Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 1. Способности как индивидуально-типологическая особенность человека.




Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес Б.М. Теплов. По его мысли, в понятии «способности» заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».

По мнению Б.М. Теплова, способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Способность, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется. Мы поддерживаем и развиваем дальше свои способности только благодаря постоянным упражнениям. Так же стоит заметить, что успешность выполнения деятельности зависит не от какой-то одной способности, а от различных сочетаний их, причем это сочетание может обеспечиваться различными способами.

Способности делятся на общие, специальные и способности к общению. Под общими способностями понимается система индивидуально-психических свойств, которая обеспечивает продуктивность в овладении знаниями, умениями и навыками для осуществления различных видов деятельности. Основа развития общих способностей заложена в познавательных (психических) процессах.

К специальным способностям относится такая система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности (музыкальной, сценической, спортивной, математической, полководческой и т. п.).

Способность к общению предполагает развитую степень социально-психологической адаптации, т. е. активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды. Проявляется в умении оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.

Различия в способностях представляют особый интерес для учителя в школе. Объясняет ли преподаватель новый материал или проверяет знания, он каждый раз задумывается не только о подготовленности и прилежании учеников, но и об их способностях.

О способностях же школьников можно судить по сравнительной легкости усвоения ими разных предметов и по качеству достижений, т.е. способности обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках как таковых, а в динамике их приобретения, т.е. в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.
И именно здесь обнаруживаются те различия, которые дают нам право говорить о способностях.

По отношению к знанию умению навыкам - способности человека выступают как некоторая возможность.

Самый верный способ определения способностей - это выявление динамики успехов ребенка в процессе обучения. В целом качественная характеристика способностей позволяет ответить на вопрос, в какой сфере трудовой деятельности (конструкторской, педагогической, экономической, спортивной и др.) человеку легче найти себя, обнаружить большие успехи и достижения.

Способности представляет собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру.

Способности можно классифицировать на:

1. Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2. Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной сфере.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений руки и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.);

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического взаимодействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности – талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами и т.д.

Таким образом, способности – это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к умениям и знаниям.

Исследованиями установлено, что способности – прижизненные образования, что их развитие идет в процессе жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития. Успешность выполнения любой деятельности определяется не какими-то отдельными способностями самими по себе, а лишь сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека. Успех в овладевании деятельностью может достигаться различными путями. Так недостаточное развитие той или иной отдельной способности может быть компенсировано развитием других способностей, от которых также зависит успешное выполнение той же самой деятельности.

Высшую ступень развития способностей называют талантом. Талант – это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность.

Вопрос 2. Метод психологического исследования: социометрия (понятие, применение, технология).

• Термин «социометрия» - от латинского societas (общество) и metrium -измеряю

Термин «социометрия», означающий измерение взаимоотношений в группе, предложил известный американский психиатр и социальный психолог Якоб Леви Морено (1890-1974) в 1934 г.

Целью социометрического исследования могут стоять следующие вопросы:
- измерение степени сплоченности – разоблаченности;
- выявление соотносительного авторитета внутри группы по позициям симпатии-антипатии.
- обнаружение внутригрупповых подсистем.

Социометрия дает приватную информацию о жизни группы, ее глубинных эмоциональных отношениях и процессах. Они могут напрямую не проявляться в деятельности, конкретных поступках и открытых реакциях людей. Однако при этом они во многом определяют состояние членов группы: их самочувствие, творческую активность, удовлетворенность групповым членством, самооценку и уровень личностной тревожности.

• Применение:

Метод «социометрия» применяется для диагностики межличностных отношений в группе. С помощью этой техники можно получить информацию об отношениях между людьми, социально-психологическом климате в коллективе, а тат же узнать, кто является скрытым лидером, а кто – отвергнутым членом коллектива. Для чего нужна вся эта информация? В первую очередь – для улучшения психологической обстановки в коллективе и повышения эффективности руководства этим коллективом. Ведь хороший психологический климат и доброжелательное отношение сотрудников друг к другу очень важны для успешной трудовой деятельности, особенно, если она связана с выполнением групповых задач.
Социометрическая методика представляет собой процедуру количественного и качественного анализа социальных и эмоциональных связей между членами трудовой, учебной или любой другой группы – как постоянной, так и временной. С ее помощью можно измерить уровень сплоченности (или, наоборот, разобщенности) в группе, выявить социометрический статус каждого члена данной группы, обнаружить внутригрупповые подсистемы.
Социометрия измеряет авторитет формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в командах так, чтобы снизить напряженность в коллективе. Социометрическая техника не требует больших временных затрат – всего 15-30 минут, при этом она позволяет установить популярность – непопулярность членов группы, вскрыть неформальную структуру группы, оценить поведение людей в коллективной работе.
• Технология:
Иногда перед проведением исследования социолог проводит так называемую социометрическую разминку - в течение некоторого периода (одна-две недели) знакомится с жизнью группы, пытается завоевать доверие членов группы и установить отношения сотрудничества, пробудить интерес к исследованию и желание искренне отвечать на вопросы анкеты. Такие контакты желательны лишь в том случае, если обеспечена анонимность ответов - в противном случае тесный контакт исследователя с группой приводит к включению его в систему межличностных отношений и может отрицательно сказаться на искренности ответов.

Кроме того, представляется важным соблюдение следующих правил социометрического обследования:

- границы обследуемой группы должны быть четко обозначены; группа должна иметь определенный опыт совместной деятельности (обычно не менее двух месяцев);

- опрос членов группы должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом;

- все выборы членами группы должны делаться самостоятельно;

- вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы;

- критерии должны быть существенны для всех членов группы.

Важнейшим условием надежности результатов при проведении социометрического исследования является четкое выполнение его процедуры.

Надежность социометрической процедуры зависит от правильного выбора критериев и оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования такова. После постановки задач исследования формируются основные гипотезы и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп.

В процессе социометрии используются так называемые «социометрические опросы».

Обработка и представление полученных социометрических данных предусматривает построение социоматриц и социограмм, а также построение социометрических индексов.

Социоматрица представляет собой таблицу, куда включаются положительные и отрицательные выборы, сделанные всеми членами изучаемой группы.

 

Билет №22






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных