Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).

– Эффект близости. — Близко расположенные фигуры обычно объединяются.

– Фактор "общей судьбы". — Фигуры могут объединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.

– Фактор "хорошего продолжения". — Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.

– Фактор замкнутости. — Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

– Фактор группировки без остатка. — Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

Законы восприятия (другая классификация)

1. Закон “Фигуры и фона”: один объект ярко выделен на фоне других. Человек всегда выделяет, “выхватывает” из окружения один объект, при этом другие окружающие объекты на какое-то время становятся фоном.

2. Закон “Мертвой зоны”. Все, что видит вокруг себя неподвижно стоящий человек, называется зрительным полем. Замечено, что предметы, попавшие в нижнюю часть зрительного поля человека, рассматриваются им хуже, чем в верхней части.

3. “Закон переключения внимания”. Кроме того, что человек склонен выделять в зрительном поле “фигуру”, он еще нуждается в переключении внимания, то есть в поиске следующей “фигуры”. На практике это означает, что нельзя располагать однотипный товар в длинную строгую линеечку безо всяких зрительных акцентов, так как покупатель, который не планировал покупку такого товара, просто пройдет мимо в поисках чего-нибудь яркого.

4. “Закон группировки”. Этот закон отражает и особенности восприятия человека, и особенности его мышления: человеку легче воспринимать информацию и предметы, если они сгруппированы, то есть разложены “по полочкам”, причем группировка должна быть понятной и логичной.

5. “Закон 7 ± 2″. Объем восприятия человека ограничен - он может в один момент времени “ухватить” и запомнить лишь 7 ± 2 предметов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных