Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование межличностных отношений в группе методом социометрии




Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или дея­тельности. Обязательным условием социометрического исследования вы­ступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличност­ных отношений данной группы.

Важным моментом социометрического исследования является тща­тельный подбор вопросов (социометрических критериев), которые должны отражать реальные интересы и ситуации изучаемой группы.

Социометрический критерий должен удовлетворять общим требова­ниям, предъявляемым к формулировке вопросов в любом исследовании:

1) вопрос должен быть конкретным, общепонятным;

2) вопрос не должен содержать слов с двойным значением;

3) вопрос должен указывать место, время и контекст, которые необ­ходимо учитывать при ответе;

4) формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный социальный опыт опрашиваемых в той сфере, которую затрагивает вопрос.

Выбор критериев определяется задачей исследования. Если мы хо­тим выявить студентов, способных возглавить группу (например, выбрать старосту, профорга), то на выяснение этого и должны быть направлены отобранные критерии. При изучении взаимных симпатий критерии будут иными.

Варианты социометрических критериев и соответствующие им во­просы:

1. Ролевой критерии. Если бы Вы были старостой, кого бы Вы вклю­
чили в состав группы для выполнения ответственного задания?

2. Функциональный критерий. Кто из членов группы, по Вашему
мнению, может быть старостой?

3. Деловой критерий. С кем бы Вы хотели остаться в учебной группе,
если группа будет переформирована?

' Методы социальной iichxo.toi ии Иолре.ч. НС Кучьмина. В И Семенова СПб., 1497. С. 176.

6-1


 

4. Эмоциональный критерий. К кому из товарищей по группе Вы бы обратились в трудную минуту?

5. Коммуникативный критерий. С кем из товарищей по группе Вы бы хотели провести свои каникулы?

Шаг 1. Инструкция

В соответствии с количеством участников исследования должны быть заранее подготовлены социометрические карточки, куда вносятся и вопросы-критерии.

Заполнение социометрических карточек каждый участник произво­дит самостоятельно. Участие в социометрическом исследовании носит анонимный и добровольный характер.

Результаты опроса полностью не сообщаются опрашиваемым. Сле­дует помнить, что раскрытие всей системы неформальных связей может привести к нежелательным изменениям в структуре взаимоотношений группы.

Исследование начинается с подробного разъяснения условий прове­дения, порядка заполнения социометрической карточки.




 


 


Шаг 3. Интерпретация результатов

Микрогруппы. Наличие микрогрупп, как и количество в них членов, не говорит однозначно о положении дел в группе. Однако если микро­группы велики, то следует особое внимание обратить на лидеров этих об­разований, на их социальную роль. Идеальный вариант - абсолютно вза­имный выбор. Существование микрогруппы свидетельствуют о контакт­ной сплоченности: чем больше взаимных выборов, тем больше сплочен­ность группы.

Лидер. Это личность, за которой все остальные члены группы при-. знают право брать на себя ответственные решения, затрагивающие их ин­тересы и определяющие направления и характер деятельности всей груп­пы. Таким образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер ре­ально играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. Едва ли не важнейшая харак­теристика лидера связана с предпочтениями, которые он получает от чле­нов группы, выделяющих его среди всех по каким-либо признакам. Что же


 


лежит в основе этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной деятельности, тем более вероятно, что появление лидера в группе происходи'! как реализация именно этих отношений. По существу, лидер это наиболее референтное для группы лицо в плане совместной деятельности, оказывающее влияние на эффек­тивность ее деятельности".

Неправильно отождествлять понятия "лидер" и "руководитель". Ме­жду ними определены следующие различия:

Социометрический статус. Указывает положение человека в систе­ме межличностных отношений и отражает степень его признания членами группы, меру личного предпочтения, определяемую числом выборов, по­лученных от других. Высокий статус (более 0, 55) является благоприятным фактором развития личности, поскольку он предоставляет положительные психологические условия: положительную оценку окружающих, которая, в свою очередь, положительно влияет на самооценку; интенсивность личных контактов и т.д. Низкий статус (менее 0,3) тормозит или делает противоре­чивым развитие личности: повышается тревожность, складывается неадек-

" Пепровский А.В. Личность. Деятелыюсм. Коллектив. М., IУS2. С 124 13 1


ватная самооценка, постепенно формируется отчужденный стиль отноше­ний с окружающими.

Если в группе преобладают высокие статусы, можно предположить, что большинство членов группы имеют благоприятные условия для разви­тия личности, положительное социальное самочувствие. Если же в группе преобладают низкие статусы - это говорит о неблагополучном социальном самочувствии большинства ее членов, которые лишены преимуществ ак­тивного общения.

Коммуникативность. Этот термин в данном случае используется для характеристики структуры деловых и межличностных взаимосвязей (на­пример, структуры внутригруппового общения).

Коммуникативность включает в себя обмен представлениями, инте­ресами, настроениями, чувствами в ходе совместной деятельности членов в группе. Чем ближе величина показателя коммуникативности к 1, тем лучше может быть охарактеризована группа. Если он меньше или ра­вен 0,2, то можно предположить возможность коммуникативного барьера как следствие противоречивых отношений между членами группы, соци­альных, нравственных и других индивидуальных противоречий.

Психологический климат. Это социально-психологическое понятие эмоционально- и социально-оценочного плана, характеризующее психоло­гические явления в группе.

Психологический климат - относительно устойчивый эмоциональ­ный настрой, преобладающий в группе, в котором отражаются настроения людей, их душевные волнения и переживания, отношение друг к другу, к работе и к окружающим событиям. Он может быть благоприятным и не­благоприятным, здоровым и нездоровым. Если коэффициент благоприят­ности психологического климата больше 0,65, то можно говорить о преоб­ладании атмосферы взаимного внимания, уважения, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины, принципиальности и ответственности, требовательности к себе и другим.

Вопросы

1. Что такое "социометрический метод"?

2. Какова технология применения социометрического мето­да для изучения межличностных отношений в группе?


 


Рекомендуемая литература

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.

Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. М., 1983.

Волков И.П. Социометрические методы в социально-психологичес­ких исследованиях. Л., 1970.

Донцов А.И. Психология коллектива. М., 1976.

Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е. Се­менова. Л., 1997.

Морено Д. Социометрия. М., 1958.

Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва; Воронеж, 1995.

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.


Конфликт: основные понятия и положения

Конфликт (от лат. eonflictus столкновение) - столкновение проти­воположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, сопровождающееся негативными эмоциональ­ными состояниями'.

Существуют различные определения конфликта, и все они подчер­кивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, ес­ли речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит противоречие между двумя или более сторонами (лицами или группами). Любой конфликт есть проявле­ние противоборства, т.е. активное столкновение тенденций, оценок, прин­ципов, мнений, идей, характеров, эталонов поведения и т.д. Тем не менее отсутствие согласия не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противо­речия и разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей и пре­пятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди, чтобы преодолеть разногласия, вступают в открытое конфликтное взаимодейст­вие, в процессе которого они получают возможность выражать различные мнения, утверждать защищаемую идею, выявлять больше альтернатив при принятии решения - именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Правильно организованное конфликтное взаимодейст­вие - это верный, хотя и нелегкий путь к согласию.

' Психология: Слов. / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990. С. 174


 


Конфликты могут возникать практически во всех сферах человече­ской жизни, в том числе и при осуществлении профессиональной деятель­ности. Организация и содержание деятельности определяют специфику конфликта. Имеют свои характерные особенности и педагогические кон­фликты. В литературе рассматриваются следующие потенциально кон-фликтогенные педагогические ситуации:

• конфликты поведения (поступков), возникающие в связи с выпол­нением учебных заданий, успеваемостью, внеучебной деятельностью;

• конфликты поведения (поступков), возникающие из-за нарушения учащимися правил поведения на занятиях, а также вне учебного заведе­ния;

• конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей при общении в про­цессе педагогической деятельности.

В зависимости от количества участников конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, между личностью и группой и межгрупповые.

Конфликт внутриличностный. Состояние неудовлетворенности че­ловека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей т.д. Развитие личности невозможно без преодоления внутренних противоре­чий, разрешения психологических конфликтов.

Неразрешенные внутриличностные конфликты вызывают фрустра­цию и чувство тревоги, препятствуют личностному росту, делают человека более уязвимым.

Межличностный конфликт. Это самый распространенный вид кон­фликта. В основе конфликта лежат противоречия между людьми, несо­вместимость их взглядов, интересов, потребностей. В учебных заведениях он может возникать между участниками педагогического процесса в раз­личных вариантах: преподаватель - студент, студент - студент, препода­ватель - преподаватель и т.д.

Конфликт между личностью и группой. Отступление члена группы от установленных группой норм поведения и общения может привести к конфликту. Один из распространенных конфликтов этого типа - конфликт между студенческой группой и преподавателем. Наиболее тяжело такие, конфликты протекают при авторитарном стиле педагогического общения.


Конфликтное взаимодействие может иметь как негативные, так и позитивные последствия разрешения. Если конфликты способствуют при­нятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимо­действию и принятию решений, называют деструктивными. Чтобы на­править конфликты в конструктивные русло, необходимо уметь их анали­зировать, понимать их причины и возможные последствия.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных