ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Ситуации для анализа к занятию 4. Тема: Личность руководителя: психология индивидуальногоСитуация 1. Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в помещении для курения за беседой. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.
Ситуация 2. Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.
Ситуация 3. Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Ситуация 4. Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю... Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные ситуации.
Ситуация 5. В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль над его служебной деятельностью. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.
Ситуация 6. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действо-вать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе? Ситуация 7. Вам предстоит проведение собеседования с кандидатом, который подал заявку на работу в качестве добровольца. На основе предложенных ситуаций Вам необходимо определить:- на какой уровень мотивационной пирамиды А. Маслоу можно поместить каждого из кандидатов. Кандидат № 1. ВЛАДИМИР Владимир вырос в детском доме в Минске. Говорят, что он потерял отца из-за катастрофы в Чернобыле. Сейчас он работает охранником,зарплаты едва хватает на еду. Кандидат № 2. СВЕТЛАНА Светлана подала заявление на должность в агентстве социальной помощи, которое работает с бездомными. Судя по ее заявлению, она писатель, пока не печатается. По ее адресу, она живет в очень маленьком здании без отопления в неблагополучном районе города. Судя по всему, у нее нет постоянной работы, однако, она готова работать с бездомными. Из разговора с коллегой Вы узнали, что всего несколько месяцев назад Светлана в качестве протеста против повышения квартирной платы провела почти недельную голодовку перед зданием государственногоучреждения. Кандидат № 3. СЕРГЕЙ Сергей недавно ушел с должности в сельском совете деревни Слоним. Он руководил компанией, получавшей государственные заказы, и много ездил. Судя по его заявлению, он никогда не был волонтером, но Вы знаете, что, будучи членом совета, он поддерживал различные некоммерческие организации. Кандидат № 4. НАТАЛЬЯ Наталья переехала в Санкт-Петербург всего 4 года назад для продолжения учебы в области лингвистики и экономики. Будучи студенткой, она работала на полставки устным и письменным переводчиком. Она прекрасно говорит по-английски. Переехав из Украины, она рассталась с семьей и очень без них скучает. По крайней мере раз в год она их навещает, очень хотела бы, чтобы ее сестры переехали жить к ней, но они не хотят. В настоящее время она живет одна. Максим был хорошим менеджером: он обладал острым умом и, как и следовало сотрудниками своего отдела он проводил регулярные совещания, к которым тщательно готовился. Он описывал текущие проблемы, выдвигал предложения, приглашал к дискуссии и подводил итоги, оценивая результаты, которых они достигли. Он гордился своей практичностью, поэтому был удивлен, когда двое его подчиненных попросили перевести их в другие отделы, - в них не предвиделось повышений в должности, и он считал, что менеджмент в этих отделах не столь хорош, как в его отделе. Когда Максим обсудил это со своим менеджером, она, напротив, была совсем не удивлена. «Я предвидела это, сказала Тамара. — Эти двое испытывали недовольство в течение некоторого времени. Они не соглашались с тем, что функция набора персонала была внешней, и не считали, что Вы должны отвечать на все запросы о финансовой информации, которые приходят от бизнес-менеджеров, они понимали, что это разрушает профессиональную целостность отдела». Максим был изумлен, он находился в полном неведении об этих разногласиях. «Они никогда не поднимали этих проблем на наших совещаниях», — сказал он. «Конечно, нет, — ответила Тамара. - Вы их менеджер, и они не собираются идти против Вас. И, кроме того, они немного боятся Вас — Вы намного авторитетнее, чем они, и если они выскажут свою точку зрения, Вы заставите их замолчать. Поэтому спустя некоторое время они перестали выдвигать свои концепции. Но это не означает, что они согласны с Вами». -Разработайте план действий по изучению обстановки и морального микроклимата на предприятии (какие объекты, документы, должностные лица будут наблюдаться, изучаться и контролироваться и с какой целью). -Сформулируйте управленческое решение, позволяющее эффективно решить возникшую проблему в виде плана действий. Предложите альтернативные варианты управленческого решения.
Тестовые задания и практические ситуации для анализа к Занятию 5. Тема: Управление поведением людей в организации 1. Управляющие консультируются со своими подчиненными при решении соответствующих вопросов. Обращение с подчиненными происходит на равных, сотрудники оказывают влияние на процесс принятия решений. Такая ситуация характерна для следующего типа лидерства: а) номинального; б) деспотичного; в) открытого.
2. Ситуация, когда лидер обсуждает с подчиненными возникшую проблему и решение принимает вся группа, характерна для следующего стиля лидерства: а) авторитарно-коллегиального; б) консультативного; в) консультативно-коллективного; г) ни для одного из перечисленных стилей.
3. Определите соответствие сущности теории мотивации и ее названию: 1. Потребности делятся на первичные и вторичные и представляют пятиуровневую иерархическую структуру, в которой они располагаются в соответствии с приоритетом. 2. Поведение человека определяет самая низшая неудовлетворенная потребность иерархической структуры. 3. После того, как потребность удовлетворена, ее мотивирующее воздействие прекращается. а) МакКлелланда; б) Герцберга; в) Маслоу; г) Аргириса; л) ожидания; е) Портера — Лоулера.
4. Управляющие позволяют подчиненным или группам иметь полную автономию. Членам группы предоставлена возможность принимать многие тактические решения самостоятельно. Подчиненные устанавливают свои цели и работают над их достижением без каких-либо указаний со стороны руководства. Такая ситуация характерна для следующего типа лидерства: а) номинального; б) деспотичного; в) открытого.
5. Ситуация, в которой лидер получает необходимую информацию от подчиненных, обдумывает ее и сам принимает решение, характерна для следующего стиля лидерства: а) авторитарного; б) коллективного; в) консультативного; г) ни для одного из перечисленных стилей.
6. Результаты приведенных исследований показали, что удовлетворение подчиненных и эффективность их деятельности наиболее высокие при следующем типе лидерства: а) деспотичном; б) открытом; в) номинальном.
7. Ситуация, когда лидер беседует индивидуально с каждым подчиненным по поводу возникшей проблемы, но решение принимает единолично, характерна для следующего стиля лидерства: а) консультативного; б) коллективного; в) консультативно-коллективного; г) ни для одного из перечисленных стилей. II). Проанализируйте ситуацию «Вступление в должность» Обоснование ситуации Появление в трудовом коллективе нового руководителя всегда значительное событие как для него самого, так и для подчинённых. Вступающему в должность, даже если он не назначен на нее, а избран коллективом или прошёл по конкурсу, предстоит ещё заслужить или закрепить свой авторитет и доверие коллектива. Ему придется адаптироваться в сложившемся коллективе, система отношений, установки и стиль работы которого уже сформировались. Поэтому возможны значительные осложнения, противоречия, конфликты, иногда заканчивающиеся отторжением нового руководителя. С наибольшими сложностями сталкиваются при этом молодые, начинающие руководители. Они, как правило, ещё не умеют работать с людьми, плохо чувствуют разницу между личными контактами и деловым общением, иногда грешат самолюбованием, администрированием, а потому теряют контакт с коллективом. Другая крайность выражается в стремлении избежать активных действий. А ведь первое впечатление, сложившееся о человеке, оказывается наиболее сильным и сохраняется достаточно долго. Новому руководителю следует помнить, что состав и последовательность его действий должны определяться не только разработанной им стратегией работы коллектива, но и особенностями межличностных отношений. Цели изучения ситуации 1. Изучение процедуры вхождения в должность руководителя. 2. Выявление различных точек зрения на проблему вхождения в должность. 3. Оценка готовности занять должность руководителя. 4. Тренинг делового общения, ведения дискуссий, принятия решения. 5. Обучение моделированию процесса вхождения в должность. 6. Отработка типовых процедур знакомства руководителя с коллективом, разработка плана работы в первые дни, принятия и реализации решений в новых условиях. Правила рассмотрения ситуации 1. Тематика для каждой команды определяется в зависимости от практической заинтересованности участников и рекомендации руководителя. 2. Докладчики (претенденты на должность) должны использовать интересные формы выступления (до 10 мин.), применять наглядные пособия, 3. Регламент выступлений и дискуссий (5—8 мин.) должен строго соблюдаться. Если материал новый, а форма его подачи оригинальна, можно продлить выступление. Если доклад и выступления неинтересны — прервать их. 4. Участники разбора ситуации должны ставить вопросы докладчикам таким образом, чтобы кала активная дискуссия. 5. Эксперты дают точные и объективные оценки докладов и деятельности команд. 6. Докладчик, получивший за свой доклад наибольшее число баллов, становится претендентом номер один. 7. Организатор в ходе игры может использовать дополнительные роли: оппонента, инициатора дискуссии, эксперта. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|