Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общие представления о памяти. Виды памяти. Память как запечатление, сохранение и воспроизведение прошлого опыта.




Память - это форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта. Память обеспечивает целостность личности человека и его связь с прошлым опытом.

Память - это процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек делал, отражал, переживал. (определение по тетради)

Объем, быстрота, точность, длительность и готовность памяти в совокупности проявления своих особенностей характеризуют эффективность памяти в целом и конкретного человека - в частности.

Виды памяти:

а) по характеру психической активности:

8) Двигательная (=моторная) - это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений.

Двигательная память является основой для формирования различных практических и трудовых навыков.

На разных ступенях развития проявления двигательной памяти качественно неоднородны.

9) Эмоциональная память - это память на чувства.

Данный вид памяти заключается в нашей способности запоминать и воспроизводить чувства.

Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности человека.

Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут значительно отличаться от первоначальных. Это может выражаться как в изменении силы чувств, так и в изменении их содержания и характера.

10) Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др.

Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений.

11) Словесно - логическая память - выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей.

б) по характеру целей деятельности:

1) Произвольная память - здесь имеется в виду запоминание и воспроизведение, которое осуществляется автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания.

2) Непроизвольная память - здесь задача присутствует, а сам процесс требует волевого усилия.

в) по продолжительности сохранения материала

1) Кратковременная память - это вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации.

Благодаря кратковременной памяти перерабатывается значительный объём информации, сразу же отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

2) Оперативная память.

Понятием оперативная память обозначает мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции.

(Например: когда мы выполняем арифметическое действие мы удерживаем "в уме" некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело)

3) Долговременная память.

В долговременную память может проникнуть лишь то, что когда-то было в кратковременной памяти, поэтому кратковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память.

Различают следующие процессы памяти:

1. запоминание, которое представляет собой запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта человека новыми знаниями и формами поведения;

2. сохранение - удержание в памяти полученных знаний в течение относительно длительного периода времени;

3. воспроизведение - активизация закрепленного ранее содержания психики;

4. узнавание, которое представляет собой сопровождающее процессы памяти явление психики, позволяющее им более эффективно функционировать.

Теории памяти

Ассоциативная теория. Ключевым понятием этой теории является ассоциация как связь между психическими явлениями. В памяти такие связи устанавливаются между отдельными частями материала, который запоминается или воспроизводится. Действительно, вспоминая что-нибудь, человек ищет связи между имеющимся материалом и тем, который нужно воспроизвести. Были установлены такие закономерности образования ассоциаций, как схожесть (материал запоминается и воспроизводится с помощью связи с похожим материалом), смежность (материал запоминается и воспроизводится путем объединения с предыдущим материалом), контраст (материалом памяти стает то, что отличается от материала, который сохраняется). Эта теория не объясняет такой важной характеристики, как выборочность, ведь ассоциативный материал не всегда хорошо запоминается. Также здесь не учитывается зависимость процессов памяти от особенностей организации материала.

Бихевиористическая теория. Представители теории считают, что ключевую роль в процессе запоминания играют специальные упражнения на закрепление материала. Такая тренировка похожа на процесс формирования двигательных навыков. На успешность закрепления материала влияет интервал между упражнениями, мера его схожести и объем, возраст и индивидуальные различия между людьми.

Когнитивная теория. Здесь память воспринимается как совокупность различных блоков и процессов переработки информации. Одни блоки обеспечивают распознавание характерных черт информации, другие отвечают за построение когнитивной карты, которая помогает ориентироваться в особенностях информации, третьи удерживают информацию в течение некоторого времени, четвертые представляют информацию в конкретной форме.

Деятельностная теория. Здесь память воспринимается как звено активной связи человека с миром. С помощью анализа, синтеза, повторения, перегруппирования и выделения отдельных признаков человек строит мнемический образ (представление), который является идеальной формой материала, который включает индивидуальное отношение человека. Процесс запоминания совершается с помощью дополнительных внешних знаков-стимулов, которые со временем стают внутренними стимулами и человек получают возможность руководить своей памятью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных