Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Живопись раннего В. Творчество Антонелло да Мессина




Антонелло да Мессина, учившийся у Колантонио в НЕаполе, считается крупнейшим представителем южной живопписи и посредником, благодаря которому фламандский стиль распространился в Италии. Вероятно, он получи образоваие на родине, между НЕаполем и Палермо, где усвоил манеру, в которой сочетаются фламадские, каталонские и провансальские элементы. эти составляющие преоразуются под влиянием творчества Пьеро делла Франческа: фигуры обретают материальность, пластику и четкие объемные формы, тяотеющие к упрощению. однако художник не отказывается от фламандской цветовой гаммы, создавая уникальный синтез колористических эффектов и монументальных форм, поэтических образов и целостного видения реальности. с наиольшей полнотой оригинальная манера Антонелло проявляется в " Благовещении "из Палермо, где представлена Мадонна, поглощенная чтением, - этой картине присущи все свотва портрета: изображение отличается реализмом, синее покрывало выделяется на темном фоне. в то же время художник проявляет большое внимание к чертам лица, трактуя их как пример соотношения телесной формы с абстрактными геометрическими фигурами. в 1475 г. Антонело побывал в Венеции - эта поездка, несмотря на краткость (1475 по 1476), имела важые последствия для его искусства и сыграла большую роль в истории венецианской живописи.

Пьета (ок. 1476) на картине изображен мертвый Христос, отяжелевшее тело которого поддерживает ангел. это северная иконография известная в Италии по многочисленным гравюрам, оказавшим значительное влияние на художников Ренессанса. тело Христа написано чревычайно реалистичн: кровоточащая рана в груди, страдание, отразившееся на лице. Страдальческому лицу Христа противопоставляется идеализированная красота ангела. в глубине сцны открывается пейзаж. сухие стволы и череп на переднем плане символизирует смерть. зеленый пейзаж на дальнем плане напоминает о Воскресении. Композиция выстраивается по диагонали, идущей от головы ангела к правой ноге Христа. этой линии следует и тело Хрита, севшее в пространстве, что создает эффект пространственно йглубины. Фигуры Христа и ангела доминируют на сцене, роль пейзажа второстепенна. линия горизонта делит композицию на две равные части.

2.Искусство последователей Дуччо: творчество Симоне Мартини

Основная суть искусства Дуччо заключалась в стремлении обновить художественный язык, выйдя за пределы традиционной византийской живописи, которая доминировала в его время в искусстве Сиены. И он смог это сделать как истинный мастер, не порывая с прошлым, а создавая прекрасную смесь старого и нового всей силой своего таланта и тонкого вкуса.

 

Билет 14.

1.Ансамбль капеллы дель Арена. Живописный цикл Джотто

Год 1300 римский папа Бонифаций VIII объявил юбилейным – 1300 лет от рождества Христова. Развернулось повсеместное строительство новых церквей и капелл. К этому событию было приурочено и строительство капеллы в Падуе. Заказчиком был купец Энрико Скровеньи. Отец его Реджинальдо Скровеньи был ростовщиком и нажил крупное состояние. Ростовщичество считалось в то время греховным занятием, поэтому сын боялся за душу своего покойного отца и торопился принести свои дары властям небесным.

Капелла эта называется также «Капелла дель арена», поскольку построена на месте древнеримского театра. Архитектор фра Джованни выстроил ее в форме параллелепипеда. Стены украсил фресками Джотто ди Бондоне (1266 – 1337). Одна из торцевых стен полностью занята фреской «Страшный суд» (I). Слева помещены праведники, справа – грешники. Внизу слева можно видеть композицию с макетом капеллы (II). Стоя на коленях в пурпурных одеждах (символ покаяния), Энрико Скровеньи предлагает этот макет Деве Марии, находящейся в окружении св. Иоанна Крестителя и св. Екатерины Александрийской. На своем плече макет держит Альтеградо де Катанеи, богослов, помогавший Джотто в выборе сюжетов.

Сюжет цикла из 37 фресок – житие Девы Марии и Иисуса – взят из «Золотой легенды» Якопо да Вораджине (1228 – 1298), доминиканского монаха, епископа Генуи. «Золотая легенда» в свою очередь основана как на канонических, так и на апокрифических евангелиях, которые хотя и не были узаконены, но имели широчайшее распространение. Протоевангелие Иакова «История Иакова о рождении Марии» написано от имени брата Иисуса и сына Иосифа от первого брака и повествует о родителях Марии, ее детстве и юности. Двенадцать первых фресок Джотто полностью совпадают с этим протоевангелием, поэтому мы приводим их с текстами из «Истории Иакова о рождении Марии», в то время как остальные фрески – с текстами из канонических евангелий, с соответствующими ссылками.

Все фрески цикла одного размера (200x185). Три из них расположены над алтарем, остальные – на длинных боковых стенах в три ряда, что демонстрирует схема расположения фресок и внутренний вид капеллы.

Создавая фрески, Джотто руководствовался как Евангелиями, так и апокрифическими текстами (в особенности «Золотой легендой» и протоевангелием Иакова «История Иакова о рождении Марии»). Это позволило ему весьма разнообразить сюжетный набор. (В выборе сюжетов Джотто помогал богослов Альтеградо де Катанеи — художник изобразил его держащим на плече макет капеллы в сцене преподнесения его Богоматери).

Художник решает тему в виде ряда драматических эпизодов, соблюдая в каждом единство времени и места. Благодаря простоте ситуаций и выразительности жестов ему удается передать задуманные эпизоды. Каждая отдельная фреска капеллы, несмотря на полную согласованность всего живописного убранства, является отдельным законченным произведением. Характерная черта композиции — энергичное построение объемов и пространства, отказ от подробной передачи предметов материального мира, обобщения — условные скалистые горы, здания. Джотто покончил с боязнью пустоты, характерной для искусства средневековья.

Мастер устанавливает четкую пропорцию между живописными пространствами, следуя перспективным решениям треченто, предваряющим перспективу Ренессанса. Строгая упорядоченность расположения пространственных планов организует всю ритмику интерьера и неторопливый, размеренный темп повествования.

 

Используемый колорит — светлый и праздничный. Основную ноту задает глубокий лазурный цвет, который применяется в качестве фона.

Новые стилистические приемы: вместо четких профилей — мягкие, непрерывные линии, светлые тона карнации. Для передачи выразительности взгляда используется коричневое затемнение вокруг глаз. Для изображения молчаливого присутствия какого-либо персонажа часто используется обратный ракурс. Четко и реалистично, с пониманием анатомии человеческого тела, прорисованы складки. Фигуры становятся массивными, тяжеловесными, «плотскими». Лица персонажей фресок зачастую ярко индивидуализированы[9]. Герои решительно отличаются от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства. Композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах, а не на идеях или каноне[10].

Стоит отметить новизну другого использованного Джотто приема — иллюзорную архитектурную декорацию, и цикл Аллегории Добродетелей и Пороков, выполненный монохромно, как если бы это были мраморные барельефы. Подобное решение в будущем ляжет в основу особого жанра фресковой декорации, который будет иметь большой успех в эпоху кватроченто и чинквеченто[2], хотя в случае капеллы Скровеньи оно было вызвано её теснотой и необходимостью Джотто создавать архитектурные обманки для расширения пространства.

 

 

