Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Потребностно-мотивационная сфера. Общая характеристика потребностей и мотивов. Структура мотивов человека.




Потребность(А.Н.Леонтьев.) – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребности – субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды. Потребность – психологическое образование, отражение нужды. Формирование потребностей в несколько стадий:1) патентная. Стадия во времени которой происходит специфическая надстроенная чувствительность организма к внешним раздражителям.2) бессознательная. Характеризуется ощущением таких переживаний, как чувство непонятной тревоги, двигательное беспокойство, вялость и т.д. Согласно Леонтьеву потребность развивается через развитие объектов и их удовлетворения. При возникновении новых объектов и исчезновение прежних, потребности продолжают удовлетворяться. Все многообразие потребностей может быть сведено к трем основным классам:- биологические (витальные) направлены на сохранение целостности индивида (еда, сон);-социальные выполняют ф-цию стремления человека к принадлежности к какой-либо социальной группе, следование опред.нравственным, эстетическим и т.д.принятых в обществе нормам.- идеальные Познание окруж.мир.(действительности),своего места в нем,познание смысла и своего назначения,существования ит.д.. Так же потребности разделяют на первичные к естественным нуждам. Вторичные,кот.характер. социал.положением человека. На настоящий момент наиболее актуальной является иерархическая схема, предложенная А. Маслоу, высказал мнение, что все потребности являются врожденными и делятся на витальные и духовные:1) физиологические потребности (пища, вода, воздух);2) безопасность и защищенность (как физиологическая, так и психологическая);3) потребность в любви и принадлежности (т. е. причастности к какой-либо социальной группе);4) потребность в уважении (одобрении, признании компетентности и т. п.);5) когнитивные и эстетические потребности (жажда красоты, знаний, справедливости);6) потребность в самоактуализации (максимальной реализации своих способностей, возможностей, взгляд на себя не только как на человека разумного, но и как на человека творческого). А.Н. Леонтьев так определяет мотив: «В самом потребностном состоянии субъекта предмет, который способен удовлетворить потребность, жестко не записан. До своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета, он еще должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую Деятельность функцию, то есть становится мотивом». Мотив – целенаправленное побуждение на действие. Мотивация обусловливает целенаправленный характер действия. В. Г. Леонтьев предложил рассматривать два вида мотивации:1) первичная мотивация проявляется в форме инстинкта, влечения, потребности;2) вторичная мотивация проявляется в форме мотива. Мотивы, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние.Внутренние мотивы формируются на основе потребностей человека, его эмоций, интересов, внешние – под воздействием ситуации, факторов внешней среды.Мотивация – совокупность факторов и условий, механизм, процесс, обеспечивающее возникновение побуждения к жизненнонеобходимым целям, направл.поведение на удовлетворение потребностей. Строение мотивов. Наличие побудительных и притягательных. Побудител.: установки, влечения, желания. Притягат.: склонности, мечты, идеалы, интересы, убеждения и т.д. Компоненты структуры мотивов: 1) когнетивные - образ того, что готов воспринять человек и понять. 2)Эмоциональные.

 

 

8) Эмоции – псих. явления, отражающ.в форме переживаний и оценки внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Общая особенность – субъективность. Эмоции обладают рядом функций:1. Сигнальная. Ее сущность состоит в том, чтобы подавать эмоциональный сигнал как реакцию на то или иное воздействие внешней среды или внутреннее состояние организма. 2. Регулятивная. Эмоции могут регулировать функционирование как отдельных психических процессов, так и деятельность человека в целом. Положительный эмоциональный фон повышает качество деятельности. Тоскливое настроение может довести до того, что все «из рук валится». Страх в зависимости от особенностей личности может либо парализовать человека, либо, напротив, мобилизовать все его ресурсы на преодоление опасности.3. Познавательная. Эмоции могут как стимулировать, так и подавлять процесс познания. Если человеку интересно, любопытно что-либо, он будет охотнее включаться в процесс познания, чем если объект ему неприятен, вызывает отвращение или просто скуку. Формы эмоцион.переживаний: 1) пристрастное отношение человека к тому что с ним происходит (радость, горе, смех и т.д.) 2) достоверность и очевидность внутреннего мира выступает как эмоц.переживание. 3)эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и что с ним связано.4) эмоции всегда субъективны,т.е. разных людей всегда разные переживания. 5) эмоции предметны, т.е. они привязаны к вещам, предметам, состояниям и т.д. 6) эмоции является важнейшим фактором регуляции процессов познания.7)эмоции двуваленты.т.е. положительные и отрицательные. Классификация Гарановской от времени протекания: аффект – наиболее мощная эмоциональная р-ция. Чувства – более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Чувствами называют наиболее длительные и устойчивые эмоциональные процессы. Они могут длиться годами, десятилетиями (например, чувство любви). Настроение – самое длительное состояние.кот. отражает все поведение и все переживания человека. Бывает доброе или вялое. Стресс – вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. собственно эмоции. Более длительное состояние, кот. могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные и вспоминаемые события. В психологии выделяют ряд основных эмоциональных состояний. 1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. 2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным.3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. 4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. 5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. 6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации. При удивлении все прочие эмоции временно приостанавливаются, все внимание человека переходит на объект удивления. В зависимости от полученной информации может переходить в страх, интерес, радость, гнев.7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном. 8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. 9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Чувства – более устойчивые псих.состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. 3 вида:1) нравственные или моральные: гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, патриотизм и тд. аморальные: жадность, эгоизм, жестокость, злорадность. 2) интеллектуальные. Возникают в процессе познания.: любопытство, удивление, чувство уверенности. 3) эстетические. Отношения человека ко всему прекрасному: восхищение, восторг, непонимание. Чувства классифицируют по их направленности и по влиянию на деятельность. По направленности их делят на интеллектуальные чувства – связанные с познавательной деятельностью; практические – связанные, соответственно, с практической деятельностью; эстетические – чувство прекрасного, вызываемое общением с искусством или восприятием красоты природы; моральные – вызванные переживанием отношений с другими людьми. По характеру влияния на деятельность чувства делят на стенические – активизирующие деятельность (например, радость, вдохновение) и астенические – угнетающие ее (тревога, уныние). Чувства обладают рядом свойств. Они полярны, т. е. каждое чувство имеет свою противоположность (уважение – презрение, тревога – спокойствие, радость – страдание). Чувства могут быть и амбивалентны – когда один и тот же предмет вызывает два противоречивых, противоположных чувства (можно одновременно любить и ненавидеть, восхищаться и бояться). Чувства динамичны – они имеют свойство меняться со временем (горе и отчаянье могут переходить в печаль, уважение – в нежность, страстная любовь – в ровную привязанность). И, наконец, чувства всегда субъективны. Они зависят от индивидуальных и личностных качеств человека, от состояния здоровья, от мировоззрения, от культурно-исторических традиций. Воля — это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля обладает двумя противоположно направленными, но взаимосвязанными функциями: побудительной и тормозящей. Побудительная функция обеспечивается активностью человека, которая порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия. Тормозная функция воли не всегда препятствует получению положительного результата деятельности. Выступая в единстве с побудительной функцией, она характеризуется сдерживанием нежелательных проявлений активности.

