Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТРЕБОВАНИЯ К ФОРМИРОВАНИЮ ВИДОВ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Для каждого вида речевой деятельности, которыми приходится овладевать неслышащим детям в дошкольном учреждении, характерны свои способы обучения. При обучении фиксируется внимание на отдельных действиях: так правильно, так неправильно. Некоторые действия у детей вызывают затруднения, связанные с их индивидуальным восприятием, анализом, синтезом, обобщением, уровнем развития моторики и др. Однако многое зависит и от мотивации того или иного вида деятельности. Поэтому формирование каждого вида речевой деятельности подчинено развитию ее мотивационно-потребностного плана.

Педагог напоминает: говорить нужно внятно, слитно, громко, чтобы тетя поняла, какую ты хочешь получить игрушку; чтобы тетя-врач поняла, что у тебя болит; чтобы мама поняла, что нового и интересного было в детском саду. Часто детям говорят так: «Трудные или новые слова можно продактилировать (сказать рукой), чтобы запомнить и правильно написать. Если кто-то из ребят ошибся, не понял, забыл, как сказать правильно, помоги ему, скажи рукой, напиши на листочке. Обо всем, что произошло в выходной день дома, что нового ты увидел и узнал, можно написать в тетради и принести эти записи в детский сад. Другие дети прочитают, им будет интересно. Писать надо правильно, чтобы все поняли. Кого-то нет на занятиях в группе — можно ему написать о том, что мы делали, что нового узнали сегодня, что видели на прогулке».

Выбор речевой деятельности в конкретных условиях всегда сопровождается объяснением ее соответствия данной ситуации.

На разных этапах занятия, при проведении отдельных видов работы над словесным оформлением содержания ситуации, текста, картины педагог, требуя использования предлагаемых речевых средств, регулирует включение того или иного вида речевой деятельности. Например, при чтении рассказа: «Слушайте, что будем делать дальше. Будем читать рассказ. Я повторю еще раз. Слушайте. Верно. Мы будем читать рассказ. Рассказ называется... (слушайте). Скажем вместе. Скажи, Сережа. Повтори, Саша. Говори рукой. Правильно. Откройте книги. Читайте один раз дактильно (с рукой). Я слушаю. Говорите, кто прочитал и понял. Хорошо. Прочитайте задание без руки. Кто знает ответ? Скажи устно, Таня. Верно. Кто хочет ответить по-другому? Напишите свой ответ на листочке. Миша, скажи свой ответ всем ребятам с рукой. Повтори внятно без руки. Молодец».

Назначение каждого вида речевой деятельности, как и само содержание высказывания, постепенно осознается детьми как обязательный учет условий общения, возможностей собеседника, степени сложности словесного оформления.

Через письмо и дактилирование у детей вырабатывается умение достаточно точно воспринимать слово или фразу при устном предъявлении и соответственно более точно воспроизводить их структуру при проговаривании. Само использование этих вспомогательных форм речи нацеливает детей на внимание к строению слова, его форме, к формообразованию и к связям слов в предложении.

Только устное проговаривание или слухо- зрительное восприятие речевого материала, даже при быстром понимании обращенной речи, адекватных речевых реакциях, успешном расширении словарного состава, нередко сопровождается накоплением словарных и грамматических ошибок, грубым смешением слов и их форм, что в дальнейшем сдерживает темпы речевого развития. Избыточное же применение дактильной речи и табличек с печатными словами, ставшее самоцелью, также может явиться тормозом в речевом развитии, так как ограничивает возможности расширения речевой среды, не стимулирует у детей готовности общаться со слышащими сверстниками и взрослыми.

Поэтому каждому виду речевой деятельности должна быть отведена в педагогическом процессе своя роль, свое место с учетом исходного уровня речевого развития ребенка, степени сохранности слухового восприятия, сроков обучения, возраста, объема усвоенных речевых средств, готовности их воспринимать и применять, установки на речевое окружение.

Развитие языковой способности определено как объемом речевого материала и его повторяемостью, так и целесообразностью применения тех или иных видов речевой деятельности, их мотивированной сочетаемостью.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных