Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендации по управлению конфликтом




Правила разрешения конфликта:

1. Следует выявить предмет и источник конфликта. Часто бывает подмена предмета конфликта в процессе развития конфликтной ситуации.

2. Целесообразно не расширять предмет конфликта, сокращать чис­ло претензий, особенно эмоционального характера, к участникам кон­фликта.

3. Полезно знать закономерности развития конфликтной ситуации. Он проходит три стадии: возникновение напряженности в отношениях как предвестник конфликта; отдельные стычки между участниками конфлик­та; разрешение конфликта.

4. Необходимо внимательное отношение к обеим конфликтующим сторонам - "инициатору" и "обвиняемому" - при тщательь, выяснении целей "инициатора". Пример целей конфликта: деловые, самоутвержде­ние, амбиции, стремление унизить другого человека и т.д.

5. Особое внимание следует проявить к конфликтным личностям.
При эффективном управлении конфликтом его последствия могут

играть положительную, конструктивную роль, что особенно важно при педагогических конфликтах, поскольку они имеют воспитательное воз­действие.

Основные конструктивные последствии конфликта:

1. Разрешение конфликта способом, устраивающим всех его участ­ников.

2. Совместно принятое конфликтующими сторонами разрешение конфликта.

3. Приобретение опыта сотрудничества при решении спорных во­просов и возможность его использования в будущем.

4. Установление взаимоотношений сотрудничества и компромисса между сторонами конфликта.

Основные деструктивные последствия конфликта:

1. Чувство обиды, неудовлетворенности, снижение мотивации учеб­ной или трудовой совместной деятельности.

2. Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям.

3. Непродуктивные, конкурентные отношения между конфликтую­щими сторонами.


 


Вопросы

1. Что такое "конфликт"? Какие виды конфликта Вы знае­те?

2. Какие Вам знакомы стратегии поведения в конфликтной ситуации, кроме пяти стратегий, предложенных в данной теме?

3. Каким образом можно выявить доминирующую страте­гию поведения в конфликте?

4. Какие Вы можете предложить рекомендации по конст­руктивному разрешению ситуации конфликта?

Рекомендуемая литература

Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типо­логии производственных конфликтов // Психологию - производству и воспитанию. М, 1977.

Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. Л., 1990.

Ершов А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. Л., 1973.

Петровская Л.А. К понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы соци­альной психологии. VI., I977.

Левин К. Типы конфликтов // Психология личности: Тексты. М, 1993.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989.

Зайцев А.К. Социальный конфликт на предприятии. Калуга, 1993.


Внимание: основные понятия и положения

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания, ко­торые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида'.

Благодаря вниманию человек отбирает нужную информацию, обес­печивает избирательность различных программ своей деятельности, со­храняет должный контроль над своим поведением. Внимание сопутствует каждой деятельности как составной элемент различных психических (вос­приятие, память, мышление) и двигательных процессов. Внимание, с од­ной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой -психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За вниманием всегда стоят интересы, желания, установки, потребности, направленность личности.

Рассмотрим основные виды внимания.

Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно при­влекается либо сильным, либо новым, либо соответствующим потребно­стям (интересным) раздражителем (табл. 9). Основная функция непроиз­вольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в по­стоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент наибольшее жизненное или личностное зна­чение.

Общая психология / Под ред. А.В, Петровского. М., 1986. С. 231.


 

Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризу­ется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями (табл. 9). Произвольное внимание возникает, в слу­чаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определен­ную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Цель определяет выделение объектов его внимания, востребуя волевые усилия. Основной функцией произвольного внимания является активное регулиро­вание протекания психических процессов. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно "извле­кать" из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.

Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности (табл. 9).

Таблица 9


Данные виды внимания взаимосвязаны и не должны искусственно рассматриваться как независимые друг от друга.

Преподаватель в своей профессиональной деятельности имеет дело не только с индивидуальной формой внимания, которая у каждого учаще­гося своя, но и с коллективным вниманием. Коллективное внимание пред­ставляет собой одновременную сосредоточенность самостоятельно рабо­тающих учащихся, на него нельзя механически переносить закономерно­сти индивидуального внимания. В коллективном внимании проявляются многие феномены групповой психологии: психическое заражение, взаимо­действие, групповое внушение, соревнование и др., влияние которых на внимание группы людей исключительно велико. К сожалению, психологи­ческие закономерности коллективного внимания почти не изучены, и в его организации приходится опираться на приемы и методы, обнаруженные эмпирически.

Характеристика индивидуальных особенностей внимания включает в себя следующие свойства: объем, переключение, распределение, сосре­доточенность, устойчивость и избирательность.

Объем внимания измеряется количеством объектов (элементов), вос­принимаемых одномоментно. Установлено, что при восприятии множест­ва простых объектов за 1 - 1,5 с. объем внимания у взрослого человека в среднем равен 7-9 элементам. Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов, структурной организации материала.

Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.

Переключение может обусловливаться программой сознательного поведения, требованиями деятельности, необходимостью включения в но­вую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осу­ществляться в целях отдыха.

Распределение внимания - это, во-первых, способность поддержи­вать достаточный уровень сосредоточенности столько времени, сколько целесообразно для данной деятельности; во-вторых - способность сопро­тивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным помехам в работе.

Устойчивость внимания - это способность длительно задерживать восприятие на определенных объектах окружающей действительности.

Избирательность внимания - это способность к сосредоточению на наиболее важных объектах.


 



Сосредоточенность внимания проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы1.

Методики исследования свойств внимания

Методика 1. Исследование объема внимания

Для выполнения исследования группа делится на пары, каждую из которых составляют участник исследования и экспериментатор. Функция последнего заключается в хронометрировании и наблюдении за поведени­ем испытуемого. После выполнения задания участником исследования ро­ли меняются. Время выполнения задания 2 мин.


Тестовый материал

БСОЛ1 II1НТР 11ЮЦРАЙОНЗГУЦНОВОСТЬХЭЬЕЧАФАКТУЕКЭКЗАМЕНТРОЧ

>1Г11]1'Ц111Ч)КУР0РГЦР1НСАБЕСТР:0РИЯЕ!1ТЕДЖЗБЬАМХ0ККЕЙЫУТР0НЦЫ

ФЩУЙГЗХ'П:ЛЕВЙЗОРБОЛДЖШЗХЮЭЛ11Ш}БПАМЯТЬШОГХЕЮЖИНДРОШ

Х')1 13ВОСПРИЯТИЕИЁЦУКЕ11ДШИЗХБВАФЬ1АПРОЛДБЛЮБОВЬАБФЬ1РПЛО

ЕСЛАСПЕКТАКЛЬЯЧСИМТЬБАЮЖЮЕРАДОСТЬВУФЦНЭЖДЛОРИНАРОДШ

ЛДЖБХЭЕНЕОКУЫФЙШРЕПОРТАЖЗЖДОРЛАФЫВЮЭФБЬДЬКОНКУРСЗЖ

ЙФЯЧЬЩУВСКАПРЛИЧНОСТЬЭХЖЭЬСЮДШНГЛОДЖЭПРПЛАВАНИЕДТЛ

ЭЗБЫРЛШРЖ11ПРКБ1ВКОМЕДИЯЯШЛДКЦУЙФОТЧАЯНИЕЙФРЯЧАТЛДЖЭ

ХТ1,Ч>ТЛСЕ:НЛАБОРАТ01'ИЯЕШДШНРУЦЕРГиЛЦТЛ()СНОВАНИЕЗи1РЭМИТД

ИГАОИРИКГВМСГРПСИХИАГРИЯБИЛМЕТЧЬЙФЯОНТЗАЦЭЬАНТЗАХТЛИО

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Показателями уровня выраженности избирательности внимания в данном исследовании являются: время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Всего в данном тесте 25 слов:

1.Солнце 6.Район 11.Новость 16.Факт 21.Экзамен

2.Прокурор 7 Теория 12.Хоккей 17 Трон 22.Телевизор

3.Память 8.Восприятие 1 З.Любовь 18.Спектакль 23.Радость

4.Народ 9.Репортаж 14.Конкурс 19.Личность 24.Плавание

5.Комедия 10. Отчаяние 15. Лаборатория 20. Основание 25.Психиатрия


 



Результаты оцениваются при помощи табл. 10. Баллы начисляют в ■зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропу­щенное слово снижается по одному баллу.

Баллы (табл. 10) дают возможность количественно установить уро­вень выраженности избирательности внимания. В случае, когда у испы­туемого от 0 до 3 баллов, важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину низкой избирательности внимания. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального переживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др.

Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетель­ство феноменальной психической активности человека.

В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и деятельностью тестируемого.

Таблица 10






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных