ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Понятие о воображении, его развитие в процессе обучения.Воображение – психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и удержать их в памяти. Чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее впечатления, тем больше возможностей для комбинации образов. Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями (чтение художественной литературы, чертежа детали, агрегата, плана сооружения). Качество воссоздания зависит от ряда причин: 1. От исходной информации, на основе кот развертывается воссоздание (при чтении худ лит-ры портрет персонажей, дела и их поступки представлены в воображении читателя ярко, зримо, в завис-ти от языковых средств). 2. Воссоздание знаковой информации зависит от суммы и качества знаний чел. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор. 3. Качество воссоздающего изображения зависит от наличия установки (сильные эмоциональные состояния мешают воссозданию образов памяти и воображения, и тогда человек не в состоянии собраться с мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте) Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Задача педагогического процесса – накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности картины, ситуации, события. Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. Различают объективно и субъективно новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое – новое для данного человека, оно может повторять существующее, но об этом человек не знает. Непреднамеренное воображение – характеризуется неучастием или крайне незначительным включением в процесс создания образов целеполагания и волевого усилия (сновидения, грезы, чтение худ литературы – не прилагается усилия для оживления картины, «стоящей» за текстом). Преднамеренное воображение – для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое соображение. Мечта – образ желаемого будущего. В мечте заложено активное начало, она является в определенном смысле движущей силой дел и поступков человека, поскольку последние реализуют ее. Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах. Наиболее элементарная форма синтезирования образов – агглютинация – предполагает «склеивание» различных, в повседневной жизни несоединимых качеств, свойств, частей (русалка, кентавр, избушка на курьих ножках). Гиперболизация – увеличение или уменьшение предмета (великан, мальчик-с-пальчик), а также изменение количества частей предмета или их смещение (дракон с семью головами). При помощи заострения, подчеркивания каких-либо признаков создаются дружеские шаржи, злые карикатуры. В процессе схематизации представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план. Типизация- выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение этих существенных черт в конкретном образе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|