ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Процесс обучения, его структура и функции.Процесс обучения – это центральное явление изучаемое дидактикой и составляющее ее предмет. В нем в единый узел связаны «действующие лица» процесса – учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы средства и другие атрибуты учебной деятельности. Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую: Образовательная функция - основная, определяющая. Главное назначение обучения – вооружение знаниями, формирование специальных и общенаучных умений и навыков. Воспитательная функция предполагает формирование мировоззрения обучаемых, их духовных, нравственных, трудовых, эстетических представлений, а также убеждений, принципов, взглядов и т.п. Развивающая функция обеспечивает процесс совершенствования личности, развивает ее восприятие, мышление, волевую, эмоциональную и мотивационную сферы. Процесс обучения имеет определенную структуру: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения. Цель обучения – это социальный заказ, т.е. тот или иной объем и соответствующее качество знаний, которым должен овладеть учащийся. Содержание обучения – это часть социального опыта (социальной культуры), которую должен усвоить обучаемый. Обучающий в функции преподавателя выступает как субъект процесса обучения. Ученик – лицо, заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и преподаватель стремятся к сотрудничеству. Процесс обучения характеризуется многими закономерностями: 1. Процесс обучения обусловлен потребностями общества в образованных и всесторонне развитых людях, которые продолжают развитие общества и государства. 2. Процесс обучения является основной частью комплексного учебно-воспитательного процесса учебного заведения. 3. Процесс обучения является единым и закономерным, т.е. его образовательная, воспитательная и развивающая функции неразрывно связаны и представляют собой единое целое. 4. Процесс обучения зависит от реальных учебных и возрастных особенностей обучаемых. 5. Процесс обучения закономерно зависит от материальных условий учебного заведения (учебных помещений, оборудования, финансирования и др.). 6. Закономерной является и руководящая роль преподавателя при сознательной активности познавательной деятельности обучаемых. Принципы обучения. можно выделить следующие принципы обучения: • сознательности, активности и самостоятельности в обучении, что предполагает осознание обучаемым целей, задач и практического значения обучения; • наглядности и доступности обучения, что требует в учебном процессе единства абстрактного и конкретного, научного и эмпирического, а также учета индивидуальных уровней развития и творческих способностей обучаемых; • систематичности, последовательности и комплексности в обучении, что требует давать обучаемым строгую систему знаний, связывать новыйматериал с ранее изученным, обеспечивать контроль хода процесса обучения; • обучения на высоком уровне трудности, что предполагает воспитание у обучаемых сознательного отношения к преодолению реальных трудностей учебной деятельности, создание условий, требующих от них определенных усилий в процессе учебной работы; • прочности овладения знаниями, умениями и навыками, что предполагает разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработку установки на длительное и прочное запоминание; • группового и индивидуального подхода в обучении, что предполагает обучение эффективной совместной деятельности и формирование в учебных группах благоприятного психологического климата; • гуманистической направленности обучения, что требует формирования всесторонне развитой личности с учетом ее индивидуальности и социальных условий. • научности обучения и связи его с практикой и опытом учащихся, что требует соответствия содержания образования современным научным представлениям, сочетание изучения теоретического материала с практическими занятиями; • преемственности и перспективности в обучении, что предполагает использование ранее полученных знаний, а также построение обучения с учетом перспективы, т.е. подготовки учеников к восприятию более трудного материала. 57. Методы, формы и средства обучения? Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и обучаемого, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Выделяют методы общие и частные. Общие разрабатывает дидактика, частные – методика преподавания предметов. Методы стали подразделять в зависимости от основных дидактических задач на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления и проверки знаний иумений (М.Данилов, Б.Есипов); по характеру деятельности обучаемых выделяли такие методы как информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, частично-поисковый (М. Скаткин, И. Лернер); на основе сочетания методов преподавания и учения различали методы информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, поисковый (М. Махмутов идр.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|