ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
58 страница. Существенность последствий условного факта определяется организацией исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности.Существенность последствий условного факта определяется организацией исходя из общих требований к бухгалтерской отчетности. Для целей отражения в бухгалтерской отчетности условные обязательства подразделяются на две группы: - существующие на отчетную дату обязательства, в связи с которыми на счетах бухгалтерского учета создаются резервы; - возможные обязательства, информация о которых подлежит раскрытию в пояснительной записке. Условные активы на счетах бухгалтерского учета не отражаются. Информация об условных активах раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период в том случае, если существует высокая или очень высокая вероятность того, что организация их получит. При этом в бухгалтерском балансе за отчетный период условные активы не отражаются, а в синтетическом и аналитическом учете отчетного периода не производятся никакие учетные записи. При фактическом получении актива, признанного условным, в бухгалтерской отчетности за отчетный период, в бухгалтерском учете периода, следующего за отчетным, в котором фактически получен актив, в общем порядке делается запись, отражающая получение этого актива. Организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами ооганизаиии в отношении величины либо соока исполнения которых существует неопределенность при одновременном наличии следующих условий: ' ■ существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации. Очень высокая или высокая вероятность обычно свидетельствует о том, что у организации отсутствует возможность отказаться от исполнения обязательства либо исходя из требований договора или действующего законодательства, либо сложившейся практики деятельности организации (например, практики выплаты дополнительных выходных пособий уволенным работникам); ■ величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена. Создание резерва признается в бухгалтерском учете расходом и в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы. Организация оценивает условные обязательства в денежном выражении. Условные активы для целей определенных ПБУ 8/01 не подлежат оценке в денежном выражении. В бухгалтерской отчетности организации по каждому условному обязательству раскрывается следующая информация: - краткое описание характера обязательства и ожидаемого срока его исполнения; - краткая характеристика неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства. Для каждого резерва, образованного в связи с последствиями условного факта, дополнительно раскрывается следующая информация: ■ сумма резерва на начало и конец отчетного периода; ■ сумма резерва, списанная в отчетном периоде в связи с признанием организацией обязательства, ранее признанного условным; ■ неиспользованная (излишне начисленная) сумма резерва, отнесенная в отчетном периоде на внереализационные доходы организации. Информация о наличии и величине выданных организацией гарантий, обязательствах, вытекающих из учтенных (дисконтированных) организацией векселей, и других аналогичных обязательств, принятых на себя организацией, как правило, раскрывается в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации за отчетный период. Данное требование не зависит от степени вероятности возникновения последствий таких фактов хозяйственной деятельности. В исключительных случаях, когда раскрытие информации о последствиях условных фактов в объеме, предусмотренном ПБУ 8/01, наносит или может нанести ущерб организации в ходе урегулирования последствий соответствующего условного факта, то организация может не раскрывать информацию в полном объеме. Организация должна указать в пояснительной записке лишь общий характер условного факта и причину, по которой более подробная информация не раскрывается. 17.10. Отчетность по сегментам Важную роль в крупных компаниях приобретает отчетная информация по сегментам. Приказом МФ РФ от 27.01.2000 г. № 11-н утверждено положение по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» (ПБУ 12/2000), которое впервые регламентирует правила формирования и представления информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. ПБУ 12/2000 предназначено для коммерческих организаций (исключая организации кредитные) при составлении сводной бухгалтерской отчетности в двух случаях: если у организации есть дочерние и зависимые общества или если в соответствии с учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, на организацию возложена обязательность составления сводной бухгалтерской отчетности. В п. 5 ПБУ 12/2000 дается определение информации по трем видам сегментов. 1. По операционному сегменту - это информация, которая раскрывает деятельность организации по производству определенного товара, выполнению определенной работы, оказанию определенной услуги или группы однородных товаров, работ, услуг. При выявлении товаров, работ, услуг в операционный сегмент могут учитываться следующие факторы: - Назначение товаров, работ, услуг; - Процесс производства товаров, выполнения работ; - Потребление (покупателем) товаров, работ, услуг; - Методы продажи товаров и распространения услуг; - Система управления деятельностью организации (если применимо). 2. По географическому сегменту - это информация, раскрывающая часть деятельности организации по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг в определенном географическом регионе. Причем предполагается, что такая деятельность подвержена рискам и получению прибыли, отличным от рисков и прибылей в других регионах деятельности организации. При выделении информации по географическим сегментам предлагается исходить из следующих факторов: ■ сходство условий, определяющих экономические и политические системы государств, на территории которых осуществляется деятельность организации; ■ общность правил валютного контроля; ■ наличия устойчивых связей в деятельности, осуществляемой в различных географических регионах; ■ сходство деятельности; ■ рисков, присущих деятельности организации в определенном географическом регионе. При этом формирование информации по географическому сегменту может осуществляться по определенному государству или нескольким государствам, региону или регионам в Российской Федерации. Исходя из организационной структуры и системы внутренней отчетности организации информация по географическому сегменту может вы деляться по местам расположения активов (или ведения деятельности организации) или по местам расположения рынков сбыта (потребителей или покупателей товаров, работ, услуг). 3. По отчетному сегменту - это информация по отдельному операционному или географическому сегменту, подлежащая обязательному _ раскрытию в бухгалтерской отчетности или в свободной бухгалтерской отчетности. Перечень отчетных сегментов в сводной бухгалтерской отчетности организации устанавливают самостоятельно, исходя из своей организационной и управленческой структуры. При определении перечня, в частности, учитывается наличие филиалов, представительств и иных структурных подразделений организации, дочерних и зависимых обществ. При выделении информации по отчетным сегментам принимаются во внимание общеэкономические, валютные, кредитные, ценовые, политические риски, которым может быть подвержена деятельность организации. Вместе с тем оценка рисков при выделении информации по сегментам не предполагает точное количественное измерение и выражение их. Для того чтобы считаться отчетным (т.е. быть представлен в бухгалтерской отчетности) операционный или географический сегмент должен иметь достаточно заметные величины показателей, а именно: выручка от продажи, финансовый результат, активы должны составлять не менее 10 % от общих аналогичных показателей по всем сегментам. При этом, ПБУ 12/2000 требует, чтобы на долю всех отчетных сегментов, выделенных при подготовке бухгалтерской отчетности приходилось не менее 75% выручки организации. Если на отчетные сегменты, выделенные при подготовке бухгалтерской отчетности, приходится менее 75% выручки, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты независимо от того, удовлетворяют ли они по отдельности условиям обязательного 10-процентного размера. При составлении бухгалтерской отчетности выделяется первичная и вторичная информация по сегментам. Деление на первичную и вторичную информацию по отчетным сегментам производится исходя из преобладающих источников и характера рисков и полученных прибылей организации. Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах и услугах, то первичной признается информация по операционным сегментам, а вторичной — по географическим сегментам. Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной - по операционным сегментам. Если риски и прибыли организации определяются в равной мере различиями в производстве товаров, работ, услуг и различиями в географических регионах деятельности, то первичной считается информация по операционным сегментам, а вторичной - по географическим сегментам. В состав первичной информации по отчетному сегменту входят следующие показатели: ■ общая выручка, в т.ч. полученная от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами; ■ финансовый результат (прибыль или убыток); ■ общая балансовая величина актива; > общая величина обязательств; ■ общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы; ■ общая величина амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам; ■ совокупная доля чистой прибыли (убытка) зависимых и дочерних обществ, совместной деятельности, а также общая величина вложений в эти зависимые общества и совместную деятельность. Если первичной информацией признается информация по операционным сегментам, то в состав вторичной информации по географическим сегментам в бухгалтерской отчетности представляются следующие показатели: ■ величина выручки от продажи внешним покупателям в разрезе географических регионов, выделенных по местам расположения рынков сбыта; ■ балансовая величина активов отчетного сегмента по местам расположения активов; ■ величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы по местам расположения активов. Данные показатели выделяются по географическим сегментам в случае соблюдения количественного измерителя построения сегмента - 10%. Новое ПБУ 12/2000 рассчитано на коммерческие организации, которые осуществляют различные виды деятельности и зачастую распределены по различным географическим регионам. На основе бухгалтерской отчетности без ее специальной подготовки заинтересованный пользователь не может выделить информацию по производству конкретного вида продукции либо информацию по деятельности организации в том или ином географическом регионе, т.е. когда информация обобщенная, а не сегментированная. ПБУ 12/2000 устанавливает правила формирования и представления в составе бухгалтерской отчетности информации по отдельным сегментам, которая позволяет заинтересованным пользователям лучше оценить деятельность организации, перспективы развития, подверженность рискам и получение прибыли. 23. Бухгалтерский учет 705 ГлаВа 18. РЕГУЛ11Р0ВАН11Е U ГАРМОНиЗАЦиЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА <а UOT4ETHOCTU 1| НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ 18.1. Необходимость и предпосылки ^:Гкого^ттртизации Россия активно включается в процесс мировой экономической интеграции, причем не только на государственном уровне, но и на уровне подотраслей, организаций и предприятий, В связи с этим специалисты сталкиваются с необходимостью постановки и решения принципиально новых проблем. В их числе - проблема гармонизации бухгалтерского учета, которая обусловлена принципиальными различиями в методологии и организации бухгалтерского учета в различных странах мира. ■ Регулирование бухгалтерского учета в различных странах имеет существенные различия. В ряде стран (Аргентина, Франция, Германия) многие учетные стандарты возведены в ранг государственных законов, обязательных к исполнению, в других (США, Великобритания), большинство стандартов-носит рекомендательный характер. Поскольку эти стандарты не имеют юридической силы, любая компания может исполнять их в лишь в той степени, в какой она считает это оправданным и выгодным. Таким образом, даже в рамках одной страны имеются значительные расхождения в практике ведения учета и подготовки отчетности. Дело еще более осложняется с выходом компании на международный рынок — необходимо в той или иной степени руководствоваться законами и учетными стандартами третьих стран, а также крупнейших фондовых бирж. ■ Усиление роли мультинациональных корпораций (МНК) явилось одним из решающих факторов в.актуализации проблемы гармонизации учета. Первые МНК появились около сорока лет назад. В то время их влияние на мировые экономические процессы было незначительным. Однако сейчас они становятся все более реальной экономической; а в некотором смысле и политической силой, Так, на долю их внутрикорпорационного оборота приходится, в настоящее время, около трети всего международного капиталистического экспорта. ■ Различия в национальных учетных стандартах могут быть как по форме (горизонтальное или вертикальное представление баланса, упоря доченность балансовых статей, количество и наименование отчетных форм, структура годового отчета и т.п.), так и по существу (переоценка отчетности, пересчет иностранных валют консолидация финансовой отчетности и т.д.). В большинстве стран-составление отчетности базируется на оценке статей по себестоимости. Иное положение в латиноамериканских странах, длительное время страдавших от гиперинфляции. Компаниям этих стран вменяется предоставление бухгалтерской отчетности, пересчитанной при помощи общего индекса цен. В процессе работы составителей и пользователей финансовых отчетов зо всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета. 3 настоящее время наибольи^ю известность получили три подхода л ее решению: гармонизация, с-;ндартизация и конвергенция. Идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета реализуется в рамках Европейского сообщества (ЕС). Суть ее заключается в i ом, что в каждой стране может существовать своя модель организации учета и система стандартов, ее регулирующих. Главное, чтобы эти стандарты не противоречили аналогичным стандартам в странах-членах сообщества, то есть находились 5 относительной «гармонии» друг с дру-■ ом. Ррбота в этом направлении ьедется с 1961 года. Б целях формирования концепции развития учета в странах ЕС была сформирована исследовательская группа по проблемам бухгалтерского учета. Ее дея-гельность рассматривалась как составная часть программы тармонизации национальных версий Закона о компаниях. Результаты этой работы опубликованы в виде нормативных документов которые были включены каждым членом ЕС р свое национальное законодательство в части бухгалтерского учета. Идея стандартизации учетных процедур реализуется в рамках унификации учета, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО. разрабатывая и публикуя Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО. Суть этого подхода состоит в разработке унифицированного набора стандартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Что касается вне-доения единых стандаотов то этого следует добиваться не законодательным путем а путем добровольного соглашения профессиональных организаций стран. Идея конвергенции национальных стандартов с МСФО появилась с 2000 года, в связи с реструктуризацией КМСФО. Процесс конвергенции предполагает выработку Комитетом и национальными регулирующими органами совместных решений учетных задач, которые обеспечивают наиболее эффективную и качественную подготовку и представление информации в финансовой отчетности. Иными словами, в отличие от гармонизации конвергенция представляет собой движение Комитета и национальных органов регулирующих бухгалтерский учет навстречу друг другу для нахождения и принятия наилучшего решения по наиболее значимым вопросам учета и формирования финансовой отчетности. Международные стандарты разрабатываются Комитетом по международным стандартам учета, который был создан в 1973 году соглашением между профессиональными организациями бухгалтеров из десяти стран. В настоящее время этот комитет включает более ста членов-организаций. К 2001 году разработано около сорока учетных стандартов (41), касающихся различных аспектов ведения учета: Международные стандарты финансовой отчетности
Пропуск части номеров вызван отменой ранее принятых стандартов в связи с принятием новых. При разработке учетных стандартов делалась попытка обобщения бухгалтерского опыта, накопленного в разных странах. Следует отметить, что в силу различных причин международные стандарты находятся под сильным влиянием практики ведения учета в США. Международные бухгалтерские стандарты отличаются многовариантностью подходов к решению учетных проблем (например, возможность использовать несколько методов начисления износа основных средств, несколько методов учета запасов, несколько вариантов оценки финансовых инвестиций), они постоянно дорабатываются и изменяются, принимаются новые. Как правило, каждый стандарт включает следующие разделы: - введение, отражающее общее содержание данного стандарта, его цели и задачи; - определения, позволяющие избежать двусмысленности в трактовке (лавных определяющих терминов; - объяснения, рассматривающие понятия и их трактовку с точки зрения целей, поставленных пользователями учетных данных; - описание методологических проблем, путей и возможностей их решения; - предписания, связанные с практической реализацией требований, вытекающих из данного стандарта; - дата вступления в силу. Международные стандарты бухгалтерского учета требуют соблюдения следующих принципов: в достоверности, то есть экономическая информация должна достоверно и адекватно отражаться в бухгалтерском учете; я номинальной сценки, предполагающей, что все операции учитываются в бухгалтерском учете в денежной оценке «по номиналу» соответствующих валют с пересчетом при необходимости по официально сложившемуся курсу; я осторожности — ъ бухгалтерском учете с большой осторожностью подходят к прогнозам, поскольку учитываются реальные, достоверные затраты; в полноты в учете или не компенсации, поскольку происходящие операции должны отражаться полно во всей совокупности данных без какой-либо компенсации; разгоаничения отчетных периодов — затраты и доходы строго разграничиваются по периодам, к которым они относятся; а постоянства бухгалтерских методов - применяемые методы в учете должны быть постоянными и не меняться произвольно; ■ непрерывности, то есть учет ориентирован на то, что предприятие будет функционировать непрерывно или достаточно продолжительный период времени; ■ двойной записи, заключающейся в применении в бухгалтерском учете системы двойной записи одновременно по дебету и кредиту корреспондирующих счетов; ■ ответственности - каждый исполнитель в бухгалтерском учете ведет свой участок работ, за который несет полную ответственность; ■ контроля — информация должна использоваться корректно, чтобы всегда была полная возможность ее объективной интерпретации, анализа, сравнения и в конечном счете — контроля; ■ надежности - учетная информация должна быть надежной, чтобы пользователь на ее основании мог делать ясные и полные выводы; ■ взаимозависимости - учет должен строиться исходя из того, что все операции в учете взаимосвязаны между собой, поэтому вся информация должна быть правильно сбалансирована; ■ уместности - данные учета должны быть простыми и понятными при любой перегруппировке информации и ее интерпретации. В конечном счете, в учете делается лишь то, что уместно. Рассмотрим положительные и отрицательные черты международных стандартов учета. Объективными преимуществами МСФО перед национальными стандартами в отдельных странах являются: - четкая экономическая логика; - обобщение лучшей современной мировой практики в области учета; - простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире. При этом Международные стандарты учета позволяют не только сократить расходы компаний по подготовке своей отчетности, особенно в условиях консолидации финансовой отчетности предприятий, работающих в разных странах, но и снизить затраты по привлечению капитала. Известно, что рыночная цена капитала определяется двумя основными факторами: перспективной отдачей и рисками. Некоторые из рисков действительно характерны для деятельности самих компаний, однако есть и такие, которые вызваны недостатком информации, отсутствием точных сведений об отдаче капиталовложений. Одной из причин информационной недостаточности является отсутствие стандартизированной финансовой отчетности, которая, сохраняя капитал, фактически приумножает его. Это объясняется тем что инвестооы согласны получать чуть более низкие доходы, зная, что большая открытость информации снижает их риски. Совокупность данных преимуществ во многом обеспечивает стремление различных стран к использованию МСФО в национальной практике учета. Однако следует отметить и недостатки МСФО. К ним, в частности, можно отнести: ■ обобщенный характер стандартов, предусматривающий достаточно большое многообразие в методах учета; ■ отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям. К тому же внедрению стандартов во всем мире препятствуют такие факторы, как национальные различия в уровне развития и традициях, а также нежелание национальных институтов поступиться своим приоритетом в области регулирования и методологии учета. 18.3. Роль Комитета по международным стандартам финансовой отчетности Комитет международных стандартов финансовой отчетности (КМСФО) является независимым органом частного сектора, цель которого состоит в достижении унификации принципов бухгалтерского учета, используемых компаниями и другими организациями для финансовой отчетности во всем мире. Комитет был основан в 1973 году в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Голландии, Великобритании и Ирландии, а также Соединенных Штатов Америки. С 1983 года членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации-члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ). По состоянию на янваоь 1998 гола в 91 стране насчитывалось 122 члена комитета и 4 ассоциированных и 2 аффилированных члена. В насто-яшее воемя в оаботу КМСФО вовлечены многие лоугие ооганизаиии во многих странах не являющихся членами КМСФО применяются Международные стандарты финансовой отчетности. ■ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|