Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятия хар-щие положение индивида




При описании положения индивида в группе в. качестве ее члена пользуются следующими понятиями: 1)статус–это единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного его восприятия другими членами группы. 2)позиция – это понятие, обозначающее положение индивида в той или иной подсистеме отношений и определяющее степень его потенциального влияния на поступки остальных членов группы. 3)роль – это нормативно заданный и коллективно одобряемый образец поведения индивида, ожидаемый группой. 4)система групповых ожиданий – это характеристика группового восприятия и оценивания членов группы и контролирующая их деятельность.Проблемы нормативного влияния на личность в группе могут быть условно выделены в два направления: а) нормативное влияние большинства группы на отдельную личность; б) нормативное влияние, оказываемое меньшинством на личность.

Конформизм – подчинение суждения или действия человека групповому давлению в ситуации конфликта между его собственным мнением и мнением большинства. Конформность – склонность человека как члена группы неосознанно выбирать и следовать мнению большинства. Негативизм– демонстрация поведения или мнения, противоречащего мнению большинства независимо от того, право это большинство или нет.Нонконформизм – демонстрация мнения или поведения, опирающегося на собственный опыт независимо от мнения или поведения группового большинства.

Система санкций. Это механизмы, посредством которых группа «возвращает» своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: 1) поощрительные и запретительные; 2) позитивные и негативные.Аттитюд – система субъективных отношений человека и его система представлений о собственном поведении и поведении других. Социальная установка – устойчивое внутреннее отношение человека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции, действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта. Социальная фасилитация– воздействие присутствующих на психологию и поведение человека, выражающееся в активизации его психических процессов и состояний.Воздействие других людей возрастает вместе с увеличением их количества.

 

Понятие лидерство

Лидер-член группы, чьи действия влияют на других людей в большей степени, чем действия других людей влияют на него самого; член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, имеющий в ней высокий статус, пользующийся авторитетом.Член группы, который правильно и вовремя действует, выполняя функции, необходимые для решения группой поставленных задач.Лидерство- психологическая характеристика поведения определенных членов группы----субординированность позиций участников в зависимости от их ценностных потенциалов и вкладов в жизнедеятельность группы.

Что делает человека лидером?

1. если человек обладает определенным набором ключевых черт личности, то он становится лидером теория великих людей (М.Басс) Лидер – функция личности лидером становится член группы, имеющий высокую активность, инициативность, чувство юмора, доброжелательность, уверенность, являющийся носителем и активным проводником предпочитаемых группой целей и ценностей; Данный подход предполагает, что лидерами рождаются, а не становятся.

Личностные характеристики лидеров- лидеры обычно обладают более высоким интеллектом и эрудицией;- лидеры движимы более сильным желанием власти (концентрация на собственной персоне, забота о престиже;- лидеры инициативны, энергичны, активны, неравнодушны к общественной жизни;- проявляют большую гибкость в ситуациях и способность к адаптации- лидеры уверенны в себе и надежны в ответственных делах, способны контролировать;- лидеры оригинальны и имеютиндивидуальный подход в выполнении работы;- лидеры чаще всего обладают высоким ростом и красивыми чертами лица;- лидеры чаще всего выросли в небольших семьях или были единственным ребенком в семье;- лидеры обычно харизматичны;

Харизматическое лидерство способность человека влиять на ведомых им людей, основанная на сверхъестественном даре и притягательной силе. Ведомым нравится взаимодействовать с харизматическим лидером, ибо они чувствуют вдохновение, правоту и важность конкретного дела. Благодаря силе своей личности, магнетизму такие люди способны подвигнуть других людей на серьезные усилия.

Функциональный подход к лидерству сосредоточивает внимание не на личности лидера, не на человеке в работе как таковом, а на функциях лидерства для конкретной группы. Функциональный подход концентрирует внимание на природе группы, характере последователей или подчиненных. Лидер – тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными.

Лидером становится тот член группы, который правильно и вовремя действует, выполняя функции, необходимые для решения группой поставленных задач.

Эффективность лидера зависит от:1.решения общей задачи: определение целей и задач группы, планирование работы, распределение ресурсов, обозначение системы обязанностей и ответственности, контроль за качеством работы, анализ полученных результатов;2. поддержания нормального функционирования группы: формирование целостной группы, поддержание созидательного настроя, установление правил и поддержание дисциплины, обучение группы в целом; 3. удовлетворения индивидуальных потребностей членов группы: внимание к личным проблемам и потребностям, наделение статусом и высказывание похвалы, устранение противоречий между потребностями индивида и группы;

Лидер должен (Адейр):

- быть осведомленным о процессах в группе, об отношении сотрудников к происходящему;- понимать, в каком действии с его стороны возникает необходимость;- уметь правильно действовать, что обычно видно, как реагирует группа;Навыки лидерства могут быть изучены,развиты и усовершенствованы.

Понятие власть.

Власть — это не всегда лидерство.Однако, лидерство порождает власть и в значительной степени обеспечивает ее. Выгодное отличие лидерства от простой административной власти состоит в том, что этовласть, которая не нуждается в применении силы, хотя и имеет ее. Сила становится ненужной, когда на помощь лидерству приходит идеология. Именно лидер призван сформулировать такую идею или систему идей, в которую готовы поверить те, кто нуждается в вере, и которую готовы принять те, кто ищет объяснений. Чтобы избежать сопротивления, лидер долженбыть сильным.До сих пор слово власть для каждого из нас имеет частично отрицательную окраску и вызывает отрицательные эмоции. «Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно».Большинство людей связывает власть с насилием, силой и агрессией. В самом деле, в основе власти часто лежит грубая сила. Но сила — вовсе не обязательный компонент власти. В действительности кулак, даже в бархатной перчатке, в некоторых обстоятельствах может скорее уменьшить, а не увеличить власть.Власть – способность одной стороны изменять поведение, взгляды, мнения, цели, потребности, ценностидругой стороны. Власть в организации получается разнообразными путями и может быть получена из многих источников. То, как власть получена в организации, зависит в значительной степени от типа власти.Психологические основания властиВозможность награждать.Возможность наказывать и принуждать к нужным действиям.Возможность использоватьморальные и правовые нормы.Наличие авторитета.Особые индивидуально-психологические свойства личности.Формы власти(способы властного воздействия)Статусная –обладатель получает власть в зависимости от социального положенияВласть Личная – обладателем становится человек по мере накопления жизненного опытаВласть в процессах управления.Власть это такие отношения между социальными единицами, когда поведение одной или более единиц (ответственные единицы) зависит при некоторых обстоятельствах от поведения других единиц (контролируемые единицы).Схема осуществления власти:контроль ресурсов как основание власти;процессы, преобразующие основания и проявления власти;сеть обобщенных отношений влияния как проявление власти. Основания власти Власть принуждения.Власть связей.Власть эксперта.Референтная/харизматическая власть.Нормативная власть.Информационная власть.Власть вознаграждений.Власть через участие (привлечение).Власть принужденияВ организациях такая власть осуществляется в виде соглашения между руководителями и подчиненными,нарушение которого со стороны подчиненных грозит штрафами, выговорами, увольнениями и другимиподобными санкциями. Сила власти определяется ожиданием управляемого объекта применения власти(назовем его В) в той мере, в какой управляющий субъект власти (назовем его А) способен наказать В занежелательное поведение.Власть связей Основана на связях применяющего власть субъекта А с влиятельным или обладающим крупными ресурсами власти лицом С, через которое А может по влиять на поведение объекта применения власти В. Хотя изменение поведения в желательную для себя сторону добивается А, объект власти ориентирован не на него, а на третье лицо С, которое напрямую не задействовано в ситуации применения власти.Власть эксперта Ресурсом власти, позволяющим субъекту А изменять в нужную ему сторону поведение объекта власти В, является совокупность знаний, навыков, интуиции и умений, которые В приписывает А. Власть ограничена определенной ситуацией, областью компетентности А. Обусловлена влиянием на основе разумной веры. Возрастающая сложность технологии ускорила использование разумной веры как механизма влияния всовременных организациях.Референтная/харизматическая властьСила власти зависит от желания объекта воздействия власти В быть похожим или поступать так же, как субъект власти А носитель харизмы — власти, построенной на силе личностных качеств и способностей лидера. Идентифицируя себя с А, В выполняет многие желания и указания А, связанные с изменением своего поведения и с действиями во многих областях соприкосновения А и В. Властное воздействие А легко воспринимается В. Основания власти Нормативная власть-Задействует непосредственно механизм воздействия нормативных культурных образцов на поведениеиндивидов. Власть основана на интернализованных В нормах, согласно которым А имеет правоконтролировать соблюдение определенных правил поведения и в случае необходимости настаивать наих выполнении.Информационная властьОснована на том, что А владеет информацией, представляющейся достаточно ценной объекту властного воздействия В. Поскольку В нуждается в этой информации, стремится быть «в курсе», то за передачу

этой информации А может требовать уступок в поведении В. В таком обмене используется различная информация — от информации интимного характера, позволяющей осуществлять шантаж, до деловой информации, необходимой для успешного выполнения поставлен ной задачи в условиях организации.

Власть вознаграждений

Представляет собой весьма распространенный способ применения власти и сводится к воздействию через «ожидание В того, в какой мере А в состоянии удовлетворить один из его (В) мотивов и насколько А поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения В».

Власть через участие

Субъект А предлагает В принять участие в формулировании целей организации или ее подразделений, и затем в их реализации (эти цели должны быть выгодны А). В дальнейшем В начинает следовать этим целям, так как считает их в какой-то степени своими собственными и чувствует себя обязанным по отношению к тем, с кем разрабатывал цели в одной команде.

 

 

Понятие управление

Управление – направленное воздействие на систему для достижения определенных целей.

Цели управления: -поддержаниехарактеристик/параметров объектауправления постоянными; - направленное изменение

характеристик/параметров объекта управления.

Социальное управление:

Управление рассматривают как направленное воздействие на объекты трех типов: - другого человека; - группу людей; - самого себя.

Управление рассматривается в тесной связи с влиянием как особым видом деятельности.

Формы управления: прямое и косвенное.

Прямое – физическое принуждение, распоряжение, приказ. Позволяет решать задачи управления без дискуссий и открытого сопротивления. В случае проявления несогласия/сопротивления со стороны тех, кем управляют, возникает угроза борьбы и соперничества и ситуация управления разворачивается по законам социального конфликта.

Косвенное - психическое воздействие, затрагивающее систему убеждений, ценностей, мотивов.

Предполагает психическое воздействие через средства воздействия на внутренние характеристики человека (убеждения, ценности, мотивы). Косвенное управление растянуто по времени и менее предсказуемо по результатам, в большой степени совпадает с задачей педагогики – воспитанием.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных