ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема1 ВВЕДЕНИЕ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯЦели занятия: I. Организация информации о способах познания и исследования психических процессов и явлений. 2. Формирование умений и навыков психологического исследования в педагогических целях. Психологическое исследование: требования Классификация методов исследования Характеристика основных эмпирических методов психологии Владение методами изучения психологии учащегося является одним из необходимых компонентов профессиональной деятельности педагога. Педагог, осуществляя учебно-воспитательный процесс, должен уметь выявлять, анализировать и учитывать индивидуально-психологические особенности личности учащегося, цели его действий и поступков, скрытые мотивы поведения. Основными характеристиками личности являются: направленность как устойчиво доминирующая, преобладающая система потребностей, отношений, мотивов, ценностных ориентации, установок, убеждений и т.д.; социальный опыт, выраженный через знания, умения, навыки; познавательная сфера, представленная вниманием, восприятием, памятью, мышлением, воображением; эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности, такие как темперамент, характер, способности. На изучении этих характеристик личности сосредотачивает свои усилия педагог в зависимости от конкретных задач обучения и воспитания. Психологическое исследование: требования к организации и его этапы Способом получения объективных знаний об окружающей действительности, что является целью любой науки, выступает научное исследование. Психологическое исследование - это способ научного познания сущности психических явлений и их закономерностей. Любое научное ис- следование, в том числе и психологическое, должно отвечать ряду строгих требований': 1. Планирование исследования подразумевает разработку логической и хронологической схем исследования, состоящих из детального проектирования всех его этапов. 2. Место проведения исследования должно обеспечивать изоляцию от внешних помех, отвечать санитарно-гигиеническим и инженерно-психологическим требованиям, т.е. обеспечивать определенный комфорт и нормальную рабочую обстановку. 3. Техническое оснащение исследования должно соответствовать 4. Подбор испытуемых зависит от целей конкретного исследования и должен обеспечивать их качественную однородность. 5. Инструкция для испытуемых составляется на стадии планирования работы и должна быть четкой, краткой и однозначной. 6. Протокол исследования должен быть одновременно полным и целенаправленным (избирательным). 7. Обработка результатов исследования включает количественные и качественные методы анализа полученных в ходе исследования эмпирических данных. Структура психологического исследования включает ряд обязательных этапов, представленных в табл. 1. Таблица 1 Этапы психологического исследования
Классификация методов исследования Метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - это способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности". Методы научного исследования - это приемы и средства, с помощью которых ученые получают объективные знания о мире, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Методами психологии называют основные приемы и средства познания психических феноменов и их закономерностей. В психологии выделяют четыре группы методов1: 1. Организационные методы. Данная группа включает сравнитель Сравнительный метод предполагает сопоставление изучаемых объектов по различным признакам, показателям. Сравнительным методом, например выявляются различия в уровне развития учащихся, степень сформированности ученических групп, особенности поведения учащихся до и после воспитательного воздействия. Лонгитюдный метод предусматривает многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Это позволяет определить индивидуальные личностные особенности учащихся, проследить динамику развития изучаемых свойств личности, например свойств мышления во время обучения, внимания и т.д. Комплексный метод исследования заключается в рассмотрении объекта с позиций различных наук или с различных точек зрения. Исследования такого рода позволяют устанавливать связи и зависимости между явлениями разного типа, например между физиологическим, психологическим и социальным параметрами развития личности. 2. Эмпирические методы. Это, прежде всего, наблюдение и экспе Философский энциклопедический словарь / Под. ред. Л.Ф. Ильичева и др. М., 1983. С. 364. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1996. С. 296 — 298. др.), метод экспертных оценок, метод анализа процесса и продуктов деятельности, биографический метод (рис. 1). 3. Методы обработки данных. К ним относятся количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, его анализ) методы. 4. Интерпретационные методы. В эту группу входят генетический (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т.п.) и структурный (выявление связи между всеми характеристиками личности) методы. Рис. 1. Основные эмпирические методы психологии Характеристика основных эмпирических методов психологии Метод наблюдения Наблюдение - один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан4. Если житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов и носит случайный, неорганизованный характер, то наблюдение как научный 4 Психология: Слов. / Под. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М, 1990. С. 227.
метод является систематическим и не ограничивается описанием внешних проявлений психического, а подразумевает переход к объяснению их природы (рис. 2). Наблюдению доступны только экстериоризованные (внешние) проявления вербального и невербельного поведения: • пантомимика (осанка, походка, жестикуляции, позы и т.д.); • мимика (выражение лица, его экспрессивность и т.д.); • речь (содержание, культура речи и т.д.). Факторами, обуславливающими сложность познания внутреннего через наблюдение внешнего, являются: • многозначность связей субъективной психической реальности с ее внешним проявлением; • многоуровневая, иерархическая структура психических явлений; • уникальный характер и неповторимость психических явлений. Описание явлений на основе наблюдения является научным, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней (субъективной) стороны наблюдаемого акта дает закономерное объяснение его внешнего проявления. Традиционным способом фиксации данных является дневник наблюдений, который представляет собой специальные записи наблюдателя, отражающие факты из жизни наблюдаемого лица. ' Турусов О.В. Практикум по экспериментальной психологии. Самара, 1997. С. 54. Требования к фиксации данных в дневнике наблюдения: 1. Адекватная передача смысла наблюдаемых явлений. 2. Точность и образность формулировок. 3. Обязательное описание ситуации (фон, контекст), в которой имело место наблюдаемое поведение. Одной из разновидностей данного метода является самонаблюдение, принимающее форму словесного отчета в том, что видит, слышит, чувствует, переживает человек, к чему он стремится. Подобный словесный отчет фиксируется, как и любое внешнее, объективное выражение психиче-. ских состояний человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|