Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Процесс обучения, его структура и функции.




Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица» процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы средства и другие атрибуты учебной деятельности.

Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую:

Образовательная функция - основная, определяющая. Главное назначение обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков.

Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п.

Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы.

Процесс обучения имеет определенную структуру: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения.

Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся.

Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной культуры), которую должен усвоить обучаемый.

Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения.

Ученик – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству.

Процесс обучения характеризуется многими закономерностями:

1. Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и государства.

2. Процесс обучения является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения.

3. Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое.

4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых.

5. Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.).

6. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых.

Принципы обучения.

можно выделить следующие принципы обучения:

сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения;

наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного, научного и эмпирического, а также учета индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых;

систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новыйматериал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения;

обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы;

прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание;

группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата;

гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий.

научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся, что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практическими занятиями;

преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с учетом перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного материала.

57. Методы, формы и средства обучения?

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса.

Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика, частные – методика преподавания предметов.

Методы стали подразделять в зависимости от основных дидактических задач на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний иумений (М.Данилов, Б.Есипов);

по характеру деятельности обучаемых выделяли такие методы как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (М. Скаткин, И. Лернер); на основе сочетания методов преподавания и учения различали методы информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, поисковый (М. Махмутов идр.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных