Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Упражнение: движение концентрацией




Обопритесь на локти и возьмите кончиками пальцев нитку с привязанным к ней маленьким предметом. Попробуйте, не делая никаких умышленных движений, силой одного представления придать колебаниям нужное направление.

Вы убедитесь, что это довольно просто. Для эксперимента Вы можете через некоторое время изменить направление колебаний, заставить предмет двигаться не взад-вперед, а, например, слева направо или по кругу. Понаблюдайте за собственными ощущениями, которые Вы испытываете, влияя на движение предмета лишь концентрацией своего внимания.

Это упражнение наглядно покажет Вам, что внутренняя сосредоточенность и сознательная концентрация вполне могут спровоцировать некую заметную реакцию и даже движение. В этом суть аутотренинга: концентрируясь на том, что Ваши мышцы все более и более расслабляются, Вы действительно расслабляете их. Результат Вы почувствуете, ощутив тяжесть и расслабленность.

 

Глоссарий

Автономные решения — решения, принимаемые руководителем индивидуально, без непосредственного взаимодействия с группой (ор­ганизацией), но при обязательном учете позиций ее членов.

Авторитарный стиль управления — стиль, характеризующийся максимальным сосредоточением всей полноты властных полномочий у руководителя и устранением других членов группы (организации) от решения основных вопросов управления, а также воздействием на них преимущественно мерами принуждения.

Авторитет — влияние, которым пользуется индивид в решении организационных проблем, основанное на признании его опыта, зна­ний, личностных достоинств.

Активность — одна из общих способностей личности, проявляю­щаяся в высоком энергетическом обеспечении психической деятельно­сти и обусловливающая ее эффективность.

Альтернативы принятия управленческих решений — любые варианты выхода из проблемных ситуаций, субъективно различаемые индивидом и (или) задаваемые ему извне.

Антиципация — форма опережающего отражения действитель­ности, состоящая в способности действовать и принимать решения с определенным временным упреждением в отношении будущих ожида­емых событий.

Асимметричное решение — один из вариантов переговорного реше­ния, отличающийся тем, что уступки одной из сторон значительно пре­вышают уступки другой.

Атрибуция каузальная — интерпретация субъектом межличност­ного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция — процесс взаимного тяготения людей друг к другу и формирования одного человека для другого.

Аффилиация — стремление человека к взаимодействию с други­ми людьми и приобщению к какой-либо социальной группе.

Баланс властей — соотношение, устанавливающееся в процессе управления между властью руководителя и властью подчиненных.

Бюрократия — тип организации, для, которой характерно специа­лизированное разделение труда, четкая управленческая иерархия, пра­вила и стандарты, показатели оценки работы.

Вербальное общение (от лат. verbalis — словесный) — словесное, рече­вое общение.

Вертикальное разделение труда — разделение и координация усилий выполнения составляющих работу компонентов (управления и производства). Вертикальное разделение создает уровни управления.

Власть — возможность действовать или способность воздействовать на ситуацию или поведение других людей.

Власть, основанная на вознаграждении — власть, основанная на убежденности исполнителя, что лицо, оказывающее влияние, имеет возможность удовлетворить его актуальную потребность.

Власть, основанная на принуждении — влияние, основанное на вере исполнителя, что оказывающий влияние может наказать его, за­труднить удовлетворение его потребностей.

Внешняя мотивация — совокупность побудительных причин дея­тельности, не связанных непосредственно с ее содержанием, лежащих вне ее.

Внутренняя мотивация — совокупность побудительных причин деятельности, непосредственно заложенных в самом содержании дея­тельности и условиях ее выполнения (например, интерес к самому процессу деятельности).

Внушение — процесс воздействия на психику человека, связанный со снижением критичности и сознательности при восприятии и реали­зации внушаемого содержания, с отсутствием его активного понима­ния, а также анализа и оценки на основе прошлого опыта.

Выученная беспомощность — психическое состояние, а также фиксированная форма поведения человека, в основе которых лежит стойкое убеждение в предопределенности результатов поведения внеш­ними факторами, а не своими усилиями и действиями.

Глубина (высота) иерархии — число иерархически соподчинен­ных уровней управления в организационной системе.

Горизонтальное разделение труда — разделение работы в орга­низациях на составляющие компоненты, между которыми не устанав­ливаются отношения иерархической соподчиненности.

Группа — два лица или более, которые взаимодействуют между собой так, что каждое лицо влияет на другого (других) и испытывает на себе его влияние.

Группа руководителя — группа, состоящая из руководителя и подчиненных, находящихся в зоне его контроля.

Групповое мышление (Groupthink) — тенденция отдельных личностей подавлять собственную точку зрения на ту или иную пробле­му, чтобы не нарушать гармонию группы.

Действие — основной структурный компонент деятельности.

Делегирование — передача задач и прав исполнителю, который принимает на себя ответственность за них.

Делегирование полномочий — управленческий прием, заключающийся в передаче подчиненным части обязанностей, прав и соответствующей ответственности из сферы действий руководителя.

Демократический стиль управления — стиль, характеризую­щийся учетом мнения членов организации при решении ее основных проблем, отсутствием навязывания руководителем своей воли и осно­ванный на том, что активность людей мотивирована потребностями высших порядков.

Децентрализация — параметр организации, показывающий, в какой мере функции по ее управлению распределены по ее иерархи­ческим уровням,

Деятельностный подход (в психологии) — методологический прин­цип, согласно которому мышление человека представляет собой процесс его умственной деятельности по духовному освоению действительности, переводу внешней предметной деятельности во внутренний идеальный план (интериоризация). При этом мышление предстает как единство от­ражения и творчества. Это значит, что в мышлении осуществляются твор­ческое воспроизведение человеком внешнего мира и творческое отноше­ние к нему через призму потребностей и интересов человека. Этот под­ход глубоко разработан в трудах российских психологов: С.Л. Рубинш­тейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.

Деятельность — форма активного отношения субъекта к действи­тельности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта.

Диалог (от греч. dialogos) — форма устной речи, разговор двух или нескольких лиц. В деловом общении представляет собой взаимный об­мен информацией и учет каждым его участником психических состояний собеседников и их интересов.

Дивизиональная структура — тип организационной структуры, разработанный в интересах больших организаций, для которых линейно-функциональные структуры перестают быть эффективными. Включает в себя ряд скоординированных дивизионов, каждый из которых строится как функциональная структура.

Дистресс — дисфункциональный стресс: фаза и тип стресса, харак­теризующиеся грубыми расстройствами деятельности и дезоптимизацией психических состояний, т.е. чрезмерное напряжение организма, понижающее его воз­можность адекватно реагировать на требования внешней среды

Дифференциация структуры — степень разделения организации на структурные звенья; включает горизонтальную и вертикальную диф­ференциацию.

Диффузия ответственности — явление распределения общей от­ветственности за результат между членами группы, в итоге чего личная ответственность каждого из них становится существенно меньше ис­ходной.

Доминанта (от лат. dominans — господствующий) — психофизиоло­гический фактор,

Доминантность — свойство личности, состоящее в способности и потребности оказывать влияние на других, подчинять их себе, занимать лидерские позиции в группе.

Другой видный представитель данного направления американский психолог К. Роджерс утверждает, что любая личность обладает концеп­цией собственного «Я». Ее представления о том, как она может реализо­вать себя в общении с другими людьми, составляют ее «реальное Я». которое старается приблизиться к ее же «идеальному Я», то есть к ее представлениям о том, кем бы ей хотелось стать. Для того чтобы достичь своего «идеальногоЯ», личность использует соответствующие условия социальной среды. Усвоение положений гуманистической психологии способствует правильному нахождению личностью путей и способов ре­ализации своих способностей и своего утверждения в обществе.

Единоначалие — принцип построения организаций, согласно ко­торому подчиненный должен принимать полномочия только от одного начальника и быть ответственным только перед ним. Он в свою оче­редь несет всю полноту ответственности за функционирование системы в целом.

Законная власть — влияние, основанное на праве и традиции. Исполнитель знает, что руководитель имеет юридическое и норма­тивное право отдавать приказания и верит в необходимость подчине­ния им.

Заражение — процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому, происходящий либо помимо смыслового воздействия, либо дополнительно к нему. Наиболее выражено в груп­повых взаимодействиях, где оно приобретает характер циркулярной реакции.

Зона неуправляемости — совокупность организационных задач, сфер деятельности организации, а также ее членов, находящихся вне возможностей руководителя оказывать на них управленческое воздейст­вие.

Идентификация — когнитивно-эмоциональный процесс частично неосознаваемого отождествления субъектом себя с другими субъектом, группой, образцом.

Иерархические структуры — тип организаций, характеризую­щийся многоуровневым управлением, жестким соподчинением уровней и незначительным объемом управления на каждом из них.

Имидж организации — сложившийся во внешней среде органи­зации ее образ, основанный преимущественно на ее специфических и позитивных особенностях.

Индивидуальная управленческая концепция — система устой­чивых взглядов, складывающихся у руководителя под воздействием дея­тельности и носящая индивидуализированный характер относительно сути, приемов, методов и форм управления, а также его целей и задач, стиля и условий, требований к подчиненным и отношения к ним.

Инновационная функция — одна из основных функций управ­ления, содержанием которой является обеспечение развития системы. Существует три основные сферы инновационных процессов: совершен­ствование технологии, кадровое развитие, организационные инновации.

Интегральные способности — мезоуровень в структуре общих способностей личности: по степени обобщенности они расположены между общими и специальными способностями; включают в свой со­став способности к целеполаганию, прогнозированию, принятию реше­ний, самоконтролю, толерантность к неопределенности и др.

Интеллект (от лат. intellectus — рассудок, разум) — основная общая способность личности, представляю­щая собой высшую форму интеграции всех частных когнитивных спо­собностей субъекта, человеческая спо­собность мыслить, рационально познавать мир.

Интернальный тип руководителя — руководитель, предпочи­тающий брать на себя ответственность за события собственной жизни, а также за исполнение возложенных на него обязанностей.

Интерференция — снижение качества исполнения действий, функций управления в результате их совмещения во времени и нало­жения их друг на друга.

Ин-управленческие члены группы (организации) — индиви­ды, прямо или косвенно привлеченные к партисипативному осущест­влению управленческих функций.

Канал связи — любое средство передачи информации: письмен­ной, устной, формальной, неформальной, электронной, экспрессивной.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и attributio — приписы­вание) — психологическая теория о том, как люди объясняют поведение других; приписывают ли они причину действий личностным особенностям субъекта действия (устойчивым чертам характера, мотивам, установкам) или внешним обстоятельствам. Позволяет вскрывать многочисленные ошибки в обыденной интерпретации поведения. Фундаментальная ошибка атри­буции — тенденция наблюдателей недооценивать ситуационные и переоце­нивать личностные факторы, влияющие на поведение наблюдаемых.

Клиентурное поведение — поведение, характеризующееся актив­ными двусторонними коммуникациями работников с конечными по­требителями продукции организации на основе взаимной выгоды.

Клика — разновидность неформальных групп в рамках формаль­ной организации, характеризующаяся преобладанием либо внеорганизационных интересов, либо корпоративной замкнутостью. Может подразделяться на подклики меньшего объема.

Коллегиальные решения — тип решений, реализуемых в непо­средственном контакте членов группы друг с другом, а также в услови­ях ее иерархической организации.

«Контроль страха» — стратегия поведения в критических ситуа­циях, при которой теряется контроль за событиями и внимание пол­ностью переключается на стремление обезопасить себя.

Коммуникативная компетентность — обобщающее коммуни­кативное свойство личности, включающее развитые коммуникативные способности и сформированные умения и навыки межличностного об­щения, знания об основных его закономерностях и правилах.

Коммуникативные процессы — класс процессов, обеспечиваю­щих функционирование коммуникативной подсистемы психики и ле­жащих в основе межличностного взаимодействия. Включает эмпатию, экспрессию, аттракцию, атрибуцию, вербальное и экспрессивное взаи­модействие и др.

Коммуникативный цикл — завершенный процесс коммуника­тивного обмена, начиная от возникновения намерения (интенции) к высказыванию и кончая получением обратной связи о его понимании адресатом и коррекцией первоначального сообщения.

Коммуникация — (от лат. communico — соединяю, сообщаю) — обще­ние, передача информации: 1) обмен информацией и смыслом инфор­мации между двумя или более людьми; 2) одна из основных функ­ций управления («связующая функция»), обеспечивающая коорди­нацию совместной деятельности в процессе деятельности организа­ций на основе обмена информацией между ее членами.

Компетентность — интегральное личностно-когнитивное качество руководителя, базирующееся на сформированности системы профессио­нальных знаний (экспертности) и умении их эффективно использовать.

Конгломератная структура — тип организационных структур, характеризующийся сочетанием в одной организации одновременно двух или более видов их построения (иерархических, органических, свободных).

Контагиозность — феномен межличностной перцепции, при ко­тором, в частности, управляемая группа склонна к сходному воспри­ятию руководителя и к сходным ответным реакциям на управленче­ские воздействия.

Континуум управления — иерархия основных типов руководя­щих должностей, включающая три основных уровня управления — руководителей высшего, среднего и низового звена.

Контроль — 1) процесс, обеспечивающий достижение организа­цией поставленных целей; 2) один из регулятивных (интегральных)

Контроль опасности — стратегия поведения в критических си­туациях, основанная на стремлении обеспечить личную безопасность посредством объективного преодоления ситуации.

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных, не­совместимых друг с другом тенденций в межличностных взаимодей­ствиях и отношениях индивидов или групп, а также в сознании отдельного индивида, связанное с острым отрицательным пережива­нием. Высшая степень разви­тия социальных противоречий, острое столкновение противоположно на­правленных мнений, позиций, сил. В деловом общении конфликты возни­кают, как правило, на уровне межличностного общения партнеров. Выделя­ют объективную и субъективную стороны конфликтов. Первая представляет собой те объективные обстоятельства, в связи с которыми и по поводу кото­рых возник конфликт, вторая — сознание и воля участников конфликта. Существуют разные виды конфликтов и способы их разрешения.

Конформность — тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало их ожиданиям и их стереотипам поведения. Фиксируется в соответст­вующем личностном свойстве — конформизме.

Коррекция — процесс обнаружения отклонений в ожидаемых ре­зультатах деятельности и внесения изменений в ее процесс в целях обеспечения необходимых результатов,

Креативность — одна из общих способностей личности, состоя­щая в возможности порождения новых, оригинальных идей и способов решения задач, а также — в потребности личности в этом.

Кружок качества — группа работников подразделения, которые на добровольных началах собираются для того, чтобы обсудить пробле­мы качества и выработать идеи, направленные на его повышение. Является также одним из средств партисипативного управления, спосо­бом мотивационного обогащения труда.

Либеральный стиль руководства (попустительский) — стиль, характеризующийся предоставлением подчиненным максимальной сво­боды в выборе рабочих задач и контроля за своей работой, слабым использованием властных полномочий и низкой мерой организацион­ного влияния руководителя.

Лидер (от англ. leader — ведущий, руководитель) — человек, обладаю­щий наибольшим авторитетом и влиянием в группе, организации, поли­тической партии, государстве. Выделяют формальных и неформальных ли­деров. Деятельность первых регламентируется определенными формаль­ными актами — законодательными, программными, уставными и т.д. — в соответствии с их государственным, партийным и другим статусом. Де­ятельность неформальных лидеров официально не регламентируется. Их влияние на людей основывается на их личных качествах, авторитете, уме­нии убеждать своих сторонников, завоевывать их доверие и симпатии, вести их за собой. В деловом общении могут действовать как формаль­ные, так и неформальные лидеры.

Лидер организации — человек, эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство.

Лидерство — отношение доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе (органи­зации).

Линейные полномочия — полномочия, которые передаются от начальника непосредственно к подчиненному и далее к другим подчи­ненным.

Личностные инвестиции — мера вложения личностью в процесс и результаты труда своих индивидуальных ресурсов — усилий, способ­ностей, мотивации, ответственности.

Личностный смысл — индивидуализированное отражение дейст­вительного отношения личности к тем объектам, ради которых развер­тывается ее деятельность. Формируется как продукт соотнесения целей деятельности с мотивацией личности.

Личность — характеристика социальной природы и сущности чело­века, совокупность его социальных качеств как субъекта деятельности, мышления, общественных отношений и межличностного общения.

Макросреда — совокупность всех природных и социальных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека и различных соци­альных групп. В конечном счете — это условия жизни всего человечества, тот природный и мировой культурно-исторический фон, который прямо или косвенно влияет на жизнедеятельность любого социального субъекта.

Максимизационное поведение — поведение руководителя, связанное с тенденцией включать в деятельность наднормативные ситуации принятия решения в целях поддержания или повышения своего профессионально-организационного статуса.

Маргинальность — характеристика статуса личности и ее поведе­ния, обусловленная ее принадлежностью одновременно к двум или более референтным группам.

Маркетинговая функция — одна из основных функций руково­дителя, состоящая в обеспечении сбыта конечных продуктов деятель­ности организации.

Матричная организация — тип адаптивной структуры, в кото­рой члены сформированной проектной группы несут ответственность за свою деятельность и перед своим линейным руководителем, и перед руководителем самой этой группы.

Медиаторная модель разрешения конфликта — стратегия по­ведения руководителя при разрешении межличностных конфликтов, при которой он принимает на себя роль посредника между конфликту­ющими сторонами и содействует сближению их позиций.

Межличностное общение — общение между отдельными личностями, обусловленное обстоятельствами природной и социальной среды, а также личными мотивами, проявляющимися в соответствующих потребностях, интересах, целях и идеалах тех или иных людей. Межличностное общение, как правило, эмоционально окрашено. Оно касается всех сторон жизни людей. В их межличностном общении так или иначе проявляется вся система су­ществующих общественных отношений, в том числе экономических, поли­тических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и др.

Межличностный стиль разрешения конфликтов руководите­лем — пятизвенная классификация подходов к разрешению конфлик­тов: недопущение конфликтных ситуаций; сглаживание конфликтов.

Менеджерские характеристики — совокупность основных и наиболее типичных особенностей (личностных и социальных) «эффек­тивного менеджера», выступающих в функции способностей к управ­ленческой деятельности.

Механизмы психологической защиты — в современной психологии трактуются как способы сохранения человеком своего душевного рав­новесия. Они проявляются, в частности, как тенденция человека сохра­нить привычное мнение о себе, отторгая или искажая неблагоприятную информацию, разрушающую это мнение. Ряд механизмов психологичес­кой защиты глубоко проанализирован в работах 3. Фрейда. В современ­ной психологии описаны такие механизмы психологической защиты, как отрицание, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация, за­мещение, включение, изоляция и др. В деловом общении эти механизмы психологической защиты действуют постоянно.

Микросреда — та часть природной и социальной среды, с которой непосредственно взаимодействуют личность или другие субъекты в про­цессе своей жизнедеятельности.

Миссия — основная, глобальная цель организации, в которой она публично провозглашает свое видение собственного общественного предназначения.

Многомерные модели стилей руководства — способы теоретической реконструкции действий руководителя, пытающиеся учесть одновремен­но ряд критериев оценки его поведения; при этом каждый критерий дол­жен измеряться независимо от других (ориентация на производственную задачу или на человека, системы ценностей, способы принятия решений, разрешения конфликтных ситуаций и т.д.). Общим итогом построения таких моделей стал вывод о том, что эффективность руководства зависит от множеств переменных, и, следовательно, совершенствовать его мож­но, меняя любую из них.

Мобилизационная готовность памяти — интегральное свойство оперативной памяти руководителя, обеспечивающее быструю, точную и полную актуализацию информации прошлого профессионального опыта, адекватную содержанию управленческой ситуации.

Мотивационная система личности — целостная организация всех побудительных сил активности, лежащих в основе поведения и деятельности человека. Включает ряд основных компонентов; по­требности, собственно мотивы, интересы, влечения, убеждения, цели, установки, стереотипы, нормы, ценности и др.

Мотивационное обогащение труда — система методов и проце­дур, направленных на увеличение мотивационного потенциала деятель­ности исполнителей, насыщение ее мотивами различных типов и уров­ней.

Мотивация достижения — потребность в достижении высоких результатов поведения и максимальном удовлетворении всех иных по­требностей. Рассматривается как метамотивация, регулирующая меру выраженности всех других мотивов.

Мотивация самоактуализации — высший уровень в иерархии мотивов личности, состоящий в потребности личности к возможно более полной реализации своего потенциала, в потребности самореали­зовать себя.

Мотивирование — одна из основных функций управления, состо­ящая в стимулировании исполнителей на достижение общих целей организации.

Мотивы поведения (от лат. moveo — двигаю) — побуждения к дея­тельности, связанные с удовлетворением потребностей человека; опреде­ляют активность субъекта и направленность его деятельности.

Наилучшая альтернатива переговорному соглашению — мера, которая способна защитить участников переговоров от принятия нежелательного соглашения и одновременно предотвратить отказ от договоренности, на которую можно было бы пойти.

Невербальное общение — несловесная сторона общения с помощью мимики, визуальных контактов, жестов и т.д.

Нерефлексивное слушание —умение внимательно молчать, не вмеши­ваясь в речь собеседника своими замечаниями. Применяется в случаях, когда говорящий испытывает трудности в формулировании своих мыс­лей, либо слишком эмоционален, или же не проявляет интереса к заме­чаниям слушающего его партнера

Неформальные организации — 1) спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействия для достижения определенных целей; 2) общая структура таких групп в пределах всей формальной организации.

Новаторско-аналитический стиль управления — стиль, харак­теризующийся открытостью и чувствительностью к новой информации и идеям, склонностью к инновациям, генерированием большого числа собственных идей и альтернатив, хорошей интеграцией коллективных действий, готовностью привлечь подчиненных к реализации управлен­ческих функций,

Нормативно-одобренный способ деятельности — обобщенный и закрепленный должностными инструкциями, рассчитанный на аб­страктного субъекта и усредненные условия регламентированный спо­соб выполнения деятельности.

Обратная связь — 1) реакция на сообщение, которая помогает отправителю, источнику информации определить, понята ли передан­ная им информация; 2) средство обеспечения сличения реально достиг­нутого результата с идеально сформулированной целью.

Обучаемость — одна из общих способностей личности: 1) вос­приимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуации; 2) спо­собность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Общение — определяется в психологии как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного, эмоци­онально-оценочного или другого характера,

Общение деловое — вид общения, определяющим содержанием которо­го выступает совместная деятельность людей, их общее дело. Основные особенности делового общения: 1) партнер выступает как личность, зна­чимая для других партнеров; 2) общающихся отличает достаточное пони­мание в вопросах дела; 3) основная задача — деловое сотрудничество.

Объем управления — число людей, находящихся в непосредст­венном подчинении руководителя.

Оперативная единица (восприятия, памяти) — форма органи­зации и структурирования перцептивной информации и мнемического опыта; комплекс информационных признаков системы управления, ха­рактеризующийся целостностью и осмысленностью. Воспринимается, сохраняется и вспоминается как нечто единое («многое, мыслимое как единое»).

Оперативный образ управляемой системы — целостное схема­тизированное представление об основных параметрах организации во всем комплексе их взаимосвязей и зависимостей. Характеризуется свойст­вами обобщенности, осмысленности, схематизированности, лаконич­ности, прагматичности, функциональной деформации и адекватности.

Операционная система организации — общая система произ­водственных функций, состоящая из трех подсистем: перерабатываю­щей, обеспечения и планово-контрольной.

Организационная культура — наличие у всех членов организа­ции общих целей, их непосредственное участие в выработке путей достижения этих целей, заинтересованность в достижении общих ко­нечных результатов организации.

Организационная структура — логическое соотношение уровней управления и функциональных областей, организованных таким обра­зом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей организации.

Органическая структура — тип организационной структуры, по­зволяющий гибко реагировать на изменения в окружающей среде и тем самым принципиально отличающийся от бюрократической (меха­нистической) структуры.

Ответственность — принимаемые субъектом обязательства выпол­нять задания, обеспечивая их удовлетворительное завершение, а также быть подвергнутым санкциям в случае их невыполнения.

Партисипативный стиль управления — стиль, характеризую­щийся привлечением исполнителей к реализации собственно управлен­ческих функций, их соучастием в решении основных задач, связанных с выработкой целей и планов организации, с поиском путей их реализа­ции.

Переговорное пространство — это область, в рамках которой возмож­но достижение соглашения.

Переговоры — это процесс взаимодействия сторон с целью достиже­ния согласованного и устраивающего их решения.

Переговоры на основе взаимного учета интересов — одна из стратегий ведения переговоров, при которой характерно взаимное стремление сто­рон в выработке решения, максимально удовлетворяющего интересы каж­дой из них.

Персонификация — процесс трансформации групповых (органи­зационных) целей, ценностей, интересов, мнений в индивидуальные.

Планирование — 1) процесс разработки стратегии и тактики достижения целей, а также программы их реализации; 2) одна из основных функций управления, связанная с разработкой и реализацией планов организации; 3) интегральный процесс психической регуляции деятельности, направленный на разработку программ индивидуальной деятельности.

Плановые предположения — результаты процесса прогнозирова­ния в виде определенных прогнозов будущего развития событий во внешней и внутренней среде организации.

Плоская структура — структура управления, имеющая малое число уровней управления и широкий объем управления на каждом из них.

Поведение, ориентированное на контроль — стремление под­чиненных вкладывать больше усилий в те области деятельности, кото­рые контролируются и проверяются руководством, и пренебрегать дея­тельностью в тех областях, которые не являются объектом пристально­го контроля.

Позиционный торг — одна из стратегий ведения переговоров, при ко­торой стороны ориентированы на конфронтацию и ведут спор о конкрет­ных позициях.

Политика — общие ориентиры для действий и принятия решений организацией, регулирующие выработку и реализацию ее планов.

Потребность — один из основных компонентов мотивационной системы личности; состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и разви­тия, и выступающее источником его активности.

Практически-социальный интеллект — специфический симптомокомплекс интеллектуальных качеств, наиболее соответствующих тре­бованиям управленческой деятельности. Характеризуется доминирова­нием свойств практического мышления, его конвергентного типа, а также функций вербального и кристаллизованного интеллекта.

Предприниматель — человек, который идет на риск при созда­нии новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

Представительская функция — одна из функций руководителя, при осуществлении которой он наделяется правом выступать от имени организации в целом при осуществлении внешних коммуникаций.

Принципиально новое решение — один из вариантов переговорного реше­ния, при котором интересы каждой из сторон максимально удовлетворяются.

Принципы психологии — основополагающие положения, на которых строятся все подходы к анализу психических явлений и выводы из него. Важнейшими принципами психологии являются: 1) принцип причиннос­ти, то есть причинной обусловленности психических явлений объектив­ными и субъективными факторами; 2) принцип системности, согласно которому психика людей представляет собой более или менее устойчивую систему психических элементов; 3) принцип развития или признание того, что психика людей постоянно развивается под влиянием соответ­ствующих условий социальной жизнедеятельности людей.

Принятие управленческого решения — любой процесс выбора, связанный с реализацией управленческих функций и реализующийся либо в индивидуальной деятельности руководителя, либо в различных формах коллегиальных решений.

Прогнозирование — 1) одна из управленческих функций, направ­ленная на предвидение возможных изменений внешней и внутренней среды организации и их учет при управлении ею; 2) регулятивный психический процесс, выступающий в индивидуальной деятельности в форме антиципации; 3) метод планирования, в котором предсказание будущего опирается на накопленный опыт и текущие предположения относительно будущего.

Программа — результат планирования, представляющий целост­ную и согласованную последовательность действий и процедур дости­жения целей, их распределение по подразделениям и отдельным испол­нителям, а также синхронизированную между ними по времени.

Проектная структура — временная организационная структура, формирующаяся для достижения конкретной, четко очерченной цели.

Производственно-технологические функции — совокупность функций руководителя, связанных с управлением операционной под­системой организации.

Профессиограмма управленческой деятельности — подробная и систематизированная характеристика содержания, условий, требований деятельности, а также тех психологических условий, которые необходи­мы для ее эффективного осуществления.

Псевдоавторитет — собирательное понятие для обозначения ряда неадекватных личностных установок при реализации руководителем своих властных полномочий.

