Психическое развитие в юношеском возрасте: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, новообразования.
Возрастные границы: 15-17 лет – ранняя юность, 17-21 –второй период юности – поздняя юность, студенческий возраст.
Социальная ситуация развития – первоначальный выбор жизненного пути. На этот возраст приходится много критических социальных событий: получение паспорта, наступление уголовной ответственности, возможность реализации активного избирательного права, возможность вступить в брак. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают трудовую деятельность, задача выбора профессии и дальнейшего жизненного пути встает перед каждым. В юношеском возрасте в большой степени утверждается самостоятельность личности.
Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность. Несмотря на то, что во многих случаях юноша продолжает оставаться школьником, учебная деятельность в старших классах должна приобрести новую направленность и новое содержание, ориентированное на будущее. Речь может идти об избирательном отношении к некоторым учебным предметам, связанным с планируемой профессиональной деятельностью и необходимым для поступления в вуз (например, химия и биология для будущих медиков), о посещении подготовительных курсов, 6 включении в реальную трудовую деятельность в пробных формах (помощь воспитательнице в детском саду, автомеханику во время ремонтных работ автомобиля и т.п.). В других случаях юноши и девушки еще более приближаются к производственной сфере: продолжают образование в ПТУ, техникумах, колледжах, технических лицеях или начинают собственную трудовую жизнь, совмещая работу с учением в вечерних школах.
Мотивы выбора будущей профессии:
1. интерес к учебному предмету;
2. способности;
3. потребность в данной профессии;
4. семейные традиции, преемственность;
5. престижность;
6. легкость поступления;
7. внешние атрибуты.
Новообразования: центральное – самоопределение – это осознанный выбор. Самоопределение – это многоаспектное понятие, поэтому выделяют: жизненное, личностное и профессиональное самоопределение.
Другие новообразования юности:
Автономия - право на самостоятельность.
Виды автономии:
1. право на собственные привязанности и на самостоятельный выбор друзей – эмоциональное;
2. моральная – право на собственные взгляды;
3. ценностная – право на собственные ценности;
Самоуважение - обобщенная оценка принятия и непринятия себя.
Выработка ценностных ориентаций - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|