ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика 1. Исследование объема кратковременной памятиПроцедура исследования включает четыре одинаковые серии. Испытуемому предъявляется последовательно 7 рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов. В каждой серии экспериментатор зачитывает один из 4 наборов цифровых рядов.
Рекомендации по эффективному запоминанию материала 1. Дозируйте материала по объему. Постарайтесь иллюстрировать запоминаемый материал примерами, а также устанавливать взаимосвязи между отдельными блоками информации. 2. Рационально распределяйте процесс запоминания материала во времени. 3. Пытайтесь воспроизводить запоминаемый материал без подсказок. 4. Используйте методы ассоциаций, аналогий в процессе запоминания и воспроизведения материала. 5. Используйте мнемотехнические приемы связывания запоминаемого материала с ранее усвоенной моделью, рифмой, схемой, образом и др. 6. Пытайтесь систематизировать и классифицировать запоминаемый материал, составляя план для него с разбивкой на составные част с заглавиями и подзаголовками. 7. Легче запоминается материал, предьявляемый в привычных формулировках, и описываемый хорошо усвоенными понятиями. 8. Эмоционально насыщенный материал запоминается легче и лучше, чем 'эмоционально нейтральный. Вопросы 1. Что такое "память' и какие ее виды, процессы и свойства Вы знаете? 2. Какую роль играет память в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить особенности памяти7 4. Можно пи влиять на формирование и развитие памяти? Если да, то какими способами? Т
Рекомендуемая литература Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Л., 1974. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М, 1961. Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. Душанбе, 1974. Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. М., 1989. Клацки Р. Память человека: Структуры и процессы. М, 1978. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти: Ум мнемониста. М., 1968. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 1976. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова М, 1990. Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 1979. Мышление: основные понятия и положения Мышление возникает и развивается одновременно с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Мышление - это психический познавательный процесс отражения сущности и отношений предметов и явлений объективного мира. Процесс мышления включает ряд операций, с помощью которых осуществляется решение проблем, стоящих перед человеком. Это: • анализ - мыслительная операция расчленения объекта на составляющие части; • синтез - мыслительная операция, предполагающая соединение частей предмета или явления, сочетание их принципов и свойств; • обобщение - мыслительная операция соединения предметов и явлений по их общим и существенным признакам; • сравнение - мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами; • систематизации, или классификация, - мыслительная операция распределения предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия друг с другом;
«абстрагирование - мыслительная операция отвлечения от несущественных в данный момент' свойств предметов и явлений с целью сосредоточения на главном; • конкретизация - мыслительная операция сосредоточения па частных аспектах предметов и явлений. Процесс решения человеком проблемной ситуации посредством мыслительной деятельности можно представить в виде схемы (рис. 14).
Рис. 14. Схема решения проблемной ситуации посредством мышления К' (формам мышлении относятся: • понятие форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов п явлений, выраженные словом или группой слов: «еушменне форма мышления, отражающая свя-jii между предме-1амп п явлениями: утверждение или отрицание чего-либо: » умомк.ноченне форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Выделяют индуктивное, дедуктивное умозаключение и умозаключение по аналогии.
Методики исследования особенностей мышления Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|