ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.17.Периодизация психического развития человека и ее основания. Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психологическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествовании, включает и развивает его достижения. Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготскийвыделял 3 группы периодизаций: I. НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Павел Петрович Блонский выбрал объект, легко доступный наблюдению, связанный с сущ-ными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. 1) 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство, 2) 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов, 3) 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости). II. ОДИН, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННЫЙ автором, ВНУТРЕННИЙ критерия.Зигмунд Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. 1) 0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я". 2) 1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть. 3) 3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я". 4) 5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются. 5) 12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствующее библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка. I уровень: Страх наказания(до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ. II уровень: Стыд перед окружающими людьми(13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негатив. оценки больших социальных групп. III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей. III СУЩЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ, признаков. Это периодизация Выготского и Эльконина. Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период. 1) Младенчество0-1 Ведущая деятельность и Новообразование: эмоциональное общение ребенка со взрослым, ходьба, первое слово. Социальная ситуация: Освоение норм отношений между людьми. 2) Ранний возраст1-3 Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому. Соц. ситуация: Усвоение способов деятельности с предметами. 3) Дошкольный возраст 3-6(7). Ведущая деятельность и Новообразование: ролевая игра произвольность поведения. Социальная ситуация: Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми. 4) Младший школьный возраст6/7-10/11. Ведущая деятельность и Новообразование: учебная деятельность произвольность всех псих. процессов, кроме интеллекта. Социальная ситуация: Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности. 5) Средний школьный возраст, подросток10/11 – 14/15. Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представления о себе "не как о ребенке". Социальная ситуация: Освоение норм и отношений между людьми. 6) Старший школьник (ранняя юность) 14/15 -16/17. Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное и личностное самоопределение. Социальная ситуация: Освоение профессиональных знаний, умений. 7) Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25.Ведущая деятельность и Новообразование: Трудовая деятельность, профессиональная. учеба. Социальная ситуация: Освоение профессионально-трудовых умений. 8) Зрелостьпосле 25. 20-50 лет - зрелость,50-75 -поздняя зрелость,75-.. -старость
18.Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского. В значение «развития высших психических функций» Выготский включает, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления (языком, счетом, письмом и пр.), а во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическое мышление, произвольная память, произвольная воля и пр.). Высшие психические функции обладают характеристикой произвольности, то есть управляемости со стороны человека. Эта произвольность обеспечивается опосредованностью знаком или стимулом-средством характера высших психических функций. Высшие, сложные психические функции, согласно Выготскому, обладают характеристикой системности (то есть представляют собой комплексы психических функций, а не отдельно взятые психические процессы и состояния). Его научная точка зрения на природу высших психических функций состоит в невозможности их изучения путем разложения на более мелкие, первичные психические функции. Хотя психические функции высшего порядка (опосредованные речью) и развиваются на основе простых психических процессов, они принципиально не сводимы к их сумме. Система (в данном случае, высшие психические функции) – это больше, чем сумма ее частей, поскольку она включает в себя сложные взаимосвязи между ее элементами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|