Воспитание как сторона социализации человека. Теории воспитания.
Воспитание – практико-преобразующая деятельность, направленная на изменение психического состояния, мировоззрения и сознания, знания и способа деятельности, личности и ценностных ориентаций воспитуемого.
Воспитание можно определить как сторону социализации человека, приобретения им жизненного опыта. Воспитание нацелено на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям.
Общими для обучения и воспитания являются механизмы приобретения человеком социального опыта (процесс научения), но специфическими – результаты научения. Если мы говорим о воспитании, то результатом воспитания являются свойства и качества личности, формы ее социального поведения. На воспитание оказывают влияние особенности культурных традиций и исторической эпохи.
Цели воспитания связаны с понятиями «добра» как поведения на благо другого человека, «истины» как руководства при оценке действий и поступков, «красоты» во всех ее формах проявления и созидания.
Средства воспитания – это объекты организованного и неорганизованного воздействия, используемые воспитателями с целью выработки у учеников определенных психологических качеств и форм поведения.
Средства воспитания являются «инструментарием» материальной и духовной культуры. К ним относят всевозможные виды научения, убеждения, внушения, преобразование когнитивной сферы, социальных установок, мир жизнедеятельности воспитанника, личный пример воспитателя, поступки, описываемые как нормативные и высокооцениваемые в педагогической, художественной и другой литературе.
Средства воспитания по характеру воздействия на человека разделяют на прямые и косвенные; по включенности сознания воспитателя и воспитуемого в процесс воспитания – на осознаваемые и неосознаваемые; по характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные средства, – на эмоциональные, когнитивные, поведенческие
. Методы воспитания – это способы действия воспитателя для достижения поставленных целей. Существующие классификации методов воспитания весьма условны. Например, в соответствии с теориями развития личности выделяют: психоаналитические; ассоциативные; поведенческие и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|