Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.




Первые попытки психического развития. Первая периодизация - древние греки(Пифагор, Аристотель, Гиппократ). Пифагор - четыре периода, которые соответствуют временам года: Весна (рождение - 20 лет) - развитие. Лето (20 - 40 лет) - молодость. Осень (40 - 60 лет) - расцвет. Зима (60 - 80 лет) - угасание. Гиппократ - десять семилетних периодов, описательная периодизация. Аристотель - периодизация до 21 года. Научный подход к психическому процессу - эволюционный подход Ч. Дарвина. В настоящее время множество концепций, но не удалось раскрыть возрастнуюпериодизацию. В XIX - XX в. - две точки зрения. 1) Эндогенные - развитие по твёрдым законам,обусловленными врождёнными программами (развитие = созревание). 2) Экзогенные - развитие, как результат влияния воздействия внешней среды. Ж. Пиаже - психическое развитие через интеллект. Коулбер - нравственное развитие в основе психического развития. Классификация психического развития - различные основания. Асмолов - три основных подхода к психическому развитию: 1. Биогенетический - программа развития человека,как индивида (свойства психики, задатки, темперамент); 2. Социогенетический - программа социализации(вхождение человека в общество), как осваивать социальные роли, нормы,установленные ценности определяющие личность; 3. Персоногенетический - программа активностисамосознания личности, включая индивидуальный характер, способность ксамореализации, поиск смысла жизни определяет индивидуальность. Аверин - 3 + 1 - характер развития связан с развитием познавательной сферы.Учитываются генотип и условия определяют, условность классификации. Биогенетический подход. q Теории рекапитуляции. q Психоаналитические теории. Теории рекапитуляции (Геккель, Холл, Гетиинс). Геккель - сформулировал биогенетический закон, который касается толькоэмбриогенеза - есть краткое и быстрое повторение филогенеза. Расширили рамкиэтого закона: распространили закон на онтогенез. Холл Гренвилл Стэнли (1844 - 1924) - первым получил степень докторапсихологии в США. Работал с Вундтом, но был с ним не согласен. Основная идея:человек в онтогенезе проходит все стадии развития от первобытной дикости, неможет миновать ни одной стадии. Развитие детского рисунка проходит все стадииразвития искусства. Эльконин - теория Холла не верна, но это первая попытка теоретическогоосмысления психического развития человека. Холл поставил вопрос о связи междуиндивидуальным и общественным развитием. Гетиинс - создал периодизацию развития: 1. Дикость; 2. Охота и захват добычи; 3. Пастушество; 4. Земледелие; 5. Промышленность. Важнейший фактор развития способностей: добывание пищи. Границы фаз не жёсткие. 1. Дикость (до 5 лет) - у ребёнка наблюдаетсястремление к копанию в песке. Всё в рот съедобность - мерило всего(максимальное развитие в 3 года). 2. Охота и захват добычи (5 - 11; 12 - 14 лет) -дети боятся чужих, агрессивных проявлений, жестокости. Всё делается тайком(максимальное развитие в 7 лет). 3. Пастушество (8 - 12; 9 - 14 лет) - имеет свойсобственный уголок, любит дом, животных (максимальное развитие в 10 лет). 4. Земледельческий (11 - 13; 12 - 15 лет) - интереск явлениям природы, любовь к садоводству, наблюдательность, осмотрительность(максимальное развитие в 14 лет). 5. Промышленность и развитие (14 - 20 лет) -осознание роли денег, значение арифметики, деньги на первом месте (максимальноеразвитие в 18 - 20 лет).

17.Периодизация психического развития человека и ее основания.

Научно обоснованная периодизация должна отражать внутренние закономерности самого процесса развития и отвечать следующим требованиям: 1) описывать качественное своеобразие каждого периода развития и его отличия от других периодов; 2) определять структурную связь между психологическими процессами и функциями в рамках одного периода; 3) устанавливать инвариантную последовательность стадий развития; 4) периодизация должна иметь такую структуру, где каждый последующий период основан на предшествовании, включает и развивает его достижения.

Существуют разные возрастные периодизации развития. В них выделяют разные периоды, эти периоды по-разному называются, различны возрастные границы, т.к. их авторы в основу заложили разные критерии. Л.С. Выготскийвыделял 3 группы периодизаций:

I. НА ОСНОВЕ ВНЕШНЕГО, НО СВЯЗАННОГО С САМИМ ПРОЦЕССОМ РАЗВИТИЯ КРИТЕРИЯ. Примером могут служить периодизации, созданные по биогенетическому принципу. Павел Петрович Блонский выбрал объект, легко доступный наблюдению, связанный с сущ-ными особенностями конституции растущего организма признак - появление и смену зубов. 1) 0-8 мес. - 2,5 года - беззубое детство, 2) 2,5 - 6,5. лет - детство молочных зубов, 3) 6,5 и старше - детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости).

II. ОДИН, ПРОИЗВОЛЬНО ВЫБРАННЫЙ автором, ВНУТРЕННИЙ критерия.Зигмунд Фрейдсчитал главным источником, двигателем человеческого поведения бессознательное, насыщенное сексуальной энергией.

1) 0 - 1год оральная стадия (эрогенная зона - слизистая рта и губ). Ребенок получает удовольствие, когда сосет молоко, а в отсутствие пиши - собственный палец или какой-нибудь предмет. Люди начинают делиться на оптимистов и пессимистов, может сформироваться ненасытность, жадность. Кроме бессознательного "Оно" формируется "Я".

2) 1 - 3 года анальная стадия (эрогенная зона смещается в слизистую оболочку кишечника). Формируется опрятность, аккуратность, скрытность, агрессивность. Возникает много требований и запретов, в результате чего в личности ребенка начинает формироваться последняя, третья инстанция - "Сверх-Я" как воплощение социальных норм, внутренняя цензура, совесть.

3) 3 - 5 лет фаллическая стадия (высшая стадия детской сексуальности). Ведущей эрогенной зоной становятся гениталии. Если до сих пор детская сексуальность была направлена на себя, то сейчас дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям, мальчики к матери (Эдипов комплекс), девочки к отцу (комплекс Электры). Это время наиболее строгих запретов и интенсивного формирования "Сверх-Я".

4) 5 - 12 лет латентная стадия как бы временно прерывает сексуальное развитие ребенка. Влечения, исходящие из "Оно", хорошо контролируются.

5) 12 - 18 лет генитальная стадия соответствует собственно половому развитию ребенка. Объединяются все эрогенные зоны, появляется стремление к нормальному сексуальному общению.

Периодизация Колберга, основанная на изучении уровня морального развития человека. Выявленные в исследованиях Колберга 3 уровня и 6 ступеней нравственного развития соответствующее библейским представлениям об ориентации человека на страх, стыд и совесть при выборе поступка.

I уровень: Страх наказания(до 7 лет). 1. Страх перед правом силы. 2. Страх быть обманутым и недополучить благ.

II уровень: Стыд перед окружающими людьми(13 лет). 3. Стыд перед товарищами, ближайшим окружением. 4. Стыд общественного осуждения, негатив. оценки больших социальных групп.

III уровень: Совесть (после 16 лет). 5. Желание соответствовать своим нравственным принципам. 6. Желание соответствовать своей системе нравственных ценностей.

III СУЩЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ, признаков. Это периодизация Выготского и Эльконина.

Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

1) Младенчество0-1 Ведущая деятельность и Новообразование: эмоциональное общение ребенка со взрослым, ходьба, первое слово. Социальная ситуация: Освоение норм отношений между людьми.

2) Ранний возраст1-3 Ведущая деятельность и Новообразование: предметная деятельность "внешнее Я сам" по Выготскому. Соц. ситуация: Усвоение способов деятельности с предметами.

3) Дошкольный возраст 3-6(7). Ведущая деятельность и Новообразование: ролевая игра произвольность поведения. Социальная ситуация: Освоение социальных норм, взаимоотношений между людьми.

4) Младший школьный возраст6/7-10/11. Ведущая деятельность и Новообразование: учебная деятельность произвольность всех псих. процессов, кроме интеллекта. Социальная ситуация: Освоение знаний, развитие интеллектуально-познавательной деятельности.

5) Средний школьный возраст, подросток10/11 – 14/15. Ведущая деятельность и Новообразование: интимно-личностное общение в учебной и других видах деятельности чувство "взрослости", возникновение представления о себе "не как о ребенке". Социальная ситуация: Освоение норм и отношений между людьми.

6) Старший школьник (ранняя юность) 14/15 -16/17. Ведущая деятельность и Новообразование: учебно-профессиональная деятельность, профессиональное и личностное самоопределение. Социальная ситуация: Освоение профессиональных знаний, умений.

7) Поздняя юность или ранняя зрелость 18-25.Ведущая деятельность и Новообразование: Трудовая деятельность, профессиональная. учеба. Социальная ситуация: Освоение профессионально-трудовых умений.

8) Зрелостьпосле 25. 20-50 лет - зрелость,50-75 -поздняя зрелость,75-.. -старость

 

 

18.Теория культурно-исторического развития высших психических функций Л.С. Выготского.

В значение «развития высших психических функций» Выготский включает, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления (языком, счетом, письмом и пр.), а во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций (произвольное внимание, логическое мышление, произвольная память, произвольная воля и пр.).

Высшие психические функции обладают характеристикой произвольности, то есть управляемости со стороны человека. Эта произвольность обеспечивается опосредованностью знаком или стимулом-средством характера высших психических функций.

Высшие, сложные психические функции, согласно Выготскому, обладают характеристикой системности (то есть представляют собой комплексы психических функций, а не отдельно взятые психические процессы и состояния). Его научная точка зрения на природу высших психических функций состоит в невозможности их изучения путем разложения на более мелкие, первичные психические функции.

Хотя психические функции высшего порядка (опосредованные речью) и развиваются на основе простых психических процессов, они принципиально не сводимы к их сумме. Система (в данном случае, высшие психические функции) – это больше, чем сумма ее частей, поскольку она включает в себя сложные взаимосвязи между ее элементами.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных