Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика 3. Исследование обобщения как мыслительной операции




Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.


Шаг 1. Инструкция

Hi iccioiioio млк'рпалл Нам предки асгся in 5 слов, заключенных в скобки, вы­писан. 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой I lanpiiMcp. обобщающее слово "сад". Сад может существовать без соба­ки, собора и лаже бсч садовника, по без (ем.ш п растений - не может. Следовательно, пало подчеркну!!, слова "земля" и "раслешш". Продолжительность выполнения зада­ния.1 МИН.

Тестовый материал

1. Сад (рас 1 синя, садовник, собака, забор.!емля).

2. Река loepei. рыба, рыболов, тина. вода).

3. I ород (автомобиль, папис. тдпа, улица, велосипед).

4. Сараи (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (\глы. чертеж, стропа, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печаль).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

Ч>. I акта (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор). 10. HipaiKapia. игроки, штраф, наказания, правила). 1 1. Война цироплан. пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Киша (рисунки, война, бума!а. текст).

13. Пение (люк. искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводне­ние).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес i.ihci. яблоня, охотник, дерево, волк).

17. С'иорз (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площад­ка).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).
1". Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).
20. Патриотизм (юрод, друзья, родина, семья, человек).

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каж­дый совпавший с ключом ответ начисляется I балл и 0 баллов - за не сов­павший или неполный.ответ.

I I 3


 


Ключ

1 С ал (растения, земля) ' 11, Воина (сражения, солдаты) *

2 Река (берег, пола! с 12. Книга (бумага, текст) >

 

3. Город (здание, улица)» 13. Пение (голое, мелодия) '

4. Сарай (крыша, стены) • 14. Землетрясение (колебания почвы, шумы)

5. Куб (углы, сторона) • 15. Библиотека (книги, читатели)»

6. Деление (делимое, делитель) ' 16. Лес (лист, дерево).

7. Кольцо (диаметр, округлость) 17. Спорт (состязание, спорт, площадка) ■

8. Чтение (книга, слово)» 18. Больница (врач, больные)

9. Газета (бумага, редактор) * 19. Любовь (чувство, человек)

10. Игра (игроки, правила). 20. Патриотизм (родина, человек)»

Суммарное количество баллон переводят в нормативные баллы по следующей схеме:



постановка задачи;

• создание оптимальной мотивации;

• регуляция направленности непроизвольных ассоциаций;

• максимальное включение образных, логических и символических
компонентов в процесс мышления;

• использование преимуществ понятийного мышления;

• избегание излишней критичности при оценке результатов дея­тельности.

 

2. Очень результативна активизация мыслительной деятельности по­средством решения различных задач и головоломок. Например, для разви­тия мыслительной операции абстрагирования используются задачи с избы­точными данными. ''В темной комнате стоит шкаф, в ящике которого ле­жат 24 красных и 24 синих носка. Каково наименьшее количество носков следует взять из ящика, чтобы из них заведомо можно было составить по крайней мере пару одного цвета". Или, например, для развития таких осо­бенностей мышления, как гибкость, аналитичность, рефлексивность ис­пользуются задачи с частично неверными данными или задачи вероятно­стного характера. "Имеется 20 денежных купюр: 10 десятирублевого дос­тоинства и 10 по 50 рублей. Их надо разложить в две одинаковые шляпы так, чтобы произвольно вытащенная затем из любой шляпы купюра оказа­лась 50-рублевого достоинства. Вопрос: Как надо разложить эти деньги, чтобы вероятность вытащить купюру в 50 рублей была максимальной?"

3. Эффективным средством активизации мыслительной деятельно­сти являются правильно сформулированные вопросы, поскольку они кон­центрируют внимание, ограничивая перебор гипотез в памяти. Недаром образовательный Процесс неизменно сопровождается системой вопросов и опросов.

4. Действенным способом активизации мышления является подсказ­ка, которая может принимать форму:

 

• сообщения очередного хода мышления;

• сообщения дополнительных данных;

• приведения аналогии.

Однако следует помнить, что подсказка, совпадающая по времени с формированием собственного решения проблемы, может резко затормо­зить его или вовсе прервать (так называемый эффект запирания).

Мб


 

5. Использование тестов интеллекта, адаптированных к разным воз­растам, а такж.е культурному, образовательному и профессиональному уровню развития, является эффективным способом стимуляции мысли­тельной деятельности.

6. Полезно знать, что существуют так называемые барьеры мышле­ния - специфические препятствия продуктивной мыслительной деятельно­сти. Барьерами могут быть самоограничения, связанные с инертностью нашего мышления и преклонение перед авторитетом.

Вопросы

1. Что такое "мышление" и какие мыслительные операции, формы, виды и особенности мышления Вы знаете?

2. Какую роль играет мышление в поведении и развитии личности?

3. Каким образом можно измерить особенности мышления?

4. Существуют ли способы активизации мыслительной деятельности? Если да, то какие Вы знаете?

Рекомендуемая литература

Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1988.

Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Л., 1974.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987.

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М, 1974.

Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

Мышление: процесс, деятельность, общение / Отв. ред. А.В. Бруш­линский. М., 1982.

Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.

Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М., 1969.

Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления / Под. ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.


           
   
   
 
 
 


Понятие воли

Воля - это сознательная регуляция человеком своего поведения и деятельности, выраженная в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля является важным компонентом психики человека, она нераз­рывно связана с мотивационной сферой личности, познавательными и эмоциональными процессами. Главцой-функцией воли выступает усиление мотивации и совершенствование на этой основе сознательной регуляции действий.

Волевое действие связано с осознанием цели деятельности, ее зна­чимости, подчинением своих импульсов сознательному контролю и изме­нением окружающей действительности в соответствии со своими замыс­лами.

Волевые действия различают по степени сложности. В случае, когда в побуждении ясно видна цель и оно непосредственно переходит в дейст­вие, говорят о простом волевом акте. Для сложного волевого акта суще­ственно то, что ему предшествует учет последствий, осознание мотивов, принятие решения, составление плана для его осуществления (рис. 17).


Волевое действие каждого человека несет свою особую неповтори­мость, так как является отражением относительно устойчивой структуры личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы выделяемые параметры могут характеризовать как волевой акт в целом, так и отдель­ные его звенья. В частности, одной из основных характеристик воли явля­ется ее сила.

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего -в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и ка­кие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством^ волевых усилий, являются объективным показателем прояв­ления силы воли.

Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой, этап волевого действия во многом зависит от таких ка­честв личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятель­ность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность - умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотива-ционно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уро­вень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремлен­ность стратегическую - умение личности руководствоваться во всей сво­ей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеуст­ремленность оперативную - умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность ~ способность работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление собственной инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не подда­ваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и


предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеж­дений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно от­стаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реали­зации.

Выдержка - умение затормозить действия, чувства, мысли, мешаю­щие осуществлению принятого решения. Выдержка - это способность по­стоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Вы­держанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответст­вующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной задачи.

Самообладание - способность человека сохранять внутреннее спо­койствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуа­циях.

Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инерт­ность; однако, их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность - умение принимать и претворять в жизнь бы­стрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие со­пряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение - значит принять решение именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельст­ва. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столк­новение мотивов. Решительность проявляется и при реализации постав­ленной цели - для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелость - умение противостоять страху и идти на оправданный риск дтя достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступают нере­шительность, импульсивность и противоречивость.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения деятельности явля­ется настойчивость, или упорство.


Настойчивость, или упорство, - умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет достижению цели. Настойчивые люди не останавливаются перед неудача­ми, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или про­тиводействие других людей.

От настойчивости следует отличать упрямство - качество личности, выражающееся в стремлении поступать по-своему, вопреки разумным до­водам, просьбам, советам, указаниям других людей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных