Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ




Ответы по психологии.

 

1.Методы психологического исследования: классификация, характеристика и особенности использования в работе учителя.

Методы исследований, их классификация и использование в педагогической практике.

Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент.

Наблюдение — древнейший метод познания. Внешнее наблюдение - это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннее наблюдение или самонаблюдение применяется тогда, когда психолог - исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает. Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления.

Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.

Опрос представляет собой метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма - анкета. Свободный опрос - разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми.

Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт: 1) лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. 2) Естественный эксперимент проводят в естественных условиях жизни, учебы, труда людей, причем люди не подозревают, что над ними проводится эксперимент (но его результаты должны быть зафиксированы, например, скрытой фотокамерой). Естественные эксперименты позволяют выявлять более достоверную информацию, но не могут проводиться многократно, поскольку теряют свою естественность и скрытность от испытуемых. Метод тестов - метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест - кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяется наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностические и диагностирующие. Тесты должны быть научно обоснованны, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

 

2.Понятие об ощущении и восприятии. Учет свойств, закономерностей и особенностей сенсорно-перцептивных процессов при организации учебной деятельности школьников.

. Психологические особенности, свойства и виды ощущений.

Ощущения – отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Физиологическая основа – деятельность анализаторов: 1) рецепторы, воспринимающие раздражители окружающей среды, находятся на периферии ЦНС, 2) проводящие нервные пути, по которым возбуждение, возникает в рецепторах, передается в соответствующие отделы коры головного мозга, 3) центральные корковые отделы анализаторов, где происходит обработка нервных сигналов, поступающих от рецепторов, и формирующие соответствующую обратную реакцию. Постоянная ориентировка человека в окружающей среде осуществляется по физиологическому механизму рефлекторного кольца, обеспечивая постоянную обратную связь с окружающим миром.

Свойства ощущений:

1) адаптация – повышенная/пониженная чувствительность анализаторов в результате непрерывного или длительного воздействия раздражителя,

2) контраст – явление заключается в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные – уменьшают эту чувствительность,

3) пороги ощущений: нижний – та минимальная величина или сила раздражителя, которая способна вызвать в анализаторе нервное возбуждение, достаточное для возникновения ощущения. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность анализатора.

Верхний – максимальная величина, сверх которой это раздражение перестает ощущаться. Чем больше увеличивается звук музыки, тем больше чувствительность снижается.

4) сенсибилизация – повышенная чувствительность анализатора в связи с повышением возбудимости коры головного мозга, либо под влиянием одновременно 2 анализаторов. Также чувствительность может быть повышена с помощью медикаментов.

5) последовательные образы – продолжение ощущения, когда деятельность анализаторов уже прекращена. При ощущении рецептор того или иного органа чувств некоторое время находится в состоянии возбуждения. После прекращения действия раздражитель в рецепторе возбуждения прекращается не сразу.

Виды ощущений:

1) экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды.

2) интерорецептивные – болевые ощущения сигнализируют о повреждении и раздражении органов человека, это проявляет защитные функции организма.

3) проприоцептивные – ощущения, отображающие движения тела.

. Восприятие, основные компоненты.

Восприятие – отражение в сознании человека непосредственных воздействий на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных свойств предметов.

Физиологические основы: восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга и включает следующие составляющие:

1) возбуждение. Улавливается органом чувств и передается в нейроны-детекторы,

2) блок приема переработки и хранения информации находится в коре головного мозга,

3) «рефлекс на ожидание и отношение -физиологический механизм восприятия, в котором сигнальное значение имеет качество раздражителей и особенность отношений между ними. В результате всех этих действий в коре головного мозга формируется отчетливый образ, полученный в результате анализа одновременный действий раздражителей. Формирование этого образа помогает речи (2 сигнальная система), позволяет глубже познать и отнести предмет к определенной категории.

Особенности восприятия:

1) преднамеренное восприятие характеризуется наличием сознательной поставленной цели, связанной с волевыми усилиями человека /непреднамеренное, при котором предметы окружающей среды воспринимаются без специально поставленной цели и не связаны с волевыми усилиями.

