ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операцииМетодика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть. Шаг 1. Инструкция Hi iccioiioio млк'рпалл Нам предки асгся in 5 слов, заключенных в скобки, выписан. 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой I lanpiiMcp. обобщающее слово "сад". Сад может существовать без собаки, собора и лаже бсч садовника, по без (ем.ш п растений - не может. Следовательно, пало подчеркну!!, слова "земля" и "раслешш". Продолжительность выполнения задания.1 МИН. Тестовый материал 1. Сад (рас 1 синя, садовник, собака, забор.!емля). 2. Река loepei. рыба, рыболов, тина. вода). 3. I ород (автомобиль, папис. тдпа, улица, велосипед). 4. Сараи (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены). 5. Куб (\глы. чертеж, стропа, камень, дерево). 6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). 7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печаль). 8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово). Ч>. I акта (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 10. HipaiKapia. игроки, штраф, наказания, правила). 1 1. Война цироплан. пушки, сражения, ружья, солдаты). 12. Киша (рисунки, война, бума!а. текст). 13. Пение (люк. искусство, голос, аплодисменты, мелодия). 14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение). 15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели). 16. Лес i.ihci. яблоня, охотник, дерево, волк). 17. С'иорз (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка). 18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные). Шаг 2. Обработка и анализ результатов Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется I балл и 0 баллов - за не совпавший или неполный.ответ. I I 3
Ключ 1 С ал (растения, земля) ' 11, Воина (сражения, солдаты) * 2 Река (берег, пола! с 12. Книга (бумага, текст) >
3. Город (здание, улица)» 13. Пение (голое, мелодия) ' 4. Сарай (крыша, стены) • 14. Землетрясение (колебания почвы, шумы) 5. Куб (углы, сторона) • 15. Библиотека (книги, читатели)» 6. Деление (делимое, делитель) ' 16. Лес (лист, дерево). 7. Кольцо (диаметр, округлость) 17. Спорт (состязание, спорт, площадка) ■ 8. Чтение (книга, слово)» 18. Больница (врач, больные) 9. Газета (бумага, редактор) * 19. Любовь (чувство, человек) 10. Игра (игроки, правила). 20. Патриотизм (родина, человек)» Суммарное количество баллон переводят в нормативные баллы по следующей схеме: • постановка задачи; • создание оптимальной мотивации; • регуляция направленности непроизвольных ассоциаций; • максимальное включение образных, логических и символических • использование преимуществ понятийного мышления; • избегание излишней критичности при оценке результатов деятельности.
2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности посредством решения различных задач и головоломок. Например, для развития мыслительной операции абстрагирования используются задачи с избыточными данными. ''В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого лежат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее количество носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере пару одного цвета". Или, например, для развития таких особенностей мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность используются задачи с частично неверными данными или задачи вероятностного характера. "Имеется 20 денежных купюр: 10 десятирублевого достоинства и 10 по 50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы купюра оказалась 50-рублевого достоинства. Вопрос: Как надо разложить эти деньги, чтобы вероятность вытащить купюру в 50 рублей была максимальной?" 3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельности являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они концентрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный Процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов. 4. Действенным способом активизации мышления является подсказка, которая может принимать форму:
• сообщения очередного хода мышления; • сообщения дополнительных данных; • приведения аналогии. Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормозить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания). Мб
5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным возрастам, а такж.е культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мыслительной деятельности. 6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышления - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельности. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом. Вопросы 1. Что такое "мышление" и какие мыслительные операции, формы, виды и особенности мышления Вы знаете? 2. Какую роль играет мышление в поведении и развитии личности? 3. Каким образом можно измерить особенности мышления? 4. Существуют ли способы активизации мыслительной деятельности? Если да, то какие Вы знаете? Рекомендуемая литература Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1988. Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Л., 1974. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Брушлинский. М., 1982. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984. Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969. Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. Понятие воли Воля - это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля является важным компонентом психики человека, она неразрывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главцой-функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий. Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее значимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изменением окружающей действительности в соответствии со своими замыслами. Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредственно переходит в действие, говорят о простом волевом акте. Для сложного волевого акта существенно то, что ему предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана для его осуществления (рис. 17). Волевое действие каждого человека несет свою особую неповторимость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдельные его звенья. В частности, одной из основных характеристик воли является ее сила. Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего -в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством^ волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли. Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой, этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание. Целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотива-ционно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения. Инициативность ~ способность работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне. Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации. Выдержка - умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Выдержка - это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Выдержанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи. Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях. Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность; однако, их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим. Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность - умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение - значит принять решение именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели - для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелость - умение противостоять страху и идти на оправданный риск дтя достижения своей цели. Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость. Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности является настойчивость, или упорство. Настойчивость, или упорство, - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей. От настойчивости следует отличать упрямство - качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|