ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендации по развитию вниманияПравила самоорганизации внимания при усвоении материала: 1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас. 2. Организуйте рабочее место предварительно. 3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов - предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы. 4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, ликвидируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной. 5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение ■ внимания. 6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты). 7. Необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, поиском собственных примеров. 8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контролируйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе. 9. Если Вы обнаружили, что Вы "отключились", то вернитесь к тому месту в тексте, на котором произошло отключение. 10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями5. Вопросы 1. Что такое "внимание" и какие его свойства и виды Вы знаете? 2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельности человека? 3. Какими способами можно измерить свойства внимания? 4. Можно ли влиять на формирование и развитие свойств и видов внимания? Если да, то каким образом? Задачи Для проверки степени усвоения материала темы Вам предлагается решить следующие психологические задачи: 1. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом? 2. Во время экзаменационной сессии студент готовится к С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?6 3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?7 1 Гильбух 10.3 Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141. {' Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М, 1997 С. 248. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96. Рекомендуемая литература Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Л., 1974. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974. Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и современная психология: Сб. М., 1983. Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994. Джеймс У. Внимание// Хрестоматия по вниманию. М., 1976. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М, 1974. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова М., 1990.
Память: основные понятия и положения Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвавшие их явления исчезли8. Память - это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения9. Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонско-го, выделявшего следующие виды памяти: /. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала: • двигательная память - позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки; • хмоционачышя (аффективная память) - характеризуется быстротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Память на чувства определяет многие поступки людей; • Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104. J Психология: Слои. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 264.
• образная память - позволяет сохранять в сознании образы однажды воспринятого жизненно важного объекта; это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зрительную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую; • словесно-логическая память на словесные стимулы - отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания. 2. В зависимости от характера деятельности: • произвольная память - характеризуется преднамеренностью запоминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта; • непроизвольная память - осуществляется непреднамеренно, попутно, на неосознанном уровне. 3. В зависимости от способа запоминания: • механическая память - не опирается на осмысление запоминаемого материала; • смысловая память - основывается на обобщениях и систематизированных ассоциациях запоминаемого материала. 4. В зависимости от продолжительности хранения материала в • ультракороткая память (иконическая - для зрительного и этническая - для слухового восприятия) - вид памяти, связанный с удержанием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в кратковременную; • кратковременная память - определенная фаза в упрочении памяти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следи информации подвижны и поддаются "стиранию" под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродина-мическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемого образа; • долговременная память обуславливается структурно-химически-^ ми изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обеспечивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на длительное время, возможно на всю жизнь. • оперативная память - обеспечивает непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется "рабочая смесь" из материалов, поступающих из кратковременной и долговременной памяти10. Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность (подвижность), помехоустойчивость. Объем оперативной памяти выступает показателем количества запоминаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативными единицами памяти, которые представляют собой образы сложных сочетаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности. Точность оперативной памяти - это показатель идентичности воспроизводимого и востребуемого материала. Скорость запоминания ~ это показатель времени (или числа повторений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации. Длительность сохранения - это показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия. Лабильность (подвижность) оперативной памяти - это показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала. Помехоустойчивость оперативной памяти - это устойчивость памяти к действию внешних и внутренних помех. Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также воспроизведение (актуализацию, возобновление) материала. Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах: 1) запечатление - это кратковременное и долговременное сохранение материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; 2) непроизвольное запоминание - это непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти. 3) преднамеренное запоминание (заучивание) - это целенаправленное запоминание с целью сохранения материала в памяти. Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основывается на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внешнюю сторону явлений. Успех запоминания определяется правильной организацией повторений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения - это включение усвоенного материла в последующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания. Важнейшим условием эффективности запоминания является правильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоминания во многом зависит и от характера материала. Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головного мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установлено, что сохранение отдельных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти. Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведения ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследования показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу. Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание материла под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.
Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней: • узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта; • воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия; • припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач; • реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, казалось бы, забытого. Методики исследования свойств и видов памяти Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|