Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Дополнительные сведения об уровне притязаний личности




Уровень притязаний личности определяется тем, какие цели (труд­ные или легкие) она перед собой ставит. Уровень своих притязаний лич­ность устанавливает между чересчур трудными и чересчур легкими зада­чами и целями таким образом, чтобы сохранить для себя определенную перспективу успеха. Формирование уровня притязаний определяется оценкой прошлых успехов и неудач, хотя в ряде случаев они могут быть нечетко осознаваемыми. Формирование уровня притязаний наглядно про­слеживается в учебной деятельности. Повторяющиеся неудачи, как прави­ло, приводят к снижению уровня притязаний и к общему снижению уров­ня самооценки.

На сегодняшний день в психологии продолжается поиск взаимосвя­зи между уровнем притязаний и особенностями личности. Прослеживается взаимосвязь уровня притязаний и характеристик интеллекта: чем выше интеллектуальные возможности субъекта, тем выше уровень притязаний. Учащиеся с более слабыми показателями интеллектуальных и волевых ка­честв имеют низкий уровень притязаний, резко повышающийся при ис­кусственно создаваемом успехе. Учащиеся с хорошими показателями мышления, но слабой волей демонстрируют завышенное притязание и от­сутствие склонности к последовательной работе в случае неуспеха. Отно­сительно низкий уровень интеллекта при развитой воле сочетается с высо­ким уровнем притязаний. Неудачи у таких людей не снижают уровня при­тязаний, а стимулируют к интенсивной работе для достижения успеха. Для молодых людей характерны неустойчивость притязаний, нечеткое осозна­ние целей, а также тенденция искать причины неудач в объективных об­стоятельствах. А успехи, даже случайные, относятся за счет собственных умений.

Обращается внимание на зависимость уровня притязаний от эмо­циональной устойчивости, силы нервных процессов. Занижение уровня притязаний характерно для так называемых "перестраховщиков", отли­чающихся меньшей эмоциональной устойчивостью.

Уровень притязаний следует учитывать в процессе воспитания, так как его соответствие возможностям учащегося - одно из условий совер­шенного развития личности. Несоответствие же является источником воз-


 


никновения конфликтов как с другими людьми, так и с самим собой, что может привести к отклонениям в развитии личности.

Изучение уровня притязаний имеет самостоятельное значение, так как он является относительно стабильным индивидуальным качеством. Выявление уровня притязаний и его анализ по параметрам высоты, вели­чины отклонения от цели, адекватности и устойчивости чрезвычайно ва­жен для диагностики личности. Оценке подлежит, главным образом, не то, что ставится целью, какие цели избирает субъект, а то, как он это делает.

Исследование уровня притязаний имеет большое значение в при­кладном плане: в медицинской психологии, педагогике и педагогической психологии, социальной психологии и психологии управления, в спорте и профессиональной ориентации, при проверке профессионально важных качеств, значимых в отдельных видах труда.

При интерпретации результатов следует опираться на данные само­наблюдения, обратить внимание на исходный уровень притязаний, его динамику в зависимости от успеха или неуспеха в предшествующей деятельности.

Вопросы

1. Что такое "уровень притязаний" и каковы его виды?

2. Какую роль играет уровень притязаний в поведении и развитии личности?

3. Каким образом можно измерить уровень притязаний?

4. Можно ли влиять на формирование уровня притязаний? Если да, то какими способами?

Рекомендуемая литература

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учеб. пособие М., 1993.


Экстраверсия-интроверсия и нейротизм как свойства личности

Автор двухфакторной модели личности американский психолог Г. Айзенк в качестве основных свойств рассматривает экстраверсию-интроверсию и нейротизм. В психологии экстраверсия-интроверсия опре­деляются как способы адаптации человека к окружающему миру. Если экстравертированиый тип личности ориентируется на внешние обстоя­тельства, окружающие его объекты, то интровертированный тип - на субъективные факторы, собственные переживания, свой собственный мир. Такая внешняя (объективная) или внутренняя (субъективная) ориентация формирует ту или иную психическую установку личности по отношению ко всему происходящему.

Таким образом, экстраверт - это человек, который ориентирован на внешнее окружение, на объективный мир вещей и явлений. Интроверт — это человек, у которого преобладает субъективная ориентация, его интере­сы в значительной мере обращены внутрь, к собственным идеям, образам, созданным его воображением, к своей внутренней духовной жизни.

Нейротизм (понятие, синонимичное тревожности) проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбуди­мость, депрессивность.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных