Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Рекомендации по развитию внимания




Правила самоорганизации внимания при усвоении материала:

1. Заранее планируйте время работы и исключите на это время все, что отвлекает Вас.

2. Организуйте рабочее место предварительно.

3. Максимально мобилизуйте волю, заставьте себя думать о том, что занимало Вас перед работой. Один из способов - предварительный просмотр материалов задания, составление плана работы.

4. Приступая к новой теме, просмотрите предыдущий раздел, лик­видируйте пробелы, иначе непонимание сделает Вашу работу бесполезной.

5. Конспектирование и чтение вслух обеспечивает сосредоточение ■ внимания.

6. Темп чтения материала должен обеспечивать осмысленность и препятствовать переключению внимания (медленное чтение способствует частому отвлечению внимания на посторонние объекты).

7. Необходимо чередовать чтение обдумыванием, пересказом, по­иском собственных примеров.

8. Подавляйте непроизвольное переключение внимания, контроли­руйте его. Осознав, что Вы отвлеклись, волевым усилием верните себя к работе.


9. Если Вы обнаружили, что Вы "отключились", то вернитесь к то­му месту в тексте, на котором произошло отключение.

10. Соблюдайте гигиену умственного труда: освещение, температура в помещении, перерывы с упражнениями5.

Вопросы

1. Что такое "внимание" и какие его свойства и виды Вы знаете?

2. Какую роль играет внимание в поведении и деятельно­сти человека?

3. Какими способами можно измерить свойства внимания?

4. Можно ли влиять на формирование и развитие свойств и видов внимания? Если да, то каким образом?

Задачи

Для проверки степени усвоения материала темы Вам предлагается решить следующие психологические задачи:

1. На практических занятиях в вузе преподаватель в тех
случаях, когда студенты ведут себя особенно шумно, стучит по
письменному столу кусочком мела.

На какой вид внимания рассчитывает педагог? Как долго он может пользоваться данным приемом?

2. Во время экзаменационной сессии студент готовится к
экзамену по предмету, для него не интересному. Несколько раз он
начинает читать учебник, затем бросает. Встает, ходит по
комнате, опять садится к столу.

С чем в данной ситуации могут быть связаны трудности при вхождении в работу?6

3. Существуют различные мнения о том, кого из учащихся
следует считать более внимательным. Одни полагают, что ес­
ли ученика не могут отвлечь ни разговоры, ни посторонние шу­
мы, то он, конечно, внимателен. Другие думают, что внимате­
лен тот, кто, рассказывая, видит и слышит все, что делается
вокруг. Третьи под внимательностью понимают способность
мгновенно замечать на предъявленных пособиях сразу много де­
талей.

О каком свойстве внимания идет речь в каждом случае?7

1 Гильбух 10.3 Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995. С. 141. {' Общая и социальная психология: Практикум / Под ред. Н.Д. Твороговой. М, 1997 С. 248. Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической психологии. Минск, 1985. С. 96.


Рекомендуемая литература

Веккер Л.М. Психические процессы: В 2 т. Л., 1974. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания. М., 1974.

Гильбух Ю.З. Как учиться и работать эффективно. Минск, 1995.

Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание // А.Н. Леонтьев и со­временная психология: Сб. М., 1983.

Грищенко Л.А. Психология восприятия, внимания, памяти: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994.

Джеймс У. Внимание// Хрестоматия по вниманию. М., 1976.

Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов М, 1974.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова М., 1990.


 


Память: основные понятия и положения

Память - запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание следов прежнего опыта, дающие человеку возможность накопить инфор­мацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызвав­шие их явления исчезли8.

Память - это процессы организации прошлого опыта, делающие возможным его последующее использование в деятельности или возвра­щение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его на­стоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, ле­жащей в основе развития и обучения9.

Наиболее распространенной является классификация П.П. Блонско-го, выделявшего следующие виды памяти:

/. В зависимости от особенностей запоминания и воспроизведения материала:

двигательная память - позволяет нарабатывать практические и трудовые навыки;

хмоционачышя (аффективная память) - характеризуется быст­ротой формирования, особой прочностью сохранения, непроизвольностью воспроизведения информации. Память на чувства определяет многие по­ступки людей;

• Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975. С. 104.

J Психология: Слои. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С. 264.


 

образная память - позволяет сохранять в сознании образы одна­жды воспринятого жизненно важного объекта; это память о внешнем виде объекта и его местонахождении в пространстве. Образная память может быть кратковременной и долговременной. Она включает в себя зритель­ную, слуховую, осязательную, обонятельную, вкусовую;

словесно-логическая память на словесные стимулы - отражает как внешние объекты и события, так и внутренние переживания.

2. В зависимости от характера деятельности:

произвольная память - характеризуется преднамеренностью за­поминания, зависит от сосредоточения внимания, в основе которого лежит механизм отбора информации из общего потока; от установки; от форм познавательной деятельности; от прошлого опыта;

непроизвольная память - осуществляется непреднамеренно, по­путно, на неосознанном уровне.

3. В зависимости от способа запоминания:

механическая память - не опирается на осмысление запоминае­мого материала;

смысловая память - основывается на обобщениях и систематизи­рованных ассоциациях запоминаемого материала.

4. В зависимости от продолжительности хранения материала в
памяти:

ультракороткая память (иконическая - для зрительного и эт­ническая - для слухового восприятия) - вид памяти, связанный с удержа­нием информации в сенсорном регистре; далее она преобразуется в крат­ковременную;

кратковременная память - определенная фаза в упрочении памя­ти, отражающая ранние этапы фиксации информации. На ранних этапах фиксации следи информации подвижны и поддаются "стиранию" под влиянием любых внешних воздействий. Эти этапы связаны с нейродина-мическими процессами, обеспечивающими поддержание функциональных связей нейронов, участвующих в центральной интеграции воспринимаемо­го образа;

долговременная память обуславливается структурно-химически-^ ми изменениями в нейроне, стабилизацией долговременных следов, обес­печивающих устойчивость к разным воздействиям и сохранение на дли­тельное время, возможно на всю жизнь.


оперативная память - обеспечивает непосредственно осуществ­ляемые человеком актуальные действия, операции. В оперативной памяти образуется "рабочая смесь" из материалов, поступающих из кратковре­менной и долговременной памяти10.

Основными характеристиками продуктивности оперативной памяти являются: объем, точность, скорость запоминания, длительность сохране­ния, лабильность (подвижность), помехоустойчивость.

Объем оперативной памяти выступает показателем количества запо­минаемого и сохраняемого в памяти материала и измеряется оперативны­ми единицами памяти, которые представляют собой образы сложных со­четаний элементов материала, конструируемого в результате его активных преобразований в соответствии с задачами деятельности.

Точность оперативной памяти - это показатель идентичности вос­производимого и востребуемого материала.

Скорость запоминания ~ это показатель времени (или числа повто­рений), затрачиваемого на запоминание необходимой для решения задачи информации.

Длительность сохранения - это показатель максимального времени, в течение которого предъявляемый материал сохраняется без искажений, препятствующих решению задачи, т.е. время от предъявления информации до осуществления цели действия.

Лабильность (подвижность) оперативной памяти - это показатель соотношения между запоминанием и забыванием материала.

Помехоустойчивость оперативной памяти - это устойчивость памя­ти к действию внешних и внутренних помех.

Наряду с видами при характеристике памяти выделяют ее процессы: запоминание, сохранение и забывание, а также воспроизведение (актуали­зацию, возобновление) материала.

Запоминание - процесс памяти, направленный на закрепление новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. Запоминание протекает в трех формах:

1) запечатление - это кратковременное и долговременное сохране­ние материала, предъявлявшегося однократно на несколько секунд;

2) непроизвольное запоминание - это непреднамеренное сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала;

Зинченко Т.П. Методические исследования и практические занятия по психологии памяти.
Душанбе, 1974. С. 142. ■ -


3) преднамеренное запоминание (заучивание) - это целенаправлен­ное запоминание с целью сохранения материала в памяти.

Запоминание может протекать с различной степенью осмысления материала. В соответствии с этим положением различают механическое и смысловое (логическое) запоминание. Смысловое запоминание основыва­ется на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения объектов. Механическое запоминание основывается на единичных временных связях, отражающих преимущественно внеш­нюю сторону явлений.

Успех запоминания определяется правильной организацией повто­рений, которые должны быть осознанными, осмысленными и активными. Лучший вид повторения - это включение усвоенного материла в после­дующую деятельность, с тем чтобы повторение каждый раз проводилось на новом уровне осознания.

Важнейшим условием эффективности запоминания является пра­вильное распределение повторений во времени. Продуктивность запоми­нания во многом зависит и от характера материала.

Сохранение - процесс памяти, в результате которого в коре головно­го мозга удерживается полученная информация. Исследованиями установ­лено, что сохранение отдельных элементов учебного материла во многом зависит и от того места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым эффектом памяти.

Процессом, противоположным сохранению, выступает забывание. Забывание - это процесс, заключающийся в невозможности воспроизведе­ния ранее закрепленного в памяти материала. Психологические исследо­вания показали, что в первое время после заучивания материал забывается быстрее, чем в дальнейшем, причем бессмысленный материал забывается значительно быстрее, чем связанный по смыслу.

Забывание в значительной степени зависит от предыдущей деятель­ности, непосредственно предшествующей запоминанию. Забывание мате­рила под влиянием деятельности, предшествующей заучиванию, получило название проактивного торможения, а забывание материла под влиянием деятельности, следующей за заучиванием, - ретроактивного.


 


Воспроизведение - процесс памяти, в результате которого происхо­дит актуализация закрепленного ранее материала. Воспроизведение имеет несколько уровней:

узнавание, которое возникает при повторном восприятии объекта;

воспоминание, которое осуществляется в отсутствие объекта восприятия;

припоминание, представляющее собой наиболее активную форму воспроизведения, во многом зависящую от четкости поставленных задач;

реминисценция - непроизвольное воспроизведение давно, каза­лось бы, забытого.

Методики исследования свойств и видов памяти






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных