ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИЖ. А. Балакшина, Т. В. Прохоренко • Школьный тест умственного развития • Тест структуры интеллекта Амтхауэра • Методики исследования креативности Интеллект В структуру интеллекта входит комплекс разнородных факторов, его проявления многообразны и неоднозначны. Это является предпосылкой различных подходов к пониманию интеллекта и его факторов. П. Векслер (P. Wechsler) определяет интеллект как обобщенную, глобальную способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Интеллект определяется как обобщенная способность к обучению. При этом обучение понимается как многомерный процесс, связанный с изменениями факторных нагрузок или оценок по факторам (Cattell R., 1971, Buss A., PoleyW., 1976, и др.). Сущность интеллекта видят в эффективности адаптации, поведения в мыслительной сфере. Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже (J. Piaget), проявляется в адекватной адаптации. Б. Г. Ананьев дает определение интеллекта как многоуровневой организации познавательных сил (психофизиологические процессы, состояния и свойства личности) и связанной с нейродинамическими, вегетативными, метаболическими характеристиками человека. На протяжении длительного периода тесты интеллекта служили средством измерения, как предполагалось, некоторой психологической реальности, о сущности которой имелись весьма смутные представления. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, лежащей в основе всех наших достижений и измеряемой с помощью тестов. Эти представления подтверждались относительной стабильностью IQ, установленной при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени. Диагностика интеллекта как общей «умственной способности», определяющей достижения во многих сферах деятельности (в противоположность специальным способностям человека), имеет наиболее давние традиции. Термин «умственные тесты» появился более 100 лет назад. Его начал использовать Дж. Кеттел при разработке серий тестов для определения уровня интеллекта студентов. Дж. Кеттел опирался на идеи Ф. Гальтона, которого считают основоположником тестирования, основанного на методах экспериментальной психологии. Первые разработчики тестов полагали, что интеллект можно измерить через индивидуальные особенности сенсомоторных процессов. Попытки разработки объективных методов измерения более сложных функций в то время не предпринимались. Тесты, основанные на измерении мышечной силы, скорости движений, чувствительности к боли, остроты зрения и слуха, различения веса, времени реакции, широко применялись, особенно в области образования. Однако результаты тестирования демонстрировали малую согласованность данных по разным тестам и практически никаким образом не были связаны с академической успеваемостью. Постепенно осознавалась необходимость при диагностике интеллекта измерять более сложные психические функции: характеристики восприятия, воображения, внимания, памяти, логического мышления. Больших успехов добился в этом направлении А. Бине, что привело его к созданию первых шкал интеллекта, объединявших в единое целое около 30 разнообразных тестов. На основе этих шкал было создано много вариантов тестов общего интеллекта. Наиболее совершенной является шкала Стэнфорд- Бине, разработанная JI. Терменом в 1916 г. Именно в этом варианте впервые был получен коэффициент интеллекта (IQ), как отношение умственного возраста (термин А. Бине) и фактического возраста испытуемых. Современные тесты общего интеллекта являются продолжением этой линии развития. Обычно они представляют собой достаточно разнородные серии субтестов, дающие один суммарный показатель IQ. Однако оказалось, что так называемый общий интеллект имеет сложную структуру и суммарные показатели типа IQ необходимо дополнять показателями выполнения отдельных субтестов, строить «профиль интеллекта» и далее создавать тесты, нацеленные на измерение отдельных интеллектуальных способностей, таких как вербальное понимание, пространственное воображение, арифметические способности, скорость восприятия и др. Для диагностики интеллектуальных особенностей человека применяются тесты общего интеллекта, где главным показателем является суммарная оценка IQ. Оценки по отдельным субтестам служат вспомогательными характеристиками, дающими представление о структуре (профиле) индивидуального интеллекта. Методы диагностики интеллекта в каждом возрастном периоде различны. Далее рассмотрены интеллектуальные тесты для дошкольного, школьного возраста и периода взрослости. Дошкольный возраст Для диагностики интеллекта ребенка дошкольного возраста может быть использован детский адаптированный вариант методики Векслера [1,2]. Преимуществом теста Векслера является то, что он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря объединению в нем субтестов, направленных на исследование различных — вербальных и невербальных — характеристик, степень выраженности которых вычисляется по единой 20-балльной шкале. Это дает возможность установить, какие стороны интеллектуальной деятельности сформированы у испытуемого хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его достижения со средними нормами и результатами обследования других детей. Существует специально адаптированный к условиям нашей страны детский вариант методики (А. Ю. Панасюк), предназначенный для исследования интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет и состоящий из 12(6 вербальных и 6 невербальных) субтестов. I субтест — «Общая осведомленность» — направлен на изучение кругозора ребенка, запаса имеющихся у него самых общих сведений об окружающей его действительности. Наибольшие трудности в выполнении данного субтеста испытывают социально-педагогически запущенные школьники, не получившие необходимого запаса знаний в дошкольный период детства, с пробелом в формировании познавательных функций. II субтест — «Понятливость» — состоит как бы из двух частей. Первые пять вопросов направлены на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений. Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен что-то предпринять, проявив собственную инициативу. Правильное (самостоятельное) решение проблемы оценивается в 2 балла, а обращение к чьей-то помощи — в 1 балл. Если ребенок не знает, как действовать в подобной ситуации и дает неверный ответ, он не получает ни одного балла. Вопросы второй части направлены на изучение уровня знания ребенком социальных норм и требований, его умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил. Однако первые вопросы субтеста могут вызывать затруднения у детей из благополучных семей, интеллектуально развитых, но не приученных к самостоятельности, живущих в условиях гиперопеки. В этом случае опрос следует прекращать не при трех неверных ответах вообще, как это регламентировано стандартной инструкцией, а при трех отрицательных ответах на вопросы второй части. III субтест — «Арифметический» — направлен на изучение способности ребенка выполнять арифметические действия и операции в уме, способности к устному счету, а также умения быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение. Данный субтест имеет временные лимиты и проводится с использованием секундомера. На решение каждой арифметической задачи отводится определенное число секунд. Задача считается нерешенной, если дан неверный ответ или истек лимит времени. Все действия испытуемый должен производить в уме. IV субтест — «Аналогии — сходство» — направлен на исследование способности ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков. V субтест — «Словарь» — направлен на анализ словарного запаса ребенка. Отвечая на вопрос, ребенок должен объяснить, что означает то или иное слово, т. е. дать определение понятия доступными ему средствами. Наибольшие трудности при выполнении данного субтеста, так же как и первого, испытывают социально-педагогически запущенные школьники. VI субтест — «Повторение цифр» — направлен на изучение состояния кратковременной и оперативной памяти испытуемых и требует достаточной степени концентрации произвольного внимания. Кроме того, низкие результаты при повторении цифр в обратном порядке могут свидетельствовать о пространственно-перцептивных нарушениях. Первые 6 субтестов составляют вербальную часть методики. Предварительные оценки через возрастную шкалу переводятся в шкальные. Окончательная оценка за субтест зависит от,возраста ребенка. Согласно требованиям теста, чем старше ребенок, тем большее число заданий он должен выполнить. Задания внутри каждого субтеста возрастают по степени сложности, с учетом возрастных нормативов. На основе интегральной оценки за все 6 первых субтестов вычисляется вербальный интеллектуальный показатель (ВИП).. VII субтест — «Недостающие детали» — направлен на изучение наблюдательности ребенка, его зрительно-перцептивной памяти, а также умения выделять существенные признаки путем зрительного анализа. Субтест состоит из картинок, на которых изображены предметы с недорисованными деталями и частями. Ребенок должен определить, чего не хватает наданной картинке, причем ему не обязательно называть недостающую деталь, достаточно указать лишь ее место на рисунке. Субтест имеет временные лимиты (как и все остальные субтесты этой серии) и проводится с секундомером. Превышение лимита времени дает нулевую оценку, успешный ответ оценивается в 1 балл. VIII субтест — «Последовательные картинки» — направлен на изучение способности испытуемого устанавливать последовательность событий на основе анализа причинно-следственных связей. Испытуемый должен как можно быстрее разложить предъявленные в случайном порядке картинки так, чтобы у него мог получиться логически связный рассказ. Оценивается правильность установленной последовательности и время выполнения задания. Составление устного рассказа не требуется. IX субтест — «Составление фигур из кубиков», или «Кубики Кооса» — направлен на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне. Испытуемый должен составлять определенные узоры из кубиков, соответствующие нарисованным на карточках образцам. Важным здесь является умение перенести элементы восприятия в элементы конструкции. Оценка зависит от правильности составления узора и времени выполнения задания. Правильное выполнение первых 3 заданий при необходимости демонстрируется перед испытуемым на кубиках. X субтест — «Складывание объектов» — направлен на исследование способности ребенка к синтезу на предметном уровне, умения составлять целое из отдельных частей, конструктивного мышления. Испытуемый должен из отдельных деталей составить целую фигуру. Независимо от успешности выполнения испытуемому даются все задания. XI субтест — «Кодирование» — направлен на исследование способности испытуемого к распределению внимания, уровня его работоспособности. Данный субтест представляет собой вариант корректурной пробы и имеет две формы — для детей моложе 8 лет и старше 8 лет. XII субтест — «Лабиринт» — направлен на изучение зрительно-двигательной координации ребенка, его способности ориентироваться в пространстве рисунка. Вторые шесть субтестов составляют невербальную часть методики. Предварительные оценки через возрастную шкалу переводятся в шкальные и на основе интегральной оценки заданные шесть субтестов вычисляется невербальный интеллектуальный показатель (НИП). На основе интегральной оценки за все 12 субтестов вычисляется общий интеллектуальный показатель (ОИП). Таким образом, в результате исследования получается 15 показателей: ВИП, НИП, ОИП и 12 показателей по каждому субтесту. Школьный возраст Для изучения интеллектуального развития детей и подростков предназначен «Школьный тест умственного развития» (ШТУР) [2]. Умственное развитие подростков в основном определено школьными программами, которые содержат общественно выработанные требования к умственному развитию. В основе теста лежит школьная программа, учитывающая 3 учебных цикла: общественно-гуманитарный, естественно-научный, физико-математический. Методика дает возможность оценить зону ближайшего развития ребенка. Диагностирование с помощью штур дает возможность наметить коррекционную программу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|