2.Живопись раннего В. Творчество Джованни Беллини

Беллини, знаменитая семья итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции. Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516), второй сын Якопо Беллини, – крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро делла Франческа и Антонелло да Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озерная мадонна”, 1490-е годы, Уффици; “Пиршество богов”, Национальная галерея искусства, Вашингтон). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны” (“Мадонна с деревцами”, 1487, Галерея Академии, Венеция; “Мадонна”, 1488, Академия Каррара, Бергамо), отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа Леонардо Лоредана, 1502, Национальная галерея, Лондон; портрет кондотьера, 1480, Национальная галерея, Вашингтон).
Джованни был внебрачным сыном Якопо и сводным братом Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, Донателло. Вся культура Венеции претерпела глубочайшие изменения последствия, которых отразились в первую очередь в искусстве Мантенья а также в творчестве самого Джованни Беллини. Он начал писать около 1449 года, испытав влияние отца, и уже в 1459 году возглавил мастерскую в Венеции. Картина "Распятие" (Венеция, музей Коррера) свидетельствует о влиянии Мантенья, но в то же время обнаруживает и творческую индивидуальность самого Беллини; в свете утренней зари тело Христа как бы накладывается на речной пейзаж, очеловечивающий драму Распятия. Любовно выписанные пейзажные фоны Беллини в которых преобладают темно-зеленые тона, соединяющиеся с цветом утренней зари или заката пронизаны самыми разнообразными чувствами их классичность менее системна чем у учителя Беллини. У живописца Андреа Мантенья драма отраженная в призме научной стратиграфии теряет свою насыщенность; у Беллини напротив она подчеркивается и усиливается самой природой. Так в картине "Моление о чаше" (около 1465, Лондон, Национальная галерея) восходящей к работе Мантенья на тот же сюжет пейзаж одушевлен светом утренней зари, который освещает облака и зажигает глубокие зеленые тона. Живое чувство цвета и света смягчает пейзаж хотя структура скал, тем не менее вдохновлена Мантенья.

С 1470-х годов пейзажи Беллини становятся более открытыми, радостными и поэтичными ("Стигматизация святого Франциска", Нью-Йорк, собрание Фрик; "Святой Иероним" для главного алтаря церкви Санта-Мария Мираколи в Венеции, Вашингтон, Национальная галерея, собрание Кресс; "Преображение", Неаполь, Национальная галерея Каподимонте). Загадочен сюжет, вероятно, самой знаменитой картины Беллини, обычно известной под названием "Священная Аллегория" (иногда также — "Души в Чистилище", "Озерная Мадонна"; Галерея Уффици, Флоренция). В ней видели иллюстрацию к поэме "Паломничество души" Гийома Дегильвилля (1-я половина 14 столетия), аллегорию милосердия и «святое собеседование». Мир в "Священной Аллегории" преображен ровным, мягким светом, в нем царствует благоговейная тишина — Беллини создал первую из тех загадочных картин-сновидений, которыми впоследствии прославится его ученик Джорджоне.
Знакомство с произведениями Пьеро делла Франческа в Ферраре, а также приезд в Венецию Антонелло да Мессины в 1475 году сыграли решающую роль в формировании зрелого стиля Беллини и в судьбе всей венецианской живописи в целом. Сочетание этих двух важнейших факторов в 1475 коренным образом обновило венецианскую художественную культуру последней четверти 15 века (Карпаччо, Чима, Монтанья). Картины "Воскресение Христа" (Берлин-Далем, музей), "Святой Иероним" (Флоренция, Палаццо Питти) и "Стигматизация святого Франциска" (Нью-Йорк, собрание Фрик) были созданы на рубеже 1480-х годов. В этих работах Беллини согласовывает состояние природы с движением души, что было характерно для его ранних произведений. В рациональное пространство присущее тосканской живописи, он привносит все бесконечное разнообразие мира: сельские пейзажи, итальянское небо, всю гамму человеческих чувств (например, материнство которое художник изучает в своих "Мадоннах").

Особая тема искусства Беллини — его многочисленные "Мадонны", большая часть которых выполнена в мастерской художника и подписана только его именем, что часто создает трудности в атрибуции картин. Ранние "Мадонны" Беллини близки образам Мантенья (1460-е годы, картины в Академии Каррара, Бергамо и галерее Брера, Милан), но постепенно обретают классическую ясность и простоту, чувство просветленной задумчивости. Картины эти создавались не для церковного интерьера, но для камерного пространства дома или частной капеллы; фигуру Мадонны Беллини любил помещать на фоне открытого пейзажа ("Мадонна в лугах", около 1505, Национальная галерея, Лондон), иногда отделяя ее куском цветной ткани, по сторонам от которого зритель видит уходящие дали ("Мадонна", Академия Каррара, Бергамо).
Сравнительно немногочисленные портреты Джованни Беллини как бы подготавливают расцвет этого жанра в венецианской живописи 16 столетия. Портретную схему погрудного изображения портретируемого в трехчетвертном повороте на пейзажном либо нейтральном фоне с балюстрадой на первом плане и подписью художника Беллини позаимствовал от Антонелло де Мессины и нидерландцев (в первую очередь Ханса Мемлинга). Сохранилось немного портретов бесспорно принадлежащих кисти Беллини, среди них — "Портрет мальчика" (около 1490, частное собрание, Бирмингем), "Портрет молодого человека в красном" (1490, Национальная галерея, Вашингтон), "Портрет Пьетро Бембо" (около 1505, Хэмптон-корт). Портреты Беллини объединяет состояние задумчивости; устремленный в сторону взгляд подчеркивает либо склонность к мечтательности и созерцательности (Бембо), либо как в самом знаменитом и, возможно, лучшем портрете кисти художника — "Портрете дожа Леонардо Лоредана" (1501, Лондон, Национальная галерея) — силу характера и интеллектуальную энергию.

 

В конце жизни Беллини обратился к сюжетам из античной мифологии; одной из последних картин художника стала мифологическая композиция "Пиршество богов" для «camerino» Альфонсо д'Эсте (около 1514, закончена Тицианом, Национальная галерея, Вашингтон). Красота и умиротворенность пейзажа, спокойные позы и неторопливость движений персонажей, сосредоточенность их лиц рождают атмосферу покоя, сродни безмятежной простоте буколики, и здесь Беллини остался верен своему чувству гармонии и ясности. В работах Беллини не существует строгих различий между священным и мирским, напротив, этими темами художник как бы отвечает на излишне систематичный классицизм нового поколения. Так, например, в одной из последних картин "Опьянение Ноя" художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Картиной "Фра Теодоро да Урбино" живописец завершает свой творческий путь. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения. Жизнь Беллини, по-видимому, была спокойной и благополучной. Он не переставал получать заказы, большая мастерская и значительное число произведений, вышедших из ее стен, говорят об успехе, популярности и процветании. Творчество Беллини превратило Венецию в важный центр ренессансного искусства, равный по значению Флоренции и Риму. Именно с творчества Беллини понятие «венецианской школы живописи» связывается с прозрачностью воздушной среды, сияющим, словно пронизанным солнцем, колоритом, ровным золотистым светом, мягкой и свободной живописной манерой, основанной на тонкости светотеневой лепки. Двоим из учеников Беллини — Джорджоне и Тициану — суждено было стать величайшими венецианскими живописцами Высокого Возрождения.

 

Билет 15.

1.Живопись раннего В. Творчество П.Учелло, Андреа дель Кастаньо и Доменико Венециано

2.Живопись ПРоторенесснаса.вторчество братьев Лоренцетти

 

 

Билет 16.

1.Живопись раннего В. Художкники Флоренции 2 половины 15 века(кроме Боттичелли)

2.Скульптура раннего В. Развитие типологии ренесснасного надгробия

 

Билет 17.

1.Скульптура раннего В.Ансамбль капеллы кардинала Португальского в ц.Сан Миньято аль Монте

2.Живописьраннего В. Творчество Беноццо Гоццоли.Ансамбль капеллы Волхвов в палаццо Медичи-Рикарди

 

Билет 18.

1.Скульптура раннего В. Мастерская Луки дела Роббиа

2.Живопись раннего В. Творчество Якопо и Джентиле Беллини

 

Билет 19.

1.Живопись раннего В. Живописный ансамбль капеллы Бранкаччи. Мазаччо-Мазолино.

2.Архитектура раннего В. Идея центрического храма в творчестыве Л.Б.Альберти и ее реализация в его постройках

 

Билет 20.

1.Живопись раннего В,Мастера Феррарской школы

2.Скульптура Раннего Возрождения. Лоренцо Гиберти: третьи двери флорентийского баптистерия.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных