Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Алгоритм действий преподавателя при проектировании содержания курса




 

1. Определение диагностических целей обучения – описание в измеримых параметрах ожидаемого дидактического результата Работа с ФГОС ВПО Формулировка целей и задач курса
2. Обоснование содержания обучения в контексте будущей профессиональной деятельности магистра Работа с ФГОС ВПО
3. Выявление структуры содержания учебного материала, его информационной емкости, а также системы смысловых связей между его элементами Отбор дидактических единиц, определение межпредметных связей
4. Определение требуемых уровней усвоения изучаемого материала и исходных уровней обученности слушателей Формулировка требований к входным знаниям и освоению дисциплины
5. Поиск специальных дидактических процедур усвоения этого опыта, выбор организационных форм, методов, средств индивидуальной и коллективной учебной деятельности Образовательные технологии
6. Выбор процедур контроля и измерения качества усвоения программы обучения, а также способов индивидуальной коррекции учебной деятельности Виды, содержание, формы и средства контроля

 

При подготовке и проведении занятий по данному курсу преподаватель должен руководствоваться как общими учебно-методическими установками (научность, системность, доступность, последовательность, преемственность, наличие единой внутренней логики курса, его связь с другими предметами), так и специфическими особенностями курса «Психология управления».

В подборе материала к занятиям следует руководствоваться рабочей программой учебной дисциплины, обращая внимание на вопросы, указанные в обязательных требованиях к содержанию курса федерального государственного образовательного стандарта. На первом занятии преподаватель обязан довести до студентов требования к текущей и итоговой аттестации, порядок работы в аудитории и нацелить на проведение самостоятельной работы с учётом количества часов, отведённых на неё учебным планом.

Рекомендуя литературу для СРС, преподаватель должен максимально использовать возможности, предлагаемые библиотекой СПБУУиЭ, в том числе её электронными ресурсами.

Выбор методов и форм обучения может определяться:

· общими целями образования, воспитания, развития и психологической подготовки студентов;

· особенностями методики преподавания конкретной учебной дисциплины и спецификой ее требований к отбору дидактических методов;

· целями, задачами и содержанием материала конкретного занятия;

· временем, отведенным на изучение того или иного материала;

· уровнем подготовленности слушателей;

· уровнем материальной оснащенности, наличием оборудования, наглядных пособий, технических средств;

· уровнем подготовленности и личных качеств самого преподавателя.

Главным звеном дидактического цикла обучения в освоении курса «Психология управления» являются лекции и семинарские/практические занятия. Наряду с традиционной лекцией рекомендуется использовать такую форму как проблемная лекция (как по содержанию, так и по способу организации). Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели.

Целесообразно дополнить материал лекции вопросами и заданиями, организующими осмысление (рефлексию) прочитанного. При работе на лекции следует обращать внимание студентов на вопросы «Как может объяснить эта теория поведение людей в ситуации…?», «Что, исходя из полученных знаний, можно сделать, чтобы улучшить…?». Каждое новое теоретическое положение следует оценить: «Зачем это надо знать? Какую пользу может принести это знание?».

Использование представленного подхода к предъявлению учебного материала позволяет перестроить познавательную деятельность студентовна лекции: от пассивно восприятия - к активному осмыслению. Такой прием особенно оправдан ограниченным временем аудиторной учебной работы.

Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

Семинар в процессе изучения дисциплины имеет цель - углубленное изучение курса. На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения.

Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Семинары, практические занятия могут проводиться в различных формах: развернутая беседа по заранее известному плану (могут обсуждаться предварительно поставленные вопросы как по заданной теме, так и по научной статье); доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара; решение задач (кейсов). Названные формы занятий могут перетекать друг в друга.

Для проведения семинарского либо практического занятия преподаватель осуществляет следующие действия:

- определяет место семинара, практического занятия в курсе;

- определяет связь семинара, практического занятия с темами смежных дисциплин;

- выбирает тему семинарского, практического занятия;

- составляет план семинарского, практического занятия;

- отбирает материал семинарского, практического занятия;

- вырабатывает модель своего выступления на семинаре.

Выбирая тему семинарского и практического занятия, необходимо учитывать, чтобы она была актуальна, социально значима, связана с проблемами и интересами участников семинара, практического занятия. Тема семинарского и практического занятия выбирается в рамках учебной программы изучаемой дисциплины. Тема семинарского и практического занятия должна быть четкой и ясной, по возможности краткой, привлекала внимание участников семинара, заставляла их задуматься над поставленной проблемой.

Составление плана семинарского, практического занятия включает проработку следующих моментов:

- вводное слово преподавателя (обоснование выбора данной темы, указание на ее актуальность, определение целей и задач семинара, практического занятия);

- обдумывание вопросов, вынесенных на обсуждение;

- определение приемов активизации слушателей;

- уточнение условий спора;

- формулировка основных положений, которые необходимо обосновать общими усилиями;

- продумать наглядные пособия, которые будут использованы в ходе обсуждения.

Вопросы, выносимые на обсуждение участников семинара, практического занятия,

литература, необходимые для подготовки, предварительно доносятся до студентов преподавателем, чтобы они могли подготовиться к занятию. Преподаватели нацеливают студентов на использование не только полученных знаний, но и добытой самостоятельно новой информации, на творческий поиск оптимальных решений встающих задач.

Стоит особо отметить такие формы практического занятия, как деловая игра и кейсы.

Деловая игра позволяет обучаемым проявить максимальную активность, проявить не только умения, но и фантазию, эвристические способности, высоко ценящиеся в инновационном менеджменте.

Деловые игры носят конкретный характер. Таким образом, деловое общение во время проведения игры должны опираться на факты, факты, расчеты, реалии экономико-правовых отношений. А они, в свою очередь, предлага­ются играющими или проводящими и разрабатывающими игру. В этом отношении важно учитывать жизненный опыт играющих. Без погружен­ности, а реалии жизни деловая игра будет малопродуктивной, а может и вообще не получиться. Лучше, если условия и сценарий игры со всей его конкретикой оговариваются заранее или раздаются будущим участникам в виде документа.
Методология развития игры включает четыре этапа. Ни один из них нельзя исключить, поскольку все они обусловлены особенностями мышления человека и соотносятся с классическими этапами принятия решения.
Легче всего проходит первый этап проблематизации. Это понятно, поскольку люди ежедневно сталкиваются с массой проблем производственного характера, а игра дает возможность осознать и структурировать их. Ясность задачи на этом этапе компенсирует трудности в самоопределении каждого участника в начале игрового процесса. В зависимости от целей игры каждая группа работает или в узкой области, или все группы по-своему описывают единый круг проблем.
Второй этап игры – оптимизации или целепологания – претерпел коллизии роста. Вначале считали, что игра должна иметь три уровня: реальности (которая проговаривается на этапе проблематизации), идеальной модели, оптимальной модели.
На третьем этапе участникам игры предлагается определить, какие ресурсы необходимы для реализации предложенной модели в жизнь.
Третий этап безжалостно вырезает нелепые предложения, плоды буйной фантазии, возвращая людей к жесткой действительности. Но изменившееся мышление участников игры дает возможность сохранить все лучшее, доработать отдельные аспекты и дать подробную схему ресурсов для внедрения модели.
Четвертый этап организационного проектирования осуществляет связь результатов игры с постигровым моделированием, поскольку здесь детально разрабатываются механизмы внедрения результатов игры на предприятии. Готовятся проекты приказов, вносятся правки в положения отделов и служб, то есть дается ответ на вопрос, кто и что должен сделать, в какой последовательности и в какой взаимосвязи, чтобы добиться изменения социальной реальности.
Сценарий представляет основные этапы развития игры с описанием ролевых включений, формулированием коммуникативных заданий каждому из участников.
После окончания игры проводится ее обсуждение, выясняется, почему принимались те или иные решения, к каким результатам они привели, каким стратегиям отдавалось предпочтение.
Можно представить следующие вопросы для дискуссии: Интересна ли игра?

  • Какова ее центральная проблема?
  • Почему в ней такие правила?
  • Соответствует ли она реальным условиям действительности?
  • Что можно было бы сделать иначе, если бы вы играли еще раз?, Какими могли быть другие результаты игры?, В силу каких причин?
  • Какова польза игры?

Следует обратить внимание на необходимость рефлексии игры и своего поведения в ней руководителю. Можно предложить следующие вопросы для самоанализа:

  • Приспособлена ли игра для данной аудитории?
  • Ориентирована ли на имеющиеся у участников знания?
  • Использовалась ли данная информация, требовалась ли дополнительная?
  • Был ли у игроков выбор?
  • Хорошо ли взаимосвязаны роли и события?
  • Чувствовался ли энтузиазм участников?
  • Налажено ли было взаимодействие?
  • Какова эффективность игры?
    Метод кейсов: «Метод обучения, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. Эти кейсы, обычно подготовленные в письменной форме и составленные исходя из опыта реальных людей, работающих в сфере предпринимательства, читаются, изучаются и обсуждаются студентами. Эти кейсы составляют основы беседы студентов под руководством преподавателя. Поэтому метод кейсов включает одновременно и особый вид учебного материала, и особые способы использования этого материала в учебном процессе».

Задача преподавателя, как следует из данного определения, состоит в подборе соответствующего реального материала, а студенты должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других студентов и преподавателя) на свои действия. При этом нужно понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь студентам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Студенты должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия риска принятия необдуманных решений.
Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии, например, с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении студентов отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех студентов группы в процесс анализа кейса.
Периодически преподаватель может обобщать, пояснять, напоминать теоретические аспекты или делать ссылки на соответствующую литературу.
Технология работы при использовании кейсового метода

До занятия преподаватель:

1. Подбирает кейс; 2. Определяет основные и вспомогательные материалы для подготовки студентов; 3. Разрабатывает сценарий занятия

Студент:

1. Получает кейс и список рекомендуемой литературы; 2. Индивидуально готовится к занятию

Во время занятия преподаватель:

1. Организует предварительное обсуждение кейса; 2. Делит группу на подгруппы

3. Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями

Студент:

1. Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы;2. Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие. Принимает участие в принятии решений.

После занятия преподаватель:

1. Оценивает работу студентов; 2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Студент:

1. Составляет письменный отчет о занятии по данной теме

Требования к содержанию кейса

В кейсе рассматривается конкретная ситуация, отражающая положение предприятия за какой-либо промежуток времени. В описание ситуации включаются основные случаи, факты, решения, принимавшиеся место в течение этого времени. Причем, ситуация может отражать как комплексную проблему (например, изложенную в данном учебном пособии), так и какую-либо частную реальную задачу. Кейс может быть составлен на основании обобщенного опыта, т.е. не обязательно отражать деятельность. Нужно помнить, что такие “кабинетные” кейсы могут не восприниматься аудиторией. Поэтому кейс, в любом случае, должен содержать максимально реальную картину и несколько конкретных фактов. В этом случае изложение реальных и вымышленных событий сотрет различие между ними.

Модерация работы с кейсом

Как и при проведении еловых игр, здесь также ставится цель максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек. Чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого студента в работу над кейсом. Повышается персональная ответственность за результат.

Состав подгруппы (команды) формируется самими студентами по их желанию. Каждая команда выбирает руководителя (модератора). Роль модератора состоит в том, что на нем лежит ответственность за организацию работы подгруппы, распределение вопросов между участниками и за принимаемые решения. После завершения работы по теме занятий модератор делает доклад в пределах 10 минут о результатах работы своей подгруппы. Применение методов модерации имеет цель научить обучающихся работать в одной команде и быстро принимать решения в условиях ограниченной информации и недостатка времени. Принятие решений в группе основывается на информации, имеющейся в кейсе, и с использованием при этом методов исследования:

- экспертных;

- аналитических;

- экспериментальных.

Экспертные исследования основываются на знаниях, интуиции, опыте, здравом смысле участвующих в обсуждении проблемы. Аналитические исследования представляют собой применение строгих методов, чаще всего математических формул, для анализа проблемы. Например, при прогнозировании объемов сбыта для разных значений отпускной цены можно использовать формулу расчета коэффициента эластичности, графики кривых спроса и предложения, уравнения регрессии и т.д. Экспериментальные исследования предполагают научно поставленный эксперимент. При решении проблемы в аудитории проведение экспериментальных исследований затруднительно, однако для некоторых маркетинговых задач возможно, за неимением других источников, проведение группового самотестирования.

С учетом перечисленных методов исследований модерация предполагает организацию открытого обмена мнениями, реализацию способности каждого участника действовать как эксперт, аналитик или экспериментатор. Процесс модерации будет намного эффективнее, если модератор-руководитель обладает способностью координировать работу каждого участника.

Мероприятия по модерации осуществляются в следующей последовательности:

а) обсуждение полученной вводной информации, содержащейся в кейсе;

б) выделение релевантной информации по отношению к данному вопросу, над которой

работает подгруппа;

в) обмен мнениями и составление плана работы над проблемой;

г) работа над проблемой (дискуссия);

д) выработка решений проблемы;

е) дискуссия для принятия окончательных решений;

ж) подготовка доклада;

з) аргументированный краткий доклад.

 

 

 

2.7. Дидактические материалы для практических и семинарских занятий по учебной дисциплине Схемы и таблицы по учебному курсу    
ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ
  1. Психологические характеристики управленческих отношений в системе "руководитель – личность – рабочая группа".

 

 

 

Основные элементы системы управления персоналом

 

 

 

Стили управления
  1. ИНФОРМАЦИОННЫЙ
  1. МЕНТОРСКИЙ (обучающий)
  1. КОНФРАНТАЦИОННЫЙ
  1. ОДУХОТВОРЯЮЩИЙ

 

 

 

 
 

 

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных