Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Существует 4 уровня структуры личности (биологические и социальные).




1. Низший уровень личности - биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.

2. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.

3. Следующий уровень личности - индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и при­вычки. Эта подструктура формируется преимущественно в про­цессе обучения, имеет социальный характер. 4. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооцен­ки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую чело­век включен.

Различие людей между собой значительно: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с дру­гими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нуж­ны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Выдающийся отечественный психолог С. Л. Рубинштейн различал в личности направленность, способности, темпера­мент, характер, самосознание. А. Н. Леонтьев считал, что личность — это социальная сущность человека, и поэтому тем­перамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо воле­вой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т. е. ядра личности.


^ Иерархическая структура личности (по К. К. Платонову)

Краткое название подструктуры К данной подструктуре относятся ^ Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы; интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания, навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)


Несмотря на различие людей между собой, функционирование психики всех людей подчиняется общим закономерностям: у всех есть память, эмоции и другие психические процессы; в своем развитии все проходят общие этапы развития, формируются общие, типичные человеческие проявления психики. И даже отличия людей друг от друга характеризуются определенной устойчивостью, в результате эти различия тоже можно выделить, описать, типизировать, обобщить, т.е. создаются научные типологии, находится «общее» даже в различиях.

Но все существующие классификации типов мышления, темперамента, характера, личности людей, с одной стороны, слишком широки, потому что под один тип попадает множество совершенно различных людей, а с другой стороны, слишком узки, потому что ни один человек никогда не укладывается в рамки одного типа.

И тем не менее, без научных типологий не обойтись. Они нужны потому, что помогают прогнозировать поведение человека, помогают мыслить, пока мы помним об их искусственности и условности.

 

 

11. Психологическая характеристика общения: сущность, функции, стороны общения.

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.

Три стороны:

1) коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми;

2) интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми, например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

3) перцептивная сторона общения включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Этапы:

1. Потребность в общении — побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.

3. Ориентировка в личности собеседника.

4. Планирование содержания своего сообщения — человек представляет, что именно скажет.

5. Бессознательно человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.

6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

Стратегии общения:

1) открытое (желание и умение выразить полно свою точку зрения и готовность учесть позиции других) — закрытое общение (нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию);

2) монологическое—диалогическое;

3) ролевое (исходя из социальной роли) — личностное (общение «по душам»).

Виды общения:

1. «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.)

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут ли последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов — друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации.

6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика изучает движение мышц лица, жестика исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.

2. Таксика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.

3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении.

Функции:

1) прагматическая - отражает потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью,

2) формирования и развития - отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях,

3) подтверждения - обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя,

4) объединения-разъединения людей - посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения,

5) организации и поддержания межличностных отношений - служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности,

6) внутриличностная - реализуется в общении человека с самим собой.

 

12.Понятие о группе. Школьный класс как малая социальная группа. Руководство развитием малой группы.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности [4].

Специалист по групповой динамике Марвин Шоу утверждает, что всем группам присуще одно общее качество: их члены взаимодействуют друг с другом. Поэтому он определяет группу как коллектив, образованный двумя или большим числом людей, взаимодействующих друг с другом и влияющих друг на друга. Более того, замечает социальный психолог из Австралийского национального университета Джон Тернер, группы воспринимают себя как «мы» в отличие от всех остальных, воспринимаемых ими как «они». Так что люди, которые вместе бегают трусцой, - это самая настоящая группа. Причины, по которым возникают группы, могут быть самыми разными: это и потребность принадлежать к какому-либо сообществу, и потребности в информации, в признании, в достижении определенных целей [3].

В учебном процессе все его участники, так или иначе, оказываются тесным образом связанными между собой, их взаимодействие становится очевидным и ожидаемым. Будь то школьники или учителя, они определенно представляют собой группу людей, имеющую одно направление деятельности, то есть социальную группу.

Социальная группа - общность, в которой люди объединяются по общему участию в определенной деятельности, проявляющемуся в общности целей, интересов или других социальных или социально-психологических характеристик [5].

Поскольку границы социальных групп в педагогическом процессе являются достаточно четко определенными, и в каждой группе наблюдается прямое личное взаимодействие всех участников процесса, становится очевидным, что это малая социальная группа.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1].

Малая группа - группа, реально существующая в определенной системе общественных отношений; выступает как субъект конкретного вида социальной деятельности, «как звено определенной общественной системы, как часть общественной структуры». Специфический признак малой группы: общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, опосредованных совместной деятельностью, реализующих определенные общественные связи [5].

Школьный класс – малая социальная группа, а обучающиеся в нем дети – члены этой группы. В рамках существования и развития внутриклассного коллектива как малой группы ведущую роль играет процесс межличностного взаимодействия. В процессе взаимодействия школьники обмениваются социальным опытом, делятся различными знаниями и навыками. И именно в процессе межличностного взаимодействия закладывается либо успешность, либо не успешность процесса социализации.

 

 

13. Межличностные отношения в малых группах. Конфликты в малых группах. Оптимизация социально-психологического климата в школьных коллективах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных