Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самооценка как компонент самосознания: ее структура и проявления




Сознание - это высшая форма развития и проявление психики чело­века. Сознание осуществляет мысленное построение действий, контроль и управление поведением человека, определяет его способность отдавать себе отчет в том, что происходит в нем самом и окружающем мире. Со­держательно сознание включает в себя совокупность знаний о мире и о се­бе самом. Последнее трактуется как самосознание. Самосознание - это осознанное отношение человека к самому себе, выражающееся в самооце­нивании данного отношения и регуляции на его основе действий и пове­дения.

При изучении феномена самосознания выделяют три основных ас­пекта (рис. 4):

1) взаимообусловленность сознания и самосознания;

2) механизмы самосознания;

3) функции самосознания.

Самосознание предполагает осознание своего Я во всем многообра­зии индивидуальных особенностей, выделение себя из окружающего мира и представление о себе в сопоставлении с другими людьми. Самосознание включает три главных компонента: самопознание, самооценку и саморегу-

ЛЯ1{11Ю.


Развитие самопознания начинается с процесса познания себя через сравнение с другими. Знание о себе накапливается в процессе самопозна­ния и фиксируется в виде "Я-концепции". "Я-концепция" - это относи­тельно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, пережи­ваемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и от­носится к себе. "Я-концепция" подразделяется на идеальную "Я-концепцию", т.е. какой хочет стать личность в соответствии с ее.идеа­лами, и реальную '"Я-концепцию", т.е. каким видит себя человек на данный момент.

На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в само­оценке. Самооценка - компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих возможностей, спо­собностей, нравственных качеств и места среди других людей. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психическойсферы чело-

Ьиблютеха I ] у

Уральского госу^-„т-стгч.-г1но:..> ■


 


века (процессы, состояния, свойства), совершаемые им поступки и выпол­няемые действия.

Различают текущую и личностную самооценки.

Текущая самооценка - это оценка человеком своих действий и по­ступков. Такая самооценка является основой для саморегуляции челове­ком своей деятельности, своего поведения. Произведя самоконтроль своих действий, поступков, а затем установив их приемлемость и желаемость, степень успешности, человек совершает в соответствии с самооценкой коррекцию этих действий и поступков, т.е. осуществляет саморегуляцию своей деятельности и поведения.

Личностная самооценка - это отношение человека к своим способ­ностям, возможностям, личным качествам, а также к внешнему облику. Личностная самооценка помогает определить уровень удовлетворенности самим собой исходя из количественной оценки этого уровня.

Самооценка может быть адекватной и неадекватной.

Адекватная самооценка позволяет человеку отнестись к себе крити- • чески, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Таким образом, адекватная самооценка явля­ется необходимым условием формирования личности.

Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке
человеком самого себя, его мнение о себе расходится с мнением о нем ок-j •
ружающих. 1,

Различают неадекватную завышенную самооценку - переоценку се­бя субъектом и неадекватную заниженную самооценку - недооценку себя субъектом (рис. 5).


Методика исследования самооценки личности

Методика С.А. Будасси позволяет проводить количественное иссле­дование самооценки личности, т.е. ее измерение. В основе данной методи­ки лежит способ ранжирования.

Шаг 1. Инструкция

Вам предлагается список из 48 слов, обозначающих свойства личности, из кото­рых Вам необходимо выбрать 20, в наибольшей степени характеризующих эталонную личность (назовем ее "мой идеал") в Вашем преставлении. Естественно, что в этом ряду могут найти место и негативные качества.

Текст методики

1. Аккуратность 17. Легковерие 33. Педантичность

2. Беспечность 18. Медлительность 34. Радушие

3. Вдумчивость 19. Мечтательность 35. Развязность 4.'Восприимчивость 20. Мнительность 36. Рассудительность

 

5. Вспыльчивость 21. Мстительность 37. Самокритичность

6. Гордость 22. Надежность 38. Сдержанность

7. Грубость 23. Настойчивость 39. Справедливость

8. Гуманность 24. Нежность 40. Сострадание

9. Доброта 25. Нерешительность 41. Стыдливость

10.Жизнерадостность 26. Несдержанность 42. Практичность

 

11. Заботливость 27. Обаяние 43. Трудолюбие

12. Завистливость 28. Обидчивость 44. Трусость

13. Застенчивость 29. Осторожность 45. Убежденность

14. Злопамятность 30. Отзывчивость 46. Увлеченность

15. Искренность 31. Подозрительность 47. Черствость

16. Капризность 32. Принципиальность 48. Эгоизм

Из двадцати отобранных свойств личности Вам необходимо постро­ить эталонный ряд d| в протоколе исследования, где на первых позициях располагаются наиболее важные, с Вашей точки зрения, положительные свойства личности, а последними - наименее желательные, отрицательные (20-й ранг - наиболее привлекательное качество, 19-й - менее и т.д. вплоть до 1 ранга). Следите, чтобы ни одна оценка-ранг не повторялась дважды.


