ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендации по управлению конфликтомПравила разрешения конфликта: 1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации. 2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать число претензий, особенно эмоционального характера, к участникам конфликта. 3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфликта; разрешение конфликта. 4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам - "инициатору" и "обвиняемому" - при тщательь, выяснении целей "инициатора". Пример целей конфликта: деловые, самоутверждение, амбиции, стремление унизить другого человека и т.д. 5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям. играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воздействие. Основные конструктивные последствии конфликта: 1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех его участников. 2. Совместно принятое конфликтующими сторонами разрешение конфликта. 3. Приобретение опыта сотрудничества при решении спорных вопросов и возможность его использования в будущем. 4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта. Основные деструктивные последствия конфликта: 1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учебной или трудовой совместной деятельности. 2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям. 3. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтующими сторонами.
Вопросы 1. Что такое "конфликт"? Какие виды конфликта Вы знаете? 2. Какие Вам знакомы стратегии поведения в конфликтной ситуации, кроме пяти стратегий, предложенных в данной теме? 3. Каким образом можно выявить доминирующую стратегию поведения в конфликте? 4. Какие Вы можете предложить рекомендации по конструктивному разрешению ситуации конфликта? Рекомендуемая литература Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психологию - производству и воспитанию. М, 1977. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. Л., 1990. Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1973. Петровская Л.А. К понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. VI., I977. Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты. М, 1993. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989. Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993. Внимание: основные понятия и положения Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида'. Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обеспечивает избирательность различных программ своей деятельности, сохраняет должный контроль над своим поведением. Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой -психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности. Рассмотрим основные виды внимания. Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо соответствующим потребностям (интересным) раздражителем (табл. 9). Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное значение. Общая психология / Под ред. А.В, Петровского. М., 1986. С. 231.
Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями (табл. 9). Произвольное внимание возникает, в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Цель определяет выделение объектов его внимания, востребуя волевые усилия. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно "извлекать" из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности. Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности (табл. 9). Таблица 9 Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга. Преподаватель в своей профессиональной деятельности имеет дело не только с индивидуальной формой внимания, которая у каждого учащегося своя, но и с коллективным вниманием. Коллективное внимание представляет собой одновременную сосредоточенность самостоятельно работающих учащихся, на него нельзя механически переносить закономерности индивидуального внимания. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимодействие, групповое внушение, соревнование и др., влияние которых на внимание группы людей исключительно велико. К сожалению, психологические закономерности коллективного внимания почти не изучены, и в его организации приходится опираться на приемы и методы, обнаруженные эмпирически. Характеристика индивидуальных особенностей внимания включает в себя следующие свойства: объем, переключение, распределение, сосредоточенность, устойчивость и избирательность. Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), воспринимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множества простых объектов за 1 - 1,5 с. объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому. Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться в целях отдыха. Распределение внимания - это, во-первых, способность поддерживать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых - способность сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе. Устойчивость внимания - это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности. Избирательность внимания - это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.
Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы1. Методики исследования свойств внимания Методика 1. Исследование объема внимания Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и экспериментатор. Функция последнего заключается в хронометрировании и наблюдении за поведением испытуемого. После выполнения задания участником исследования роли меняются. Время выполнения задания 2 мин. Тестовый материал БСОЛ1 II1НТР 11ЮЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬЕЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ >1Г11]1'Ц111Ч)КУР0РГЦР1НСАБЕСТР:0РИЯЕ!1ТЕДЖЗБЬАМХ0ККЕЙЫУТР0НЦЫ ФЩУЙГЗХ'П:ЛЕВЙЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛ11Ш}БПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ Х')1 13ВОСПРИЯТИЕИЁЦУКЕ11ДШИЗХБВАФЬ1АПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЬ1РПЛО ЕСЛАСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛОРИНАРОДШ ЛДЖБХЭЕНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ ЙФЯЧЬЩУВСКАПРЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛОДЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ ЭЗБЫРЛШРЖ11ПРКБ1ВКОМЕДИЯЯШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЙФРЯЧАТЛДЖЭ ХТ1,Ч>ТЛСЕ:НЛАБОРАТ01'ИЯЕШДШНРУЦЕРГиЛЦТЛ()СНОВАНИЕЗи1РЭМИТД ИГАОИРИКГВМСГРПСИХИАГРИЯБИЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО Шаг 2. Обработка и анализ результатов Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов: 1.Солнце 6.Район 11.Новость 16.Факт 21.Экзамен 2.Прокурор 7 Теория 12.Хоккей 17 Трон 22.Телевизор 3.Память 8.Восприятие 1 З.Любовь 18.Спектакль 23.Радость 4.Народ 9.Репортаж 14.Конкурс 19.Личность 24.Плавание 5.Комедия 10. Отчаяние 15. Лаборатория 20. Основание 25.Психиатрия
Результаты оцениваются при помощи табл. 10. Баллы начисляют в ■зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу. Баллы (табл. 10) дают возможность количественно установить уровень выраженности избирательности внимания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избирательности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетельство феноменальной психической активности человека. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого. Таблица 10 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|