Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Земледельцы востока и юго-восточных областей Северной Америки




Ирокезы состояли из пяти племен - сенега, каюга, онейда, анандага, магауки. Название пришло в общий обиход через французов, но имя имеет происхождение алгонкинское, "ироку" - настоящие гадюки. Они - ручные земледельцы, выращивающие маис, которого знали до 11 сортов, в количествах значительно больше, чем им было нужно. Были выработаны весьма совершенные методы хранения маиса. В земледелии главную роль играли женщины. Они объявляли, когда приступать к какой стадии сельхозработ. Мужчины были охотниками. Зима была отдана охоте.Кроме маиса выращивали бобы и тыкву. Эти три растения представляли культ "трех сестер".Одежда из замши. На ногах носили мокасины, короткие кожаные штаны.Ирокезы были очень воинственными племенами. Жили они в длинных домах, которые делались из коры, внутри делился на отсеки, в которых жили отдельные семьи. Стоял такой дом 10-12 лет. За это время обычно поля утрачивали урожайность, и поэтому ирокезы меняли место жительства. Теперь в виде длинного дома ирокезы стоят церкви.Под влиянием миссионеров у них возникла вера в единого бога Маниту.Алгонкины жили на восточном побережье и стали первыми, пострадавшими от европейской колонизации. Самые первые контактирующие племена были уничтожены. Огромное количество слов, относящихся к индейцам, в наших языках именно алгонкинского происхождения. У них была очень красочная одежда. Обывательские представления об индейцах формировались именно на их основе.Очень воинственны. Высшая доблесть - забрать оружие у живого врага, снять скальп.

Для хозяйства характерно сбор риса.

Охотники прерий

Североамериканские прерии простираются между рекой Миссисипи на востоке и Скалистыми горами на западе. На севере прерии доходили до средней части нынешней Канады, а на юге — почти до Мексиканского залива. И это огромное пространство овладевший конем индеец заселил всего за несколько лет уже в послеколумбову эпоху. Только тогда и родился прерийный, или, как его еще называют, степной, индеец. Следовательно, культура прерийных индейцев является самой молодой индейской культурой Северной Америки. Какие индейские племена можно считать настоящими степными кочевниками? В первую очередь племена языковой группы сиу. Вся жизнь прерийных индейцев была связана с двумя животными. Во-первых, с бизоном. Он давал им мясо, из которого они приготовляли также своего рода «консервы» (пеммикан). Из бизоньих шкур индейцы делали конусообразные палатки — типи, шили одежду и обувь.Пока у индейцев не было лошадей, бизон был для них желанной, но весьма трудной добычей. На бизонов они охотились следующим образом: в середине лета строились большие загоны, куда загоняли бизонов, и уже там их убивали. Основным оружием индейцев доколумбовой эпохи был лук из рога или твердого дерева. Кроме того, прерийные индейцы пользовались на охоте длинными копьями с каменными наконечниками. Уже при первой встрече степные индейцы поразили белых своим одеянием. Вся одежда мужчин и женщин изготовлялась из выделанных бизоньих шкур. Основным будничным одеянием мужчины была набедренная повязка и особые «гамаши» — ноговицы, закрывающие ноги выше щиколоток. Мужчины и женщины обувались в мокасины, богато украшенные иглами дикобраза. Ноговицы, соединенные с мокасинами, напоминали облегающие ногу высокие до пояса сапоги. Женщины носили длинные прямые одеяния из замши. Боевые рубахи, украшенные скальпами, носили только вожди и самые прославленные воины племени. В этот торжественный наряд входил и плащ, на котором часто изображались подвиги его владельца. Но самым великолепным украшением прерийных индейцев была налобная повязка с орлиными перьями. Каждое птичье перо в повязке означало какой-нибудь мужественный поступок носящего это украшение. Перья были по-разному окрашены и особым образом подрезаны. Каждый оттенок цвета, каждая зарубка имели свой строго определенный смысл. Так что в те времена налобные повязки были своего рода орденскими ленточками. Воины, кроме того, украшали себя ожерельями из когтей гризли. Индейцы прерий не были какой-то особо воинственной группой индейского населения. Свою первую оборонительную войну они начали только после того, как белые вероломно нарушили все заключенные договоры и стали лишать индейцев последней принадлежавшей им земли. В межплеменных столкновениях индейцы прерий совершали неожиданные молниеносные нападения, причем не с целью убить врага, а для того, чтобы снять скальп, а позднее — похитить его лошадь и тем самым доказать свою храбрость. Основным орудием охоты и оружием индейцев прерий оставался лук, которому они отдавали предпочтение даже перед огнестрельным оружием. В бою прерийные индейцы защищали себя щитами из оленьей или бизоньей кожи. Наименьшей общественной ячейкой у этих индейцев, как и всюду, был род. Индеец принадлежал либо к роду своей матери (например, у вороньих индейцев), либо к роду отца. Несколько родов составляли племя, во главе которого стоял «совет вождей», представлявший собой не столько исполнительную власть, сколько репрезентативный орган. Взрослые мужчины объединялись в особые «мужские» общества. Если вожди, как правило, не обладали сколько-нибудь значительной властью, то колдуны, шаманы пользовались большим уважением. Главной их обязанностью было общение с духами, которое позволяло им врачевать больных, руководить религиозными обрядами, предрекать будущее, отвращать непогоду и т. д. Основными их «рабочими инструментами» были, как обычно, шаманский бубен и трещотка. Колдун готовится к своей «профессии» еще до того, как появляется на свет. Так, например, дакоты верят, что до рождения колдун живет на небесах среди громов, от коих и приобретает свои знания. Гром дает избраннику духов указание, когда, в какое время он должен стать шаманом.

В жизни индейца сны играли исключительную роль. Женщины, увидев во сне орнаменты, украшали ими нарядные пояса. Юношам, будущим воинам прерий (например, у омаха), «божественный сон» часто предвещал изменение всей прежней жизни.

Племена юго-западных штатов Северной Америки (с различными типами хозяйства)

В особую область выделяется всеми американскими этнографами территория юго-западных штатов — Нью-Мексико и Аризона; в нее включают отчасти и южную часть штата Калифорния и прилегающие области северной и северо-западной Мексики(штаты Сонора, Нижняя Калифорния). Это область засушливых степей и полупустынь. Здесь обитают племена разной языковой принадлежности, в большинстве входящие в юто-ацтек«* скую семью; с XIII—XIV вв. сюда проникли с севера атапаскские племена навахов и апачей. И в культурном отношении область не представляет единого целого. Своего рода культурный центр ее составляют племена индейцев пуэбло с их развитым оросительным земледелием и общим очень высоким уровнем культурного развития: многолюдные укрепленные поселки пуэбло, развитые ремесла (весьма совершенное ткачество, крашеная и расписная керамика, искусное плетение и пр.). Постепенное формирование культуры пуэбло хорошо прослеживается на археологических памятниках с первых веков нашей эры, а с XVI в.— и по письменным известиям, испанским и др. Племена пуэбло оказали более или менее сильное культурное влияние и на соседей, особенно на навахов, перешедших от чисто охотничьего быта к земледелию, и в меньшей степени на апачей. В стороне от их влияния остались племена охотников и собирателей южной Калифорнии и северо-западной Мексики. Крёбер подразделяет всю юго-западную область на две основные подобласти: 1) пуэбло, с выделением живущих между и вокруг пуэбло нава- хов и апачей, и 2) Соноро-Хила-Юма, где обитают более отсталые племена, с выделением внутри подобласти восьми еще более мелких районов.Со времени прихода европейцев в культуре населения области многое изменилось. От испано-мексиканских поселенцев пуэбло и навахи научились разводить овец и ткать шерсть, усвоили ювелирное мастерство, получившее впоследствии важное значение в их эконохмике. Они успешно сопротивлялись колониальному гнету Испании и до сих пор сопротивляются проникновению капиталистических отношений, сохраняя во многом свою самобытную культуру,— хотя они и лишились значительной части своей земли и терпят много бедствий от капиталистических порядков и национальной дискриминации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных