ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Дополнительные сведения об уровне притязаний личностиУровень притязаний личности определяется тем, какие цели (трудные или легкие) она перед собой ставит. Уровень своих притязаний личность устанавливает между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить для себя определенную перспективу успеха. Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач, хотя в ряде случаев они могут быть нечетко осознаваемыми. Формирование уровня притязаний наглядно прослеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как правило, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уровня самооценки. На сегодняшний день в психологии продолжается поиск взаимосвязи между уровнем притязаний и особенностями личности. Прослеживается взаимосвязь уровня притязаний и характеристик интеллекта: чем выше интеллектуальные возможности субъекта, тем выше уровень притязаний. Учащиеся с более слабыми показателями интеллектуальных и волевых качеств имеют низкий уровень притязаний, резко повышающийся при искусственно создаваемом успехе. Учащиеся с хорошими показателями мышления, но слабой волей демонстрируют завышенное притязание и отсутствие склонности к последовательной работе в случае неуспеха. Относительно низкий уровень интеллекта при развитой воле сочетается с высоким уровнем притязаний. Неудачи у таких людей не снижают уровня притязаний, а стимулируют к интенсивной работе для достижения успеха. Для молодых людей характерны неустойчивость притязаний, нечеткое осознание целей, а также тенденция искать причины неудач в объективных обстоятельствах. А успехи, даже случайные, относятся за счет собственных умений. Обращается внимание на зависимость уровня притязаний от эмоциональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для так называемых "перестраховщиков", отличающихся меньшей эмоциональной устойчивостью. Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося - одно из условий совершенного развития личности. Несоответствие же является источником воз-
никновения конфликтов как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности. Изучение уровня притязаний имеет самостоятельное значение, так как он является относительно стабильным индивидуальным качеством. Выявление уровня притязаний и его анализ по параметрам высоты, величины отклонения от цели, адекватности и устойчивости чрезвычайно важен для диагностики личности. Оценке подлежит, главным образом, не то, что ставится целью, какие цели избирает субъект, а то, как он это делает. Исследование уровня притязаний имеет большое значение в прикладном плане: в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления, в спорте и профессиональной ориентации, при проверке профессионально важных качеств, значимых в отдельных видах труда. При интерпретации результатов следует опираться на данные самонаблюдения, обратить внимание на исходный уровень притязаний, его динамику в зависимости от успеха или неуспеха в предшествующей деятельности. Вопросы 1. Что такое "уровень притязаний" и каковы его виды? 2. Какую роль играет уровень притязаний в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить уровень притязаний? 4. Можно ли влиять на формирование уровня притязаний? Если да, то какими способами? Рекомендуемая литература Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие М., 1993. Экстраверсия-интроверсия и нейротизм как свойства личности Автор двухфакторной модели личности американский психолог Г. Айзенк в качестве основных свойств рассматривает экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В психологии экстраверсия-интроверсия определяются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если экстравертированиый тип личности ориентируется на внешние обстоятельства, окружающие его объекты, то интровертированный тип - на субъективные факторы, собственные переживания, свой собственный мир. Такая внешняя (объективная) или внутренняя (субъективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему. Таким образом, экстраверт - это человек, который ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Интроверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интересы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, созданным его воображением, к своей внутренней духовной жизни. Нейротизм (понятие, синонимичное тревожности) проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|