Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура личности и факторы ее развития.




Относительно устойчивые и относительно изменчивые особенности личности образуют ее динамическую структуру как сложное единство черт личности в их цельности и взаимосвязи.

Структура личности формируется под влиянием трех групп факторов:

биологических, или природных, социальных, или общественных, а также воспитание и самовоспитание.

Многочисленные наблюдения и исследования убедительно доказали, что для того, чтобы сформировалась личность, должны быть обеспечены два условия: необходимо иметь биологическую, природную, наследственную человеческую основу (первое условие), которая будет развиваться и формироваться в реальном социальном окружении (второе условие).

13.14. Темперамент: определение, физиологическая основа, общие свойства. Влияние темперамента на поведение человека.

Темперамент - индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в различном возрасте.

От темперамента человека зависят:

1) скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т.п.);

2) пластичность и устойчивость психических явлений, легкость их смены и переключения;

3) психический темп и ритм;

4) интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);

5) направленность психической деятельности на определенные объекты (экстраверсия или интроверсия).

Экстраверсия – это направленность личности на окружающий мир, окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир.

Темперамент человека проявляется в его эмоциональной впечатлительности, (т.е силе эмоционального возбуждения, быстроте, с которой оно охватывает человека, в устойчивости, с которой оно сохраняется) и импульсивности, характеризующей силой побуждений, скоростью, с которой они овладевают моторной сферой и переходят в действие, и устойчивостью, с которой они сохраняют свою действенную силу.

Холерический темперамент характеризуется сильной впечатлительностью и большой импульсивностью, сангвинический - слабой впечатлительностью и большой импульсивностью, меланхолический - сильной впечатлительностью и малой импульсивностью, флегматический - слабой впечатлительностью и малой импульсивностью.

 

Поистине поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучения темпераментов явилось учение И. П. Павлова о типах нервной системы (типах высшей нервной деятельности), общих для человека и высших млекопитающих.

И.П. Павлов доказал, что физиологической основой темперамента является тип высшей нервной деятельности, определяемый соотношением основных свойств нервной системы: силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, протекающих в нервной системе.

1. Сила — способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при значительном напряжении процессов возбуждения и торможения.

2. Уравновешенность нервных процессов отражает соотношение, баланс возбуждения и торможения. При этом уравновешенность означает одинаковую выраженность нервных процессов.

3. Подвижность нервной системы выражается в способности быстрого перехода от одного процесса к другому, от одной деятельности к другой. Лица с более подвижной нервной системой отличаются гибкостью поведения, быстрее приспосабливаются к новым условиям.

И.П. Павлов выделил 4 четко очерченных типа нервной системы, т.е. определенных комплексов основных свойств нервных процессов.

1. Слабый тип характеризуется слабостью как возбудительного, так и тормозного процессов – меланхолик.

2. Сильный неуравновешенный тип характеризуется сильным раздражительным процессом и относительно сильным процессом торможения – холерик, «безудержный» тип.

3. Сильный уравновешенный подвижный тип – сангвиник, «живой» тип.

4. Сильный уравновешенный, но с инертными нервными процессами – флегматик, «спокойный» тип.

Характер человека.

Характер - это психическое свойство, заключающее в себе закрепившееся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных (познавательных) и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Физиологической основой характера, как и темперамента, является тип нервной системы, но эта связь не прямая, а опосредованная. Люди с различными типами нервной системы могут иметь одинаковые черты характера, точно так же, как и люди с одним типом нервной системы - разные.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

1) отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим – людям, коллективизм и противоположенные черты – замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);

2) черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты – лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);

3) черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм – склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);

4) черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Акцентуация характера – это крайние варианты нормы как результат усиления отдельных черт. Акцентуация характера при весьма неблагоприятных обстоятельствах может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии, но отождествлять ее с патологией неправомерно.

Свойства характера определяются не биологическими закономерностями (наследственными факторами), а общественными (социальными факторами).

 

16. Направленность личности: понятие, виды и компоненты.

Направленность личности – это система устойчиво характеризующих человека побуждений (что человек хочет, к чему стремится, так или иначе понимая мир, общество; чего избегает, против чего готов бороться).

Она определяет избирательность отношений и активности человека и как подструктура личности включает в себя различные побуждения (интересы, желания склонности и т.д.).Различают общую направленность личности и профессиональную направленность.

Характеризуя направленность личности выделяют следующие её качества: уровень, широта, интенсивность, устойчивость, действенность.

Уровень направленности – это общественная значимость направленности человека (его убеждений и мировоззрения).

Широта направленности характеризует круг интересов личности. Среди большого круга интересов должен быть центральный, главный интерес, направленный на профессиональную деятельность, выполняемую личностью.

Интенсивность направленности связана с её эмоциональной окраской. Она может иметь большой диапазон выраженности, колеблясь от смутных, нечётких влечений через осознанные желания и активные стремления до глубоких убеждений.

Устойчивость направленности характеризуется длительностью и сохранностью побуждений в течение жизни.

Действенность направленности личности определяет активность реализации целей направленности в деятельности.

За любыми поступками человека всегда кроются определённые причины. Мотив поведения человека и цели поведения могут не совпадать: одну и ту же цель можно ставить перед собой, руководствуясь разными мотивами.

Цель показывает, к чему стремится человек, а мотив – почему он к этому стремится. Мотив может быть неосознанным, если осознание потребности не вполне соответствует подлинной нужде, вызывающей неудовлетворение, т.е. человек не знает подлинной причины своего поведения. К неосознанным мотивам относятся установки и влечения.

Установка – это не осознаваемое личностью состояние готовности к определённой деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка чаще всего складывается в результате повторения установочных ситуаций, а которых человек реагирует на внешние воздействия определённым образом, т.е. естественным путём.

Установки по отношению к различным фактам общественной жизни (событиям, людям и др.) могут быть позитивными и негативными, принимающими характер предубеждения.

Три составляющие (подструктуры) установки: когнитивная (познавательную) – образ того, что готов познать и воспринять человек; эмоционально-оценочная – комплекс симпатий и антипатий к объекту установки; поведенческая – готовность определённым образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия.

Влечение – недостаточно чётко осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечёт его, каковы его цели, что он хочет. Влечение – это этап формирования осознанного мотива.

К осознанным мотивам поведения относятся: интересы, склонности, желания, стремления, намерения, убеждения и мировоззрения.

Интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и (или) эмоциональной привлекательности.

Интересы могут быть непосредственными и опосредованными. Первые определяются эмоциональной привлекательностью объекта (внешними признаками), вторые – его значением для личности (содержанием ).

Склонность – это мотив, в котором ярко выражена потребность личности в определённой деятельности. Довольно часто постоянный, устойчивый и действенный интерес перерастает в склонность.

Желание – это мотив, в основе которого лежит осознанная по содержанию потребность, но она не выступает ещё в качестве сильного побуждения к действию.

Стремление – это побуждение, где выражена потребность в таких условиях существования, которые в данный момент отсутствуют, но могут быть созданы в результате специально организованной деятельности личности. Стремления могут приобретать различные психологические формы, такие как мечта, страсть, идеал.

Намерение – это стремление, при котором осознаются условия, в которых человек испытывает потребность, но и средства их достижения.

Убеждения – это система осознанных потребностей личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир, его закономерности.

Иными словами, направленность личности человека – это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. В соответствии с этим различают направленность на взаимодействие (ВД), деловую направленность на задачу (НЗ) и личную направленность, или направленность на себя (НС).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных