ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы изучения фонематического слухаПри изучении фонематического слуха определяют, насколько хорошо ребенок слышит и распознает звуки. Тест 1. «Распознавание отдельных звуков». Включаетвсебя повторение дизъюнктных звуков (а-к, б-л,т-ш) и оппозиционных (б, п, т, д), нахождение буквы, соответствующей произнесенному звуку, и выработка условно-рефлек- торной реакции на определенные звуки. При проведении исследования необходимо называть звуки только по одному. Инструкция. Закрой глаза и повторяй за мной (предъявление сти- мульного материала). Хорошо, а теперь я назову звук, а ты найди соответствующую букву (из трех-четырех: Б, П, Г, Д или А, К, О, Р). Молодец. Теперь, если я назову Б, ты подними руку, а если я назову П, не поднимай. Замены оппозиционных звуков говорят о несформированности системы звуковых противопоставлений, в стойких и тяжелых случаях —о наличии сенсорной афазии (о дисфункции верхней височной извилины — 22-е поле). Тест 2. «Распознавание слогов». Состоит в выделении ребенком заданного слова из нескольких названных. Инструкция. Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА. После того как ребенок дает ответ, исследователь продолжаетА теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай слоги: ЗЯ, СЯ, СА, СЯ,ТЯ. Тест 3. «Распознавание слов». Состоит из 10 рисунков, которые выкладывают на столе перед ребенком (рис. 5.2). Инструкция. Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду называть эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках. Затем исследователь называет следующие пары: лук — люк, уточка — удочка, крыша — крыса, мишка — мышка, бочки — почки. Тест 4. «Опознавание звука в слове» (10 картинок). Инструкция. Разложи в одну сторону картинки на звук ш, в другую —на звук с. Тест 5. Опознание позиции звука в слове с использованием набора картинок (до 15). Инструкция. Внимательно послушай и скажи, где звучит с (ш, р, л): а) в начале; б) в середине; в) в конце слова. В заключение отмечают уровень сформированное™ слуховой дифференциации и фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|