 


и недифференцированное представление человеком о своем идеальном Я и // реальном.

Значение коэффициента корреляции от + 0,38 до + 1 - свидетельство наличия значимой положительной связи между Я идеальным и Я реаль­ным. Это можно трактовать как проявление адекватной самооценки или, при г от + 0,39 до + 0,89 как тенденция к завышению. Значения же от + 0,9 до + 1 часто выражают неадекватно завышенное самооценивание. Значе­ние коэффициента корреляции в интервале от - 0,38 до - 1 говорит о нали­чии значимой отрицательной связи между Я идеальным и Я реальным (от­ражает несоответствие или расхождение представлений человека о том, каким он хочет быть, и тем, какой он в реальности). Это несоответствие предлагается интерпретировать как заниженную самооценку. Чем ближе коэффициент к - 1, тем больше степень несоответствия.

В предложенной методике исследования самооценки ее уровень и адекватность определяются как отношение между Я идеальным и Я реаль­ным. Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убе­дительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или на субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые человек приписывает самому себе, далеко не всегда адекватны. njDcj^e^caMooneHHBaHH^Mo^eTjripj^ тями: 1) путем сопоставления уро вня своих_пдитязаний с объективными результата ми своей д^ятелььюсти^^^путем сравнения себя с дру гими _ людьми.

[_Однако независимо от того, лежат ли в основе самооценки собст­венные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно-заданные стандарты, само­оценка всегда носит субъективный характер; при этом ее показателями могут выступать адекватность и уровень. (

{Адекватность самооценивания выражает степень соответствия представлений человека о себе объективным основаниям этих представле­ний. Уровень самооценки выражает степень реальных и идеальных, или желаемых, представлений о себе. Адекватную самооценку (с тенденцией к завышению) можно приравнять к позитивному отношению к себе, к само­уважению, принятию себя, ощущению собственной полноценности. Низ­кая самооценка (с тенденцией к занижению), наоборот, может быть связа-


 


Характеристика поведения личности в зависимости от ее самооценки

Люди с завышенной самооценкой гипертрофированно оценивают свои достоинства, ставят перед собой более высокие цели, чем те, которые они могут реально достигнуть, у них высокий уровень притязаний, не со­ответствующий их реальным возможностям. Здоровые качества личности: достоинство, гордость, самолюбие - перерождаются в высокомерие, тще­славие, эгоцентризм. Неадекватная самооценка своих возможностей и за­вышенный уровень притязаний обуславливают чрезмерную самоуверен­ность. Развитие излишней самоуверенности может выступать следствием соответствующего стиля воспитания в семье и школе. Незаслуженные по­хвалы и поощрения способствуют формированию у такого человека соз­нания исключительности, искаженного представления о собственных воз­можностях, необъективной оценки результатов своей деятельности. Само­уверенные люди не склонны к самоанализу. Вкупе с некритичностью мышления, недисциплинированностью, отсутствием необходимого само­контроля это ведет к принятию ошибочных решений и осуществлению рисковых поступков. Дальнейшая утрата чувства необходимой осторож­ности отрицательно влияет на безопасность, надежность и эффективность всей жизнедеятельности человека. Отсутствие или недостаточная потреб­ность в самосовершенствовании затрудняет включение их в процесс само­воспитания.

Люди с заниженной самооценкой обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которые могут достигнуть, преувеличивая значение неудач. При заниженной самооценке человек характеризуется другой крайностью, противоположной самоуверенности, - чрезмерной неуверен­ностью в себе. Неуверенность, часто объективно необоснованная, являет­ся устойчивым качеством личности и ведет к формированию у человека таких черт, как смирение, пассивность, "комплекс неполноценности". Это отражается и во внешнем виде человека: голова втянута в плечи, походка нерешительная, он хмур, неулыбчив. Окружающие иногда принимают та­кого человека за сердитого, злого, неконтактного и следствием этого ста­новится изоляция от людей, одиночество.

Развитию неуверенности в себе могут способствовать и некоторые субъективные факторы: тип высшей нервной деятельности, черты темпе­рамента и т.д.


 


Например, неуверенность выступает в качестве одной из характери­стик тревожности. Преодоление неуверенности через процесс самовоспи­тания затруднено из-за неверия человека в свои возможности, перспекти­вы и конечный результат.

^Наиболее благоприятна адекватная самооценка, предполагающая равное признание человеком как своих достоинств, так и недостатков. В основе оптимальной самооценки, выражающейся через положительное свойство личности - уверенность, лежат необходимый опыт и соответст­вующие знания. Уверенность в себе позволяет человеку регулировать уро­вень притязаний и правильно оценивать собственные возможности приме­нительно к различным жизненным ситуациям. Уверенного человека отли­чают решительность, твердость, умение находить и принимать логические решения, последовательно их реализовывать.

Уверенный человек критически относится к допущенным ошибкам, анализируя их причины, с тем чтобы не повторить их вновь. Отсюда вы­вод: надо стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Познав и оценив себя, человек может более сознательно, а не^сти-хийно управлять своим поведением и заниматься самовоспитанием: \

Вопросы

1. Что такое "самооценка личности" и каковы ее виды?

2. Какую роль играет самооценка в поведении и развитии личности?

3. Каким образом можно измерить самооценку?

4. Можно ли влиять на формирование самооценки? Если да, то какими способами?

Рекомендуемая литература

Столин В.В. Самосознание личности. М., 1983.

Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М, 1993.

Диянова З.В. Щеголева Т.М. Самосознание личности. Иркутск, 1993.

Донцов А.И. Самовоспитание личности. Л., 1989.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.


Понятие уровня притязаний личности

Первые серьезные исследования уровня притязаний представлены в работах американского психолога Ф. Хоппе, который трактовал его как "совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям" субъекта". Поводом же для выделения понятия "уровень притязаний" явился феномен, обнаруженный американским психологом Т. Дембо; она, ставя перед испытуемым недостижимые или труднодости­жимые цели, констатировала, что индивид намечает "более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам'".

Уровень притязаний - это стремление к достижению целей той сте­пени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний характеризуют: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия как результат переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязаний в данный мо­мент); 3) желаемый уровень самооценки (уровень Я)4.

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. М., 1993. С. 84. " Там же. С. 3.

4 Психология: Слов. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 417.


 

Уровень притязаний личности формируется под влиянием успеха или неуспеха в деятельности. При этом решающим фактором становления уровня притязаний является переживание человеком результатов своей деятельности. Оценка индивидом степени успешности или неуспешности собственных действий не связана жестко с конкретным результатом. Если человек достигает намеченную цель или превышает ее, действие рассмат­ривается как успех, если исполнение не достигает цели - расценивается 'как неудача. Из этого следует, что один и тот же результат может быть и успешным, и неуспешным - в зависимости от уровня притязаний настоя­щего момента. Переживание успеха (или неуспеха), которое возникает у человека вследствие достижения (или недостижения) цели, влечет за собой смещение уровня притязаний в область более трудных задач (или более легких). Обнаружено, что вслед за успехом уровень притязаний повышает­ся, иногда остается без изменения, но никогда не снижается. После неуда­чи - снижается, может остаться без изменения, но никогда не повышается.

Если человек снижает трудность избираемое задачи после успеха или повышает ее после неудачи (атипичное изменение уровня притяза­ний), то говорят о неадекватном уровне притязаний. Неуверенность в сво­их силах, страх неудачи, некритичность в оценке достигнутого являются показателями не только неадекватного уровня притязаний, но и неадек­ватной самооценки. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям.

Человек, имеющий адекватный уровень притязаний, отличается уве­ренностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, критично­стью в оценке достигнутого. Чаще на успех ориентированы те, чья само­оценка является адекватной, на неудачу - чья самооценка неадекватна (за­вышена или занижена).

Уровень притязаний может быть частным, если он относится к дос- ' тижению целей в отдельных областях деятельности или межличностных отношений. Уровень притязаний может носить общий характер, если от­носится ко многим сферам жизни и деятельности человека, в которых про­являются, прежде всего, его умственные и нравственные качества.

Методики исследования уровня притязаний "~,

В настоящее время нет унифицированной процедуры изучения уровня притязаний. По сути, все методики опираются на метод, предло- • женный Ф. Хоппе, когда испытуемый ставится перед ранжированным ря­дом задач и либо до, либо после ознакомления с заданием ему предлагает- ■


ся выбрать задачу той степени сложности, которую он оценивает как ре­ально разрешимую. После выполнения выбранной задачи и, естественно, достижения успеха или неуспеха испытуемого просят вновь сделать выбор задачи и т.д. Число выборов колеблется от 5 до 10.

Методика 1

В данной методике использованы прогрессивные матрицы Дж. Равена серии С и Д (в каждой серии по 12 заданий). Время экспозиции матриц рассчитывается исходя из следующего стандарта: решение полно­го теста занимает 20 - 25 мин. Учитывая, что время на выполнение одного задания в среднем составляет около 10 - 13 с, а отдельные серии не экви­валентны, это время варьируется: 1 - 4-е задания - 3 - 5 с, 5 - 8-е задания - 6 - 10 с, 9 - 12-е задания - 11 - 15 с. Время экспозиции указано прибли­зительно, допускается некоторое увеличение или сокращение его в зави­симости от хода эксперимента и контингента испытуемых. Номера зада­ний соответствуют степени их сложности; таким образом, сложность воз­растает от 1-го к 12-му заданию. На решение каждого задания отводится определенное время. Если испытуемый не успевает выполнить задание за это время, оно считается нерешенным. Задание испытуемый выбирает самостоятельно.

Перед началом работы испытуемые должны подготовить протокол исследования.




 




 




 




 




 




 




 




 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных