Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы изучения импрессивной речи




Процесс понимания устной речи (импрессивная речь) совершается на психологическом и лингвистическом уровнях с взаимодействием и взаимо­влиянием других психических процессов. Помимо уровней структура его имеет такие звенья, какзвукоразличения, объема восприятия, оперативность памяти, перешифровка логико-грамматических конструкций на единицы значения и смысла и др.

Понимание речи может быть несформированным (или нарушенным) в результате дефектов в любом звене и на любом уровне. Качественный ана­лиз недостатков должен ответить на ряд ключевых вопросов: каковы при­чины и механизмы их возникновения, на каком уровне и в каком звене по­вреждения.

Обследование импрессивной речи (понимания, восприятия) направле­но на оценку сформированности фонематического слуха, понимания зна­чения слов, грамматической структуры, объема фразы.

Тест 1. «Инструкции». Состоит в выполнении определенной последова­тельности вербальных заданий.

Инструкция. Я тебе буду давать задания, а ты внимательно слушай и выполняй. Встань, подойди к двери, вернись сюда.

Понимание наиболее упроченных речевых инструкций нарушается при дисфункции ви­сочных отделов.

Тест 2. «Понимание обращенной речи». Является обычной беседой на бытовые темы. Задание проводится параллельно с исследованием экспрес­сивной речи на одном и том же материале диалога.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Ты любишь занятия со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как ини­циативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, вне- контекстные, не связанные с обшей темой, тогда сразу обнаружится нарушение понимания. И этот дефект, скорее всего, будет связан с дисфункцией височных отделов.

Тест 3. «Понимание предметных слов». Заключается в показывании ре­бенком объектов, названных экспериментатором. Материалом для прове­дения тестирования могут быть предметные картинки или окружающие предметы.

Инструкция. Покажи стол, яблоко. Покажи ложку и яблоко и т. д. (сначала называют по одному предмету, затем по два, по три).

Ответ считается правильным в том случае, если адекватно передается значение слова, при этом звуковые замены или искажения произношения, а также случаи, когда слово не верно оформляется грамматически (открытые вместо открывает), не учитываются. Увеличение объема может привести к ошибкам:

1) забывание последующих слов;

2) замена одной картинки другой;

3) отказ;

4) показ неадекватных картинок.

Возможна связь этих дефектов с патологией левой височной зоны, ее 2-й височной извилины.

Тест 4. «Понимание фраз». Состоит из коротких, простых по граммати­ческой структуре фраз. Индикатором понимания является указание ребен­ком на картинку, соответствующую фразе.

Инструкция. Покажи картинку, на которой нарисовано; мальчик сидит на стуле, на столе стоят цвет. Что здесь нарисовано? Мальчик входит в дом. Девочка выходит из дома.

Тест 5. «Коррекция семантически неверных предложений». Ребенок слушает предложение, в котором отдельные слова не соответствуют обще­му смыслу.

Инструкция. Послушай предложения, в них не все слова соответ­ствуют смыслу, и замени их на верные.

Например: Когда хотят что-то купить, теряют деньги.


Мать ставит хлебницу под стол. Вазу с цветами поставили в шкаф.

Задание позволяет определить, в какой степени ребенку удается понять связь значений и установить ее средствами языка.

При изучении различных форм речи следует учитывать возрастную нор­му произнесения отдельных звуков (рис. 5.1).


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных