ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Исследование межличностных отношений в группе методом социометрииДанная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы. Важным моментом социометрического исследования является тщательный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы. Социометрический критерий должен удовлетворять общим требованиям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании: 1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным; 2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением; 3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необходимо учитывать при ответе; 4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос. Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хотим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными. Варианты социометрических критериев и соответствующие им вопросы: 1. Ролевой критерии. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы вклю 2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему 3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе, ' Методы социальной iichxo.toi ии Иолре.ч. НС Кучьмина. В И Семенова СПб., 1497. С. 176. 6-1
4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту? 5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы? Шаг 1. Инструкция В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся и вопросы-критерии. Заполнение социометрических карточек каждый участник производит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер. Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Следует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы. Исследование начинается с подробного разъяснения условий проведения, порядка заполнения социометрической карточки.
Шаг 3. Интерпретация результатов Микрогруппы. Наличие микрогрупп, как и количество в них членов, не говорит однозначно о положении дел в группе. Однако если микрогруппы велики, то следует особое внимание обратить на лидеров этих образований, на их социальную роль. Идеальный вариант - абсолютно взаимный выбор. Существование микрогруппы свидетельствуют о контактной сплоченности: чем больше взаимных выборов, тем больше сплоченность группы. Лидер. Это личность, за которой все остальные члены группы при-. знают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направления и характер деятельности всей группы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с предпочтениями, которые он получает от членов группы, выделяющих его среди всех по каким-либо признакам. Что же
лежит в основе этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности, тем более вероятно, что появление лидера в группе происходи'! как реализация именно этих отношений. По существу, лидер это наиболее референтное для группы лицо в плане совместной деятельности, оказывающее влияние на эффективность ее деятельности". Неправильно отождествлять понятия "лидер" и "руководитель". Между ними определены следующие различия: Социометрический статус. Указывает положение человека в системе межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, полученных от других. Высокий статус (более 0, 55) является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет положительные психологические условия: положительную оценку окружающих, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку; интенсивность личных контактов и т.д. Низкий статус (менее 0,3) тормозит или делает противоречивым развитие личности: повышается тревожность, складывается неадек- " Пепровский А.В. Личность. Деятелыюсм. Коллектив. М., IУS2. С 124 13 1 ватная самооценка, постепенно формируется отчужденный стиль отношений с окружающими. Если в группе преобладают высокие статусы, можно предположить, что большинство членов группы имеют благоприятные условия для развития личности, положительное социальное самочувствие. Если же в группе преобладают низкие статусы - это говорит о неблагополучном социальном самочувствии большинства ее членов, которые лишены преимуществ активного общения. Коммуникативность. Этот термин в данном случае используется для характеристики структуры деловых и межличностных взаимосвязей (например, структуры внутригруппового общения). Коммуникативность включает в себя обмен представлениями, интересами, настроениями, чувствами в ходе совместной деятельности членов в группе. Чем ближе величина показателя коммуникативности к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа. Если он меньше или равен 0,2, то можно предположить возможность коммуникативного барьера как следствие противоречивых отношений между членами группы, социальных, нравственных и других индивидуальных противоречий. Психологический климат. Это социально-психологическое понятие эмоционально- и социально-оценочного плана, характеризующее психологические явления в группе. Психологический климат - относительно устойчивый эмоциональный настрой, преобладающий в группе, в котором отражаются настроения людей, их душевные волнения и переживания, отношение друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Он может быть благоприятным и неблагоприятным, здоровым и нездоровым. Если коэффициент благоприятности психологического климата больше 0,65, то можно говорить о преобладании атмосферы взаимного внимания, уважения, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины, принципиальности и ответственности, требовательности к себе и другим. Вопросы 1. Что такое "социометрический метод"? 2. Какова технология применения социометрического метода для изучения межличностных отношений в группе?
Рекомендуемая литература Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983. Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. Л., 1970. Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1976. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова. Л., 1997. Морено Д. Социометрия. М., 1958. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. Конфликт: основные понятия и положения Конфликт (от лат. eonflictus столкновение) - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональными состояниями'. Существуют различные определения конфликта, и все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами (лицами или группами). Любой конфликт есть проявление противоборства, т.е. активное столкновение тенденций, оценок, принципов, мнений, идей, характеров, эталонов поведения и т.д. Тем не менее отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодействие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения - именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Правильно организованное конфликтное взаимодействие - это верный, хотя и нелегкий путь к согласию. ' Психология: Слов. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. С. 174
Конфликты могут возникать практически во всех сферах человеческой жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятельности. Организация и содержание деятельности определяют специфику конфликта. Имеют свои характерные особенности и педагогические конфликты. В литературе рассматриваются следующие потенциально кон-фликтогенные педагогические ситуации: • конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с выполнением учебных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью; • конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а также вне учебного заведения; • конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей при общении в процессе педагогической деятельности. В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые. Конфликт внутриличностный. Состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей т.д. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоречий, разрешения психологических конфликтов. Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустрацию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым. Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид конфликта. В основе конфликта лежат противоречия между людьми, несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса в различных вариантах: преподаватель - студент, студент - студент, преподаватель - преподаватель и т.д. Конфликт между личностью и группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и общения может привести к конфликту. Один из распространенных конфликтов этого типа - конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие, конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения. Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так и позитивные последствия разрешения. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Чтобы направить конфликты в конструктивные русло, необходимо уметь их анализировать, понимать их причины и возможные последствия. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|