2) организованное восприятие – целенаправленное планомерное восприятие предметов окружающего мира, при котором ведущую роль играет 2 сигнальная система /неорганизованное, характеризует непреднамеренное восприятие.

Свойства восприятия:

1) избирательность – восприятие предметов, представляющее наибольший интерес, зависит от установки и потребности личности,

2) предметность – характеризует четкое различие фона, контуров предмета, выраженное в соотношении с окружающем миром и сведений, поступающих из него,

3) апперцепция – свойство восприятия, которое зависит от прошлого опыта чела, его личностных особенностей, установок, психологического состояния,

4) осмысленность,

5) константность,

6) целостность – образы поступления в сознание в совокупности многих собственных свойств, качеств, характеристик.

Физические характеристики – процесс восприятия будет проходить правильно, если органы чувств работают нормально 1) пространство, включает в себя форму, объем, величину, глубину и удаленность, 2) линейная персп., 3) воздуш. персп. (контуры предмета и их объем).

Нарушение восприятия:

1) гиперстезия – возникает при резком физическом или эмоциональном переутомлении, когда происходит повышение восприимчивости к обычным предметам или внешним раздражителям (звуки оглушают),

2) гипостезия – противоположное состояние (связанное с депрессией и переутомлением),

3) агнозия – затруднительное узнавания предметов, красок,

4) галлюцинации – воспринимание предметом и явлений, возникающих без наличия реального объекта (видения, призраки, звуки),

5) псевдогаллюцинации – когда образы проецируются не во внешнем пространстве, а во внутреннем (голоса, волосы шевелятся). Возникают спонтанно, независимо от воли чела и не могут быть произвольно изменены или изгнаны из сознания,

6) иллюзия – ошибочное восприятие реальных вещей, обязательно при наличии реального объекта: а) аффективные иллюзии: кратковременное, сильное, обусловленное страхом, подавленностью настроения, б) вербальные: ложное восприятие происходящих разговоров (все говорят о вас), в) парейдоличные иллюзии.: вызваны снижением тонуса психической деятельности, общей пассивной работы коры головного мозга (узоры воспринимаются по-другому), г) типичные зрительные иллюзии: возникают у всех людей в случае определенной структуры расположенных зрительных стимулов.

 

 

3.Понятие о внимании. Учет свойств, закономерностей и особенностей внимания при организации учебной деятельности школьников.

. Внимание, его виды и свойства. Учет особенностей внимания в учебной деятельности.

Внимание произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психологической деятельности на каком-либо объекте восприятия.. Без него восприятие невозможно. Сложности объяснения феномена внимания вызваны тем, что оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально оно всегда «внимание к чему-либо».

Свойства:

1) Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 4—6 объектам.

2) Концентрация внимания - степень сосредоточенности сознания на объекте. Чем меньше круг объектов внимания, чем меньше участок воспринимаемой формы, тем концентрированнее внимание. Концентрация внимания обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов и явлений, вносит ясность в представлении человека о том или ином предмете, его назначении, конструкции, форме.

3) Распределение внимания выражается в умении одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение за несколькими процессами, объектами. В некоторых профессиональное распределение внимания приобретает особенно важное значение (шофер, летчик, педагог)

4) Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес. Необходимым условием устойчивости внимания является разнообразие впечатлений или выполняемых действий. Однообразные действия снижают устойчивость внимания.

5) Переключение внимания состоит в перестройке внимания, в переносе его с одного объекта на другой: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное). Преднамеренное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека. Непреднамеренное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. 1) Непроизвольное внимание (эмоциональное, пассивное) — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Предметы, вызывающие в процессе познания яркий эмоциональный тон (насыщенные цвета, мелодичные звуки, приятные запахи), вызывают непроизвольное сосредоточение внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства. Интерес, как непосредственная заинтересованность чем-то происходящим и как избирательное отношение к миру, обычно связан с чувствами и выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

2) произвольное (активное или волевое). Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать. Этот вид внимания тесно связан с волей.

3) Послепроизволъное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным.

 

 

4.Понятие о памяти. Учет свойств, закономерностей и особенностей памяти при организации учебной деятельности школьников.

Память, ее основные процессы, виды, особенности их использования в учебной деятельности.

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Основные процессы:

1) запоминание – запечатление в сознании человека полученной информации, которая является необходимым условием обогащения опыта чела новыми знаниями и формами поведения.

2) сохранение: удержание в памяти человека полученных ЗУН в течении определенного отрезка времени.

3) воспроизведение – активизация закрепление заранее содержания сознания/психики.

4) узнавание – процесс, сопровождаемый остальными процессами памяти, позволяющий им более эффективно функционировать.

Виды памяти:

I по степени произвольности:

1) произвольная – с установкой что-то запомнить,

2) непроизвольная – без установки.

II по осмысленности. Разделяется в зависимости от приема заучивания (мнемическая деятельность):

1) механическая – без переработки сознанием, в той форме, в которой воспринимается,

2) смысловая/логическая – запоминание не внешней формы, а смысла.

III по чувственной модальности:

1) наглядно-действенная – память на движения, действия,

2) наглядно-образная – на образы визуальные, обонятельные,

3) словесно-логическая – на смысл, логику, соотношение элементов,

4) эмоциональная – на переживания и чувства.

IV по времени:

1) кратковременная (несколько минут) – сохранение информации после однократного или непродолжительного восприятия,

2) долговременная – в интересах длительное сохранение информации (после многократного повтора),

3) оперативная – сохранение материала на время, необходимого для выполнения определенной задачи или конкретной деятельности (включ. 1 и 2).

Причины влияющие на продуктивность: 1) субъективные (тип запоминания, предшествующий опыт, установка, интерес, состояние организма), 2) объективные (характер материала – осмысление, связность, понятность, ритмичность, наглядность, количество материала, обстановка).

Характеристики памяти: 1) точность – свидетельствует о способности памяти удерживать определенное время в сознании нужную информацию, 2) объем – отражает количественные показатели и возможности запечатлеваемой, сохраняемой и воспроизводимой информации, 3) быстрота – способность человека с определенной скоростью обрабатывать и использовать информацию, 4) готовность – одна из важнейших характеристик памяти, свидетельствует о предрасположенности человека и его сознания активно использовать запечатленную информацию, 5) длительность – виды по времени.

 

5.Понятие о мышлении и воображении. Учет свойств, закономерностей и особенностей мышления и воображения при организации учебной деятельности школьников.

Мышление, его особенности и их учет в учебной деятельности.

Мышление - наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии.

Задача мышления - раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Стадии мышления:

1) Допонятийное мышление- это начальная стадия развития мышления у ребенка, когда его мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию.

2) Понятийное мышлениеприходит не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов.

Виды мышления:

1) Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами;

2) Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления - становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств;

3) Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Различают теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление. Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. В практическом мышлении очень ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает практическое мышление более сложным, чем теоретическое. Проводится также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), уровень протекания (осознанность или неосознанность). Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Особенности мышления:

1) Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей;

2) Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов;

3) Самостоятельность мышления характеризуется умени­ем человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей;

4) Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения за­дач, в умении быстро менять действия при изменении об­становки;

5) Быстрота ума - способность человека быстро разо­браться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение;

6) Критичность ума - умение человека объективно оце­нивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне про­верять все выдвигаемые положения и выводы.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Воображение — особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым "психическим" из всех психических процессов и состояний. Последнее означает, что ни в чем другом, кроме воображения, не проявляется идеальный и загадочный характер психики. Можно предполагать, что именно воображение, желание его понять и объяснить привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его стимулировать в наши дни.

Что же касается загадочности этого феномена, то она состоит в том, что до сих пор нам почти ничего не известно именно о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологической основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? На эти важные вопросы мы почти ничего конкретного ответить не можем. Во всяком случае об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти, которые обсуждались в предыдущих главах учебника. В силу данного обстоятельства эта глава будет одной из самых маленьких по объему в книге, что, конечно, не говорит о небольшой значимости данного феномена в психологии и поведении человека.

Здесь дело обстоит как раз противоположным образом, а именно: мы знаем очень много о том, какое значение воображение имеет в жизни человека, как оно влияет на его психические процессы и состояния и даже на организм. Это и побуждает выделить и специально рассмотреть проблему воображения в учебнике.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей, а какое значение эта культура имеет для психического развития и совершенствования вида "гомосапиенс", мы уже достаточно хорошо знаем. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название ФАНТАЗИИ. Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

 

 

6.Понятие о воле и волевых качествах личности.

. Воля и волевые действия человека, структура волевого акта, волевые качества личности, их развитие.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.Воля является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами.

Непроизвольные действия совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т. д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Примером непроизвольных действий могут служить поступки людей в состоянии аффекта (изумления, страха, восторга, гнева).

Произвольные действия предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Все производимые действия, совершаемые сознательно и имеющие цель. Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли:

1) простые: те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Для простого волевого действия характерно то, что выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

2) сложные выделяют следующие этапы:

а) осознание цели и стремление достичь ее;

б) осознание ряда возможностей достижения цели;

в) появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

г) борьба мотивов и выбор;

д) принятие одной из возможностей в качестве решения;

е) осуществление принятого решения;

ж) преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое - это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности:

1) инициативность - обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают.

2) Самостоятельность - неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

3) Решительность - выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется.

4) Энергия, т. е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели.

5) Подлинно ценным качеством она становится лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия.

 

 

7.Психологическая характеристика эмоциональной сферы человека.

. Эмоции и чувства, их основные функции, классификации, влияние на учебную деятельность.

Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей.Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная у живых существ форма эмоциональных переживаний - это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Многообразные проявления эмоциональной жизни человека делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стресс. Наиболее мощная эмоциональная реакция - аффект - сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание, полностью захватывающее психику человека и предопределяющее единую реакцию на ситуацию в целом. Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью.

Собственно эмоции, в отличие от аффектов, - более длительные состояния. Они - реакция не только на события совершившиеся, но и на вероятные или вспоминаемые.

Чувства - высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными, входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства - еще более чем эмоции, устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер: они выражают устойчивое отношение к каким-либо объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувство вообще, безотносительно, а только к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

В зависимости от направленности чувства делятся на моральные (переживание человеком его отношения к другим людям), интеллектуальные (чувства, связанные с познавательной деятельностью), эстетические (чувства красоты при восприятии искусства, явлений природы), практические (чувства, связанные с деятельностью человека)".

Настроение - самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

В переводе с английского стресс - это давление, нажим, напряжение, а дистресс - горе, несчастье, недомогание, нужда. По словам Г. Селье, стресс есть неспецифический (т. е. один и тот же на различные воздействия) ответ организма на любое предъявленное ему требование, который помогает ему приспособиться к возникшей трудности, справиться с ней. Всякая неожиданность, которая нарушает привычное течение жизни, может быть причиной стресса.

К понятию и состоянию стресса близко и понятие фрустрации. Фрустрация переживается как напряжение, тревога, отчаяние, гнев, которые охватывают человека, когда на пути к достижению цели он встречается с неожиданными помехами, которые мешают удовлетворению потребности. Фрустрация создает, таким образом, наряду с исходной мотивацией новую, защитную мотивацию, направленную на преодоление возникшего препятствия. Прежняя и новая мотивация реализуются в эмоциональных реакциях. Фрустрация влечет за собой эмоциональные нарушения лишь тогда, когда возникает препятствие для сильной мотивации. Если у ребенка, начавшего пить, отнять соску, он реагирует гневом, однако в конце сосания - никаких эмоциональных проявлений.

 

8.Понятие о темпераменте. Учет особенностей темперамента в процессе обучения и воспитания.

Темперамент — это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный) - действия резки, порывисты. Отличается повышенной впечатлительностью, возбудимостью, эмоциональностью, поддается настроению. Часто выглядит высокомерно, самонадеянно. Обретает покой только в напряженной деятельности. Если заражен общественной деятельностью, то инициативен, принципиален, энергичен, оптимист. Если отсутствует богатство духовной жизни, то гневен, раздражителен, агрессивен, аффективен.

Сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный) – чаще всего находится в приподнятом расположении духа, отличается быстрым, эффективным мышлением, экстраверт, быстро и легко приспосабливается к новым условиям. Общителен, чувства легко возникают и сменяются. Разговорчив, инициативен, с подвижной и выразительной мимикой. При отсутствии серьезных целей, творческой деятельности вырабатывается поверхность и непостоянность.

Флегматик (сильный, уравновешенный, малоподвижный) – чужда тревога. Спокойствие, удовлетворенность, новые формы поведения вырабатываются медленно, но являются стойкими. Редко выходит из себя, не склонен к аффектам. Положительно: выдержка, вдумчивость, старательность, глубина мысли, миролюбие. Отрицательное: вялость, пассивность, лень, безволие, безучастность.

Меланхолик (слабый, неуравновешенный, малоподвижный) – интроверт, степенность в движении, осторожность в решениях. Реакция частично не соответствует силе раздражителя: сильные воздействия вызывают тормозную реакцию. Положительное: человек содержательный, сдержанный, глубокий. Отрицательное: боязливый, замкнутый, неподатливый, пессимистичный, раздражит.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека. Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Можно образно описать, что люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники — для организаторской деятельности («политики»), меланхолики — для творческой деятельности в науке и искусстве («мыслители»), флегматики — для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»). Для некоторых видов деятельности, профессий противопоказаны определенные свойства человека, например, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны медлительность, инертность, слабость нервной системы.

Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями. От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно-психического напряжения.

Пути приспособления темперамента к требованиям деятельности:

1) профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента.

2) индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы.

3) преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.

4) основной и наиболее универсальный путь — формирование ее индивидуального стиля.

 

 

9.Понятие о характере. Учет закономерностей формирования характера в процессе обучения и воспитания.

Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе; к другим людям; к порученному делу. В характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Какова связь темперамента с характером? Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:

1) отождествление темперамента и характера (Кречмер);

2) противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Вирениус, Викторов, Левитов);

3) признание темперамента элементом характера;

4) признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера.

Группы черт характера - те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях:

1) черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений.

2) интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Свойства характера: общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять пять глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман и др.):

1) самоуверенность — неуверенность;

2) согласие, дружелюбие — враждебность;

3) сознательность — импульсивность;

4) эмоциональная стабильность — тревожность;

5) интеллектуальная гибкость — ригидность.

Социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло. Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей. От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.

 

 

10. Понятие о личности. Основные подходы к изучению личности (психоаналитический, поведенческий, гуманистический, деятельностный). Структура личности.

Понятие «личность» многопланова, личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии и т. д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.

Для социолого-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек». Наиболее общим является понятие «человек» — биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специальные человеческие способности и свойства (речь, сознание, трудовая деятельность) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно.

Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологических и социальных факторов при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, используют понятие «индивид» — как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» — как социально-психологическая сущность человека, формируется в результате усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, общественно-исторического опыта человечества(личностью мы становимся). Личность - не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. Личность — это активно осваивающий и целенаправл. преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентации, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, которая обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия перед природой. Личность получает свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется поэтому пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим, коммуникативным и художественным.

Факторы формирования: природные (наследственные), деятельность, социальные факторы.

Стороны личности:

1) индивидуально-психологическая сторона – психологический процесс (- это течение психологического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции), психологические свойства (-устойчивые образования, обеспечивающий определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека: жизненная позиция личности: систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека; темперамент; способности; характер), психологическое состояние (- определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности: эмоциональное состояние и настроение), психологических образов.

2) мировоззренческая сторона отражает общественно значимые качества и особенности, позволяющие занимать личности достойное место в обществе.

3) социально-психологическая сторона – основные качества и характеристики личности, позволяющие выполнять ей определенные роли в обществе, занимать статусное положение среди других людей: отношение к другим людям; социальные роли; социальные позиции – взгляды, убеждения, представл. личности, реализуемые и отстаиваемые в отношении с другими людьми; социальные установки – настроенность личности на определенное отношение к обществу и другим людям.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных