Понятие периодизация развития. Переодизация Л. Кольберга.
Колберг (Kohlberg) Лоуренс (1927 — 1987) — американский психолог. Автор концепции морального развития. На ее основе выделил ряд признаков диагностики стадий морального развития, обобщенных в виде оценочной шкалы. Исследуя развитие образа морального суждения у детей, подростков и взрослых, Л.Колберг предлагал им серию коротких рассказов, каждый из которых имел некоторую моральную дилемму. Испытуемым приходилось делать выбор, как поступить в описанной ситуации и обосновать свой выбор. Основываясь на идеях Пиаже о том, что развитии интеллекта подчинено определённым закономерностям, Л. Колберг задался вопросом «Если интеллект развивается по годам, значит, и моральные суждения у детей формируются в определённой последовательности?» Проверяя эту свою гипотезу, он предлагал огромному числу испытуемых разных возрастов и интеллектуального развития серию кратких моральных дилемм, т.е. ситуаций, не имеющих однозначного решения. В своих моральных суждениях человек руководствуется либо принципами собственного психологического комфорта – избежания наказания или получения выгод - (Л. Колберг назвал этот уровень предконвенционным), либо принципами «видимого» соглашения – с тем, чтобы чувствовать себя комфортно в социуме (конвенционный уровень), либо формальными моральными принципами – моральные суждения основаны на определённой идеологии (послеконвенционный уровень). Таким образом стадии морального развития могут быть представлены следующим образом:
I. Предконвенционный моральный уровень.
Первая стадия – ориентация на наказание и послушание.
Вторая стадия – наивная гедонистическая ориентация.
II. Конвенционный моральный уровень.
Третья стадия – ориентация на поведение хорошей девочки\хорошего мальчика Четвертая стадия – ориентация поддержания социального порядка.
III. Послеконвенционный моральный уровень.
Пятая стадия – ориентация социального соглашения.
Шестая стадия – ориентация на универсальные этические принципы.
Периодизация- это посл. смена возрастных периодов.
Разделение жизни Ч на усл. этапы позволяет лучше понять закономерности развития и специфику каждого возраста. Сущ. множество периодизаций развития, где содержание зависит от мнения автора о движущей силе развития.
Выделяют несколько групп периодизаций:
1. Первая группа осн. на внешнем критерии развития без связи с физ. и псих. разв. Ч.
2.Осн. на одном внутреннем критерии развития (движущие силы) и зависит от позиций автора.
3. Осн. на сущ. особенностях развития с учётом их изменений со временем.
19. х-ка психического развития периода новорожденности: новообразования, ведущая деятельность.
Период новорожденности.
Определяется двумя моментами: а) биологической беспомощностью младенца, зависимостью удовлетворения его потребностей от взрослых;
Ведущ деят-ть.
Сенсомоторное развитие, заключающееся в научении моторными навыками (овладение рукой, умение сидеть и ходить)и появлении познавательных (функциональных) действий (т.е. познание физической стороны предмета и имитация действий взрослым с этим предметом).
Новорожденность.
Основное новообразование инстинктивная психическая жизнь, которая характеризуется двумя особенностями: а) неспособностью выделения не только себя, но и других людей из слитной ситуации, возникающей на основе его инстинктивных потребности; б) «несуществованием» для ребенка объекта переживания, т.е. переживаются состояния, а не объективные содержания. Последнее говорит об такой особенности сознания как «прамы». К другим новообразованиям можно отнести формирование «автономной речи»: слова имеют функции наименования и указания, но не имеют значащую функцию; значение слова не постоянно; нет отношения общности между отдельными значениями слов. и развитие активное сенсомоторных навыков. Развитие автономной речи является центральным новообразованием кризиса первого
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|