Психика человека (от греч. psychikos — душевный) — совокупность всех присущих человеку психических процессов, так или иначе отражающих объек­тивную природную и социальную действительность. 3. Фрейд обосновал наличие таких областей психики человека, как сознательное, бессознатель­ное и предсознательное. Сознательное — это, прежде всего, отражение чело­веком действительности в системе осознанных представлений и логических понятий. Бессознательное — это, например, скрытые представления, при­сутствие которых человек не осознает, а также разного рода инстинкты и другие неконтролируемые сознанием проявления психики, которые в той или иной степени воздействуют на поведение человека. Предсознательное находится как бы между сознательным и бессознательным, выступает как связывающий их посредник, цензор, который на основе принципа реально­сти оценивает уместность и возможность выполнения того или иного дей­ствия, мотивированного потребностями бессознательного. Пройдя такого рода цензуру, психические элементы получают вербальное (словесное) офор­мление, и только после этого они могут перейти в сознание.

Психические (психологические) отношения. По характеристике русско­го психолога В.Н. Мясищева, они представляют собой «внутреннюю сто­рону связи человека с действительностью», прежде всего с другими людь­ми, а также с природой и предметами материальной и духовной культу­ры. В них выражены интеллектуальные, эмоциональные и волевые отно­шения человека к предметам внешнего мира. Они характеризуют челове­ка как активного субъекта деятельности, избирательный характер его внут­ренних переживаний и внешних действий, направленных на различные стороны объективной действительности.

Психические состояния — понятие, использующееся для услов­ного выделения в психике ее относительно статического момента, в отличие от понятия «психические процессы», подчеркивающего дина­мические моменты психики, и понятия «психические свойства», указы­вающего на закрепленность проявлений психики в структуре личности.

Психограмма руководителя — важнейшая часть профессиограммы, состоящая из перечня основных качеств личности; необходимых для ее эффективного осуществления (профессионально-важных ка­честв), а также из перечня требований к профессиональным знаниям и управленческим умениям.

Психологические свойства деятельности — совокупность ос­новных характеристик деятельности, включающая свойства целенаправ­ленности, мотивированности, осознаваемости, произвольности, предмет­ности, активности, адаптивности, системности.

Психотерапевтическая функция руководителя — одна из уп­равленческих функций, принадлежащая к группе кадровых функций и направленная на обеспечение оптимального (комфортного) организа­ционного климата. Реализуется в основном посредством индивидуаль­ных бесед руководителя с подчиненными.

Реактивное сопротивление личности — специфическая форма реагирования личности на внешние воздействия, имеющая противопо­ложную по отношению к ним направленность.

Реализуемость — одно из важнейших свойств любых продуктов управленческой деятельности (целей, планов, решений и др.), состоя­щее в возможности их осуществления в данных конкретных обстоя­тельствах и при наличии конкретных ресурсов (материальных, кадро­вых, организационных, временных).

Регулятивные психические процессы — процессы, реализующие регулятивную подсистему психики и направленные непосредственно на организацию деятельности и поведения. Включают процессы целеполагания, антиципации, прогнозирования, принятия решения, планирования, программирования, самоконтроля, коррекции и обозначаются терми­ном «интегральные процессы психической регуляции деятельности».

Репродуктивный стиль управления — стиль, характеризующий­ся стремлением к максимальной опоре при осуществлении управлен­ческих функций на прошлый профессиональный опыт и решением управленческих задач по типу репродукции одного из вариантов, содер­жащихся в нем.

Референтная группа — любая реальная или воображаемая груп­па, со стандартами и нормами которой идентифицирует себя индивид. Выполняет две основные функции — нормативную и оценочную.

Рефлексия — процесс отражения субъектом содержания собствен­ной психики, самовосприятие содержания психических процессов, свойств, состояний, а также их регуляции.

Риск — сочетание уровня неопределенности в предсказании результа­та со значимостью его последствий для личности (или организации).

Ролевая дифференциация — процесс и результат разделения обязанностей между членами группы (организации) при достижении целей совместной деятельности.

Руководство организацией — способность оказывать влияние на отдельных лиц и на группы, побуждая их работать на достижение целей организации.

Самодетерминированность — личностное свойство «эффектив­ного менеджера», состоящее в преобладании устойчивых внутренних диспозиций в качестве основных мотиваторов поведения и управлен­ческих воздействий.

Самоконтроль — один из регулятивных процессов, содержанием которого является мониторинг за ходом и промежуточными результа­тами индивидуальной деятельности.

Сдвиг риска — явление повышения степени рискованности при­нимаемых решений в условиях группы по сравнению с индивидуальны­ми решениями.

Скалярная цепь — иерархия уровней управления, создаваемая деле­гированием полномочий для осуществления вертикального разделения ко­ординированных работ (обозначается также как «цепь команд»),

Слухи — специфический вид межличностных неформальных ком­муникаций, в процессе которых сюжет, до известной степени отра­жающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории.

Совместная деятельность — деятельность двух или более людей, имеющих общую цель.

Социабельность — свойство личности, характеризующее меру ее включенности в социальную микросреду и основывающееся на сочетании способности и потребности к установлению межличностных контактов.

Социальная ингибиция — тенденция снижать показатели инди­видуальной исполнительской деятельности, а также качества психиче­ской деятельности в условиях группового окружения.

Социальная фасилитация — облегчающее, т.е. усиливающее вли­яние социальных факторов на качество исполнительской деятельности индивида и показатели его психического функционирования.

Социотехническая система — система, включающая два взаимо­связанных компонента — людей и технологию. Родовое понятие по отношению ко всем организационным системам.

Специальные способности — 1) индивидуально-психологические свойства личности, являющиеся условиями достижения высоких резуль­татов при выполнении какого-либо одного вида деятельности; 2) высо­кая мера развития отдельных психических функций и процессов.

Способности — совокупность природных и социальных свойств чело­века, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность — мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подоб­ных и т.д. Психические способности личности выступают как субъектив­ные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Спо­собности проявляются, прежде всего, как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.

Среда косвенного воздействия — внешняя среда, факторы кото­рой могут не оказывать немедленного и прямого воздействия на орга­низацию, но тем не менее влияют на нее.

Среда прямого воздействия — внешняя среда, факторы которой оказывают немедленное и прямое воздействие на организацию.

Статус — понятие, обозначающее либо нормативно регламентиро­ванное (формально устанавливаемое), либо неформально сложившееся положение человека в системе межличностных отношений, в группо­вой (организационной) иерархии, а также меру его влияния на них.

Стиль руководства — совокупность применяемых руководителем ме­тодов воздействия на подчиненных, а также форма (манера, характер) применения этих методов. Определяется в основном тремя параметрами:

Стиль управления — система обобщенных способов и форм по­ведения руководителя в отношениях с подчиненными в процессе до­стижения поставленных целей.

Стратегическое планирование — набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке конкретных стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации до­стичь своих целей.

Страхи на рабочем месте — стабильные негативные эмоциональ­ные состояния, возникающие как ответ на реальную или потенциальную угрозу блокирования основных профессиональных мотивов личности.

Стресс — неспецифический ответ организма на любое предъявлен­ное ему требование, представляющий собой напряжение организма, на­правленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к изменившимся требованиям.

Структура управленческих решений — строение процесса при­нятия управленческих решений, включающее три аспекта: 1) формальную структуру, состоящую из цели, правил, критериев, способов, альтернатив, информации, гипотез; 2) уровневую структуру, состоящую из пяти уров­ней (автократического, автономного, локально-коллегиального, интегративно-коллегиального и метаколлегиального); 3) операционную структуру, состоящую из системы согласованных действий по выработке, приня­тию, реализации решений и контролю за их исполнением.

Тактика — краткосрочная стратегия для достижения цели, разраба­тываемая обычно на уровне руководителей среднего звена.

Танатос (от греч. thanatos — смерть) — в психоанализе 3. Фрейда это понятие означает бессознательное влечение к разрушению и смерти.

Текучий интеллект — система интеллектуальных процессов, ме­ханизмов и навыков, обеспечивающих продуктивную, переработку ин­формации и относительно независимых от прошлого опыта, от степени овладения личностью социально-культурными знаниями и нормами.

Теория поля — разработана немецким психологом К. Левиным. Речь идет об изучении влияния на поведение людей возникающего при их общении психологического поля. Одни его участки притягивают людей друг к другу, другие отталкивают. Это явление К. Левин назвал валентно­стью, которая может быть положительной или отрицательной. Личность в его теории представлена в виде «систем напряжения». В деловом обще­нии постоянно возникают психологические поля с разными значениями, Важно влиять на эти поля в общих интересах, в интересах дела.

Терблиг — простейший элемент профессиональной деятельности, рассматривающийся в качестве единицы при ее анализе. Для управлен­ческой деятельности в роли терблигов иногда рассматриваются «мелкие дела руководителя».

Тест (от англ. test — проба, испытание, исследование) — в психоди­агностике это своего рода испытание, кратковременное стандартизиро­ванное задание, позволяющее измерить уровень развития тех или иных психологических свойств личности, ее способностей к определенной де­ятельности, общению с другими людьми и т.д.

Типы личности — выделяются в зависимости от их социально-психо­логических и собственно психологических характеристик. В типологии К. Юнга личности классифицируются на основании преобладания у них той или иной психологической функции-мышления, эмоций, ощущений или интуиции. Юнг подробно описал проявления этих функций как при интровертированной, так и при экстравертированной установке личнос­ти. Исходя из этого, Юнг выделил мыслительный, эмоциональный (чув­ствующий), ощущающий и интуитивный типы личности. Каждый из них проявляет присущие ему особенности в своем поведении, деятельности и общении. Следует учитывать особенности поведения каждого из указан­ных типов личности в деловом общении.

Толерантность к неопределенности — устойчивость руководи­теля к действию фактора неопределенности внешней и внутренней среды, являющаяся одним из основных профессионально-важных ка­честв руководителя. Определяется сочетанием когнитивных способно­стей к снятию неопределенности и эмоциональной тенденцией к вос­приятию неопределенных ситуаций как, хотя и трудных, но не психотравмирующих.

Трансакционный анализ — в концепции американского психолога Э. Бер­на — это анализ взаимоотношений людей, в том числе деловых, с точки зрения взаимодействия их психологических состояний.

Убеждение — использующийся в управленческих коммуникациях метод воздействия на личность через обращение к ее собственному критическому суждению. Основа убеждения — логическая аргумента­ция фактов.

Управление персоналом — направление в современном менедж­менте, связанное с систематизированным и комплексным решением всех кадровых проблем организации, с обеспечением кадровых функ­ций управления.

Управленческая деятельность — тип профессиональной деятель­ности, специфика которого определяется ее основной и наиболее общей задачей — необходимостью соорганизации деятельности других людей в направлении достижения общих целей, а также опорой при этом на принцип иерархии.

Уровень руководства — принадлежность руководителя к одному из трех основных значений общего «континуума управления» — выс­шему, среднему или низовому,

Установка — направленность сознания субъекта в определенную сто­рону и на определенную активность. Так определил данное явление чело­веческой психики глубоко исследовавший его грузинский психолог Д. Уз­надзе. Обосновывая учение об установках сознания, мышления-и пове­дения людей, он подчеркивал, что установки присущи как их сознатель­ным, так и бессознательным действиям. Для возникновения той или иной установки необходимы соответствующая потребность и ситуация ее удов­летворения. Сформировавшаяся психологическая установка объективи­руется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и к общении между собой.

Фаворитизм — тенденция руководителя благоприятствовать от­дельным подчиненным или подразделениям в процессе их восприятия, оценки и действий в отношении них.

Факторы гигиены — факторы, наличие которых снимает чувство неудовлетворенности работой, но само по себе не повышает удовлетво­ренности от нее.

Факторы-мотиваторы — факторы, которые непосредственно свя­заны с содержанием самой работы, а их наличие прямо ведет к по­вышению удовлетворенности от ее выполнения.

Фасцинация — специально организованное сопровождение ком­муникации («обрамление высказывания») в целях повышения ее эф­фективности.

Физиогномический редукционизм — феномен социальной пер­цепции, состоящий в выведении особенностей психики коммуниканта из его внешнего облика.

Формальная организационная структура — тип организацион­ной структуры, построенной в соответствии с видами работ, выполняе­мых отдельными подразделениями.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению вы­сокомотивированной и субъективно значимой цели.

Функциональный анализ — основной способ организационного и психологического изучения управленческой деятельности, в основе которого лежит ее расчленение (декомпозиция) на основные управ­ленческие функции и их последующее исследование.

Функция управления — согласованная система качественно сход­ных задач, направленных на обеспечение какого-либо важнейшего ас­пекта управленческой деятельности.

Харизма — влияние, основанное на свойствах личности руководи­теля или его способности привлекать сторонников.

Целеполагание — 1) одна из функций управления, состоящая в выработке конкретных конечных состояний организационной деятель­ности; 2) вид регулятивных психических процессов, содержанием ко­торого является генерация и формулировка целей индивидуальной дея­тельности, а также их конкретизация на подцели различных уровней соподчиненности.

Ценностные ориентации — ориентации отдельного человека, боль­ших и малых социальных групп, этнических общностей и т.д. на опреде­ленные социальные ценности. В деловом общении ценностные ориента­ции партнеров во многом определяют характер их взаимодействия.

Ценность (от греч. axios —ценность) — то, что имеет значение для жиз­недеятельности отдельного человека и других субъектов, для удовлетворе­ния их потребностей и реализации их интересов. В зависимости от субъек­тов, ориентированных на те или иные ценности, выделяют личностные, групповые, классовые, национальные, общечеловеческие и другие ценнос­ти. По своему содержанию ценности делятся на материальные, духовные, политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др.

Централизация — условие, при котором право принимать наибо­лее важные решения остается за высшим уровнем управления.

Эвстресс — эвристический стресс; фаза и тип стресса, характери­зующиеся повышением продуктивности психической и исполнитель­ской деятельности.

Экспрессивные процессы — процессы, возникающие в ходе межличностного взаимодействия членов группы, непосредственно свя­занные с формированием и выражением их оценочных и эмоциональ­ных отношений друг к другу.

Экстериоризацця (от лат. exterior — внешний) — процесс перевода внутренней мыслительной деятельности человека в его внешнюю ору­дийную деятельность в соответствии с его интересами, целями и умствен­ными (идеальными) моделями деятельности.

Экстернальный тип руководителя — руководитель, не считаю­щий себя ответственным за события собственной жизни и большинст­во организационных событий, склонный объяснять их причины обстоя­тельствами.

Экстраверсия (от лат. extra — вне и verto — поворачиваю, обращаю) — обращенный вовне. Психологическая характеристика установки личности на внешний мир, преобладание интереса к внешним объектам. Данное понятие введено в психологию К. Юнгом, описавшим психологические установки поведения экстравертов.

Экстрапунитивные реакции — тип реагирования личности на состояние фрустрации, характеризующийся внешней направленностью, вымещением негативных эмоций на других и провоцирующий агрес­сивные формы поведения.

Элиминативное поведение — форма поведения руководителя в ситуациях неопределенности, направленная на то, чтобы избежать самостоятельного принятия решения, а также недопущение и предуп­реждение таких ситуаций.

Эмоции (от фр. emotion — волнение) — реакции человека на воздей­ствия внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выражен­ную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или с неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных биологических и социальных потребностей человека. Разного рода устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, на­зывают чувствами (моральными, эстетическими, религиозными и др.).

Эмоциональная резистентность — устойчивость личности к эмоциональным факторам.

Эмпатия — понимание состояний другого человека (преимущест­венно — эмоциональных) в форме сопереживания, вчувствования в его внутренний мир.

Этапы карьеры — основные и закономерно сменяющие друг друга макростадии профессионального пути личности.

Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали и нрав­ственности. Нередко понятия «мораль» и «нравственность» употребляют­ся как тождественные. В других случаях понятие «мораль» характеризует специфические проявления общественного и индивидуального сознания (моральное сознание), а понятие «нравственность» употребляется для ха­рактеристики столь же специфических форм поведения людей и их отношений друг к другу (нравственное поведение, нравственные отношения). Однако подобное различение данных понятий весьма условно. Важней­шие категории этики: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «свобода», «ответственность», «долг», «совесть», «честь» и некоторые другие.

Этика делового общения — учение о проявлении морали и нравственности в деловом общении, взаимоотношениях деловых партнеров.

Этикет (от фр. etiquette) — установленный порядок и внешние формы поведения где-либо, например дипломатический этикет. Деловой этикет представляет собой совокупность правил и форм поведения при взаимоотношениях деловых партнеров. Он используется при знакомстве, проведении беседы, переговоров, расставании с партнером и т.д. Правила этикета, в том числе делового, заключают в себе эстетические и нравственные характеристики.

Эффект бумеранга — явление «отраженного воздействия», когда управленческие влияния на исполнителя (или группу) порождают ана­логичные по содержанию, но часто более сильные ответные действия с их стороны.

Эффект ореола — тенденция давать обобщенную и одинаковую оценку всем параметрам ситуации или личности без их критической дифференциации; может быть либо преувеличенно позитивной, либо негативной.

«Эффективный менеджер» — условное понятие, обозначающее идеального руководителя, знающего основные положения теории уп­равления, умеющего их действенно реализовать на практике, характе­ризующегося высокой профессиональной компетентностью.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных