Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Возрастная психология как отрасль психологической науки. Предмет, задачи, методы возрастной психологии. Возрастная периодизация психического развития.




Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формировании личности в онтогенезе.

Предмет возрастной психологии – исследование закономерностей психического развития в онтогенезе и установление причин перехода от одного возрастного периода к другому.

Возрастная психология выделяет возрастные изменения в поведении людей и стремится объяснить эти изменения, раскрыть закономерности приобретения людьми опыта и знаний. В центре внимания — различные формы психической организации, типичные для отдельных периодов жизненного пути человека. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти, сверхзадача — изучение изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире.

Задачи возрастной психологии:

  1. Раскрытие содержания последовательности этапов онтогенеза;
  2. Изучение возрастной динамики психических процессов с учетом культурно-исторических, этических и социально-экономических условий;
  3. Организация психологической помощи на каждом этапе в периоды возрастных кризисов.

Методы возрастной психологи:

1. основные (наблюдение, эксперимент),

2. вспомогательные (праксические, психодиагностические, биографические).

Основные: Наблюдение, эксперимент (см. 1 вопрос, методы психологии);

Вспомогательные:

Праксические (анализ продуктов деятельности) – методы исследования личности, заключающиеся в оценке произведенного ею продукта (рисунки, аппликации, поделки и др.).

Психодиагностические – это методы измерения, посредством которых достигается количественное осмысление психического явления (тестирование, анкетирование, беседа, интервью).

Биографические – методы исследования, основанные на анализе жизненного пути личности (анализ биографий, отдельных событий, дневниковых записей).

Возрастная периодизация психического развития -это деление онтогенеза на возрастные периоды в соответствии с заданным критерием.

В возрастной психологии существует множество различных периодизаций, в основе которых положен какой-то один или несколько критериев. Все многообразие возрастных периодизаций попытался классифицировать Л.С. Выготский в работе «Проблема возраста». Все существующие к тому времени периодизации Л.С. Выготский разделил на три группы.

Первую группу составили периодизации, созданные не путем расчленения самого развития личности на этапы, а по аналогии со ступенчатообразным построением других процессов развития. Таковой, в частности, является известная периодизация С. Холла, созданная по аналогии с развитием общества. Он выделял стадию рытья и копания (0-5 лет), стадию охоты и захвата (5-11 лет), пастушескую стадию (8-12 лет), земледельческую стадию (11-15 лет), стадию промышленности и торговли (15-20 лет), соотнося их с животной стадией развития общества, периодом овладения охотой и рыболовством, концом дикости и началом цивилизации, периодом романтизма и т.п. Понятно, что подобные аналогии очень заманчивы, но поверхностны.

Ко второй группе (самой многочисленной) Л. С. Выготский отнес периодизации, которые основаны на каком-либо одном (реже нескольких) отдельно взятом признаке развития. К этой группе можно отнести и периодизацию 3. Фрейда, основанием которой является изменение зон, в которых находит удовлетворение либидо. Также к этой группе относятся П. П. Блонского, В. Штерна, периодизация Ж. Пиаже, в основе которой лежит развитие интеллектуальных структур и др.

Третью группу, по Л. С. Выготскому, должны составить периодизации, связанные с выделением существенных особенностей самого развития. Л.С. Выготский предложил собственную периодизацию, руководствуясь диалектической моделью развития и идеей скачков-переходов к новому качеству. Он выделял в развитии стабильные и критические возрасты (периоды). В стабильных периодах происходит медленное и неуклонное накопление мельчайших количественных изменений развития, а в критические периоды эти изменения обнаруживаются в виде скачкообразно возникших необратимых новообразований. По мнению Л. С. Выготского, стабильные и критические периоды в развитии чередуются: 1) кризис новорожденности, 2) стабильный период младенчества, 3) кризис первого года жизни, 4) стабильное раннее детство, 5) кризис трех лет, 6) стабильный дошкольный возраст, 7) кризис семи лет, 8) стабильный младший школьный период, 9) пубертатный кризис, 10) стабильный подростковый возраст, 11) кризис 17 лет и т.д. К этой группе периодизаций относится периодизация Э. Эриксона. В основе периодизации А.Н. Леонтьева лежит такой критерий, как тип ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в наибольшей степени способствующая психическому и поведенческому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая развитие за собой. Периодизация Леонтьева состоит из следующих этапов:

1)младенчество – ведущий вид деятельности - непосредственно-эмоциональное общение младенца со взрослым;

2) раннее детство - ведущий вид деятельности - предметно-манипулятивная деятельность;

3) дошкольный возраст - ведущий вид деятельности - сюжетно-ролевая игра;

4) младший школьный возраст - ведущий вид деятельности -учебная деятельность школьников;

5) подростковый возраст - ведущий вид деятельности - интимно-личностное общение подростков;

6) юность - ведущий вид деятельности - профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

Общепринятой в отечественной психологии является периодизация, принятая в 1965 г. на международном симпозиуме в Москве.

1 этап – от рождения до 1 года – младенчество (от 0 до 1 месяца - новорожденность);

2 этап – 1 -3 г. - раннее детство;

3 этап – 3 - 6-7 лет – дошкольный возраст;

4 этап – 6-7 – 10-11 – младший школьный возраст (начальные классы школы);

5 этап – 10-11 – 14-15 лет – подростковый возраст;

6 этап – 15-17 лет – ранняя юность;

7 этап – 17-21 –второй период юности – поздняя юность, студенческий возраст;

8 этап – 21 -35 – первый этап зрелости;

9 этап – 35 – 60 – второй этап зрелости;

10 этап – 60 – 75 – пожилой возраст;

11 этап – 75 – 90 – старческий возраст;

12 этап – 90 и выше – долгожители.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных