Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экспериментальный метод




Одним из основных способов научного познания психической ре­альности является экспериментальный метод.

Эксперимент - это метод сбора эмпирических данных в специально спланированных и управляемых условиях, в которых экспериментатор воздействует на изучаемое явление и регистрирует изменения его состоя­ния (рис. 3).

В отличие от наблюдения психологический эксперимент предпола­гает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого. Если в наблюдении исследователь не в состоянии даже предвидеть изменения, то в эксперименте он сам создает условия, в кото­рых психическое явление может объективироваться.

Рис. 3. Классификация видов эксперимента

Данные, получаемые в естественном эксперименте, больше соответ­ствуют типичному жизненному поведению индивида, естественным проявле-

1 Дружинин B.H. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 310.

II


ниям психики, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени соответствия реаль­ности.

Беседа

Беседа - вспомогательный метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Исследователь задает вопросы, а испытуемый на них отвечает. По форме беседа может являть собой сво­бодный или стандартизированный опрос.

Стандартизованный опрос - опрос, характеризующийся заранее определенными набором и порядком вопросов.

Свободный опрос по форме приближается к обычной беседе и носит естественный, неформальный характер. Он также ведется по определен­ному плану и основные вопросы разрабатываются заранее, но в ходе опро­са исследователь может задавать дополнительные вопросы, а также видо­изменять формулировку запланированных вопросов. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко корректировать тактику исследования, содер­жание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.

Условия успешного проведения беседы:

• установка исследователя на доверительный контакт с испытуемым при поддержании достаточного уровня деловых отношений;

• недопустимость внушения ответов и их подсказывания;

• точная и четкая регистрация ответов испытуемого и характеристик его поведения.

Анкетирование

Анкетирование - это сбор фактов на основе письменного самоотчета испытуемого по специально составленной программе. Анкета представля­ет собой опросный лист с заранее составленной системой вопросов, каж­дый из которых логически связан с центральной гипотезой исследования. Процедура анкетирования предусматривает три этапа:

Этап 1. Определение содержания анкеты. Это может быть перечень вопросов о фактах жизнедеятельности, интересах, мотивах, оценках, от­ношениях.


Этап 2. Выбор типа вопросов. Вопросы подразделяются на откры­тые, закрытые и полузакрытые. Открытые вопросы позволяют испытуе­мому строить свой ответ в соответствии со своими желаниями - как по со­держанию, так и по форме. Обработка ответов на открытые вопросы за­труднена, но они позволяют обнаружить совершенно неожиданные и не предполагаемые суждения. Закрытые вопросы предусматривают выбор одного или нескольких вариантов ответа, помещенных в анкете. Такого рода ответы легко обрабатываются количественно. Полузакрытые вопро­сы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответа из ряда предложенных, в то же время испытуемому дается возможность самостоя­тельно сформулировать ответ на вопрос.

Тип вопроса может влиять на полноту и искренность ответа. Сами вопросы должны быть как можно более короткими, ясными по смыслу, простыми, точными, однозначными и эмоционально окрашенными.

Этап 3. Определение числа и порядка задаваемых вопросов.

Метод тестирования

Тестирование - это сбор фактов о психической реальности с исполь­зованием стандартизированных инструментов - тестов.

Тест - метод психологического измерения, состоящий из серии кратких заданий и направленный на диагностику индивидуальной выра­женности свойств и состояний личности7.

С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собою психо­логические особенности разных людей, давать дифференцированные и со­поставимые оценки. Варианты тестов: тест-опросник, тест-задание и про­ективный тест.

Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отработанных и проверенных, относительно их валидности и надежности, вопросов, по ответам на которые можно судить об уровне выраженности свойств личности.

Тесты типа тест-задание включают серию специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии (отсутствии) и уровне выра­женности изучаемых свойств.

В проективных тестах заложен механизм проекции, согласно кото­рому неосознаваемые собственные качества человек склонен приписывать

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 2000. С. 309.


неструктурированному стимульному материалу теста, например черниль­ным пятнам. В разнообразных проявлениях человека, будь то творчество, интерпретация событий, высказывания и др., воплощается его личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, пережива­ния, конфликты. Тестовый материал может толковаться разнообразными способами, где главным оказывается не его объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение, которое он вызывает у человека. Сле­дует помнить, что проективные тесты предъявляют повышенные требова­ния к уровню образования, интеллектуальной зрелости личности, а также требуют высокого профессионализма со стороны исследователя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных