ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос 2. Сознание, бессознательное. Самосознание.Сознание — это одна из форм, в которой объективная действительность отражается в психике человека. Согласно культурно-историческому подходу, характерной особенностью сознания является то, что промежуточным звеном между объективной реальностью и сознанием являются элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Бессозна́тельное или неосознава́емое — совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологиибессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня. Несколько основных классов проявлений бессознательного: • Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами • Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности • Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается. • Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение. Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий. В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». Стадии (или этапы) развития самосознания: • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года. • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок. На формирование самосознания влияют: • Оценки окружающих и статус в группе сверстников. • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». • Оценка результатов своей деятельности. Компоненты самосознания по В. С. Мерлину: • сознание своей тождественности; • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; • осознание своих психических свойств и качеств; • определенная система социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Функции самосознания • Самопознание — получение информации о себе. • Эмоционально-ценностное отношение к себе. • Саморегуляция поведения. Значение самосознания: • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.
Билет №21 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|