 

9) Ощущение - простейший познавательный процесс отражения предметов и явлений окруж. мира и отдельных св-в. Виды ощущений: 1)ощущения отражающие св-ва предметов и явлений вне нас: зрительные ощущ.,слуховые,обанятельные,вкусовые,кожные(прикосновение, тактильные,холода,тела,боли).2) ощущение отражающие движения отдельных частей тела и внутренних органиов:двигательные сигналы (сокращение мышц), равновесие (положение головы). Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. СВ-ва: целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность, предметность. Восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека. Память – это форма псих. отражения, заключ. в закрепление, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды: по сложности, по сходству, по контрасту. Процессы памяти: запоминания, сохранение, забывание, воспроизведение (узнавание, собственно воспроизведение, припоминание) 1 группа. А) кратковременная память б) долговременная в) оперативная (элементы кратк. и долгов.) 2 в зависимости от органов чувств: а) зрительная б) слуховая в) вкусовая г) осязательная. 3 от целей действия: а) не произвольная б) произвольная 4.Какую информ. Запоминает: словестную, двигательную, эмоциональную, письменную. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенном объекте. Виды: непроизвольное, произвольное – сознательное сосредоточение, после произвольное внимание – вызыв.через вхождение в деятельность и возникает интерес. Св-ва: селективность(избирательность), объем внимания - кол-во однородных предметов,кот. охватывает внимание одномоментно. Распределение внимания – возможность одновременно выполнять нескольких видов деят-ти. Переключаемость внимания – с одного объекта на другой. Устойчивость – определяется длительностью, в течение кот.сохранятеся концентрация внимания. Концентрация – сосредоточенность субъекта на объекте. Мышление – форма рационального познания. Оно раскрывает то, что невозможно познать восприятием. Характеризует образы действительности в ее существенных связях и отношениях. Познает глубинную сущность объективного мира, законы его существования, позволяет предвидеть будущее, планировать практическую дея-ть. Мышление определяется как процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности. Действия – первичная форма существования мышления. Средство мышления является язык (связь с речью). Все это основные единицы мышления. Мышление в широком смысле. Это активная познавательная дея-ть субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающей действительности. Виды мышления. 1) по генетическому признаку: наглядно-действенное, наглядно-образное и словестно-логическое. 2) по типу решаемых задач: теоретическое и практическое. 3)по уровню осознанности на интуитивное и аналитическое. 4)по функциональному назначению на творческое и критическое. Речь – процесс общения людей посредством языка. Устная и письменная речь. Основные виды речи: научная и письменная, внешняя и внутренняя. Исходным видом вербальной (устной) речи является разговор. Формы: Монолог – один человек. Диалог. Также есть эмоционально насыщенная невербальная речь. Ф-ции речи: ф-ция выражения, воздействия, сообщения, обозначения. Воображение – создание новых образцов, путем переработки материалов восприятия, полученного в предшествуюшем опыте. Виды воображения 1 пассивное. 2 активное: воссоздающие, творческое (мечта), соединение каких-то качеств и частей, увеличение или уменьшение предмета или его св-в, схематизация, заострение.

 

10) Индивид (от лат. individuum — неделимое, особь) — это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. С точки зрения А.Н.Леонтьева, индивид - это продукт биологической эволюции, в ходе которой происходит не только процесс дифферентации органов нервной системы и психических функций, но также их интеграция и взаимное "слаживание". Следовательно, индивид - это человек, как единичное природное существо, особь, принадлежащая к человеческому роду. Он выступает продуктом, прежде всего, филогенетического развития живых существ и, следовательно, носителем врожденных качеств. В этом смысле индивид одновременно рассматривается в качестве своеобразного представителя других живых существ, отличающегося от них спецификой своего фило- и онтогенетического развития, а также представителем человеческой общности, наделенным присущими только ему особенностями психики и поведения. Понятие «индивид» следует отличать от понятия «индивидуальность». Индивидуальность — своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека, отличающих его от других людей. Если индивидом человек является по факту своего рождения, то индивидуальность складывается и модифицируется в процессе его жизнедеятельности. Личность – это конкретный человек, представитель определенной общности (например, ближайшего социума – семьи, друзей, школьного класса), осознающий себя в окружающем мире, занимающийся социально-значимой (учебной, профессиональной и др.)деятельностью и наделенный определенными индивидуальными психологическими особенностями. По сути это индивид, который в качестве объекта развивается в системе социального взаимодействия и сознательной деятельности. Личность формируется в процессе социализации, в ходе которой происходит усвоение индивидом ценностно-нормативной системы общества, его социальных функций, а также осуществляется развитие самосознания. Основой формирования личности выступают общественные отношения. Включенность индивида в различные социальные группы, осуществление постоянных взаимодействий с другими людьми — необходимое условие для становления и развития социального «Я». Человек как субъект проявляется в разных способах организации форм активности - общении, деятельности, познании. В этом варианте понимания субъекта подчеркиваются три аспекта и три качества деятельности: деятельность является реальной, и ее продукция, как правило отчуждается от человека; человек сам созидает условия своей деятельности; психическая составляющая реальной деятельности имеет структуру, включающую цели, мотивы, направленность личности. Человек не рождается субъектом, а становится им в процессе деятельности, общения и других видов активности. Психология личности — это раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности. Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.

11) Теория личности. Концепция построена на теор. и эксперимент, исследованиях индивид, развития чел. в системе синтетического человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе. Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личн. и субъекта в общей структуре чел., стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия. Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как обществ. индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – "вершина" всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность – это "глубина" личн. и субъекта. Своеобразие и неповторимость индивидуальности проявляются в соотношении открытой и закрытой систем, раскрывающих чел. как субъекта деятельности и субъекта психической активности. Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид, развитие своих человеческих свойств в личн. с ее социальными связями и субъекта деятельности, преобразующего действительность. Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутр. взаимосвязанности свойств личн., индивида и субъекта, составляющих ядро его личн. (самосознание и "Я"). Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личн., изменяющей окружающий мир и его обществ, развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее обществ, функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида. В личности Ананьев различал интериндивид, структуру как то социальное целое, к которому принадлежит личн. с ее обществ, связями и взаимоотношениями в деятельности, и интраиндивид. структуру, включающую пять иерархически связанных подструктур (психические процессы; состояния; свойства личн.; сенсорные и мнемические функции; мотивация с потребностями и установками), как внутр. психич. образование самой личности. Структура личн. строится одновременно по субординационному принципу соподчинения более общих свойств элементарным, частным социальным и психофизиол. свойствам и координационному принципу, при котором взаимодействие коррелируемых свойств сочетается с их относительной автономией (напр., система ценностных ориентации, установок). Совокупность свойств интраиндивид. структуры составляет характер как систему свойств личн., ее субъектных отношений к обществу, др. людям, самой себе, постоянно реализующихся в обществ, поведении и закрепленных в образе жизни. Характер – это вершина личност. свойств. У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личн., согласно типам их отношений к окружающей действительности. Осн. положение П. о. заключается в том, что личн., психика и сознание чел. в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личн. с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личн. с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания. Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личност. характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоц. отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе. Отношения связаны с разными подструктурами личн. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психол. свойства темперамента явл. на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности чел. находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определ. виде деятельности, или избирательно-положит. отношение к ней, Положения П. о. легли в основу разработанной Мясищевым патогенетич. концепции неврозов. Невроз трактуется как болезнь личн., вызванная обстоятельствами значимости в системе ее личност. отношений. Эта концепция имела большое науч. и практич. значение, оказав влияние на всю последующую теорию и практику психотерапии неврозов.

 

 

№12.

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов. По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям.

Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая». Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер.

Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского психолога К.Роджерса. Он считал, что люди — это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.

Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем, что человек — это исследователь. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

 

 

№13

Предметами возрастной психологии являются изучение и формирование представлений о психическом развитии детей каждого возрастного этапа и переходе из одного возраста в другой. По мнению Петровского возрастная псих. изучает возрастную динамику психики человека, онтогенез психических процессов и психических качеств личности развивающегося человека. И.Ю.Кулагина считает,что возрастная псих.изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Столяренко указывает,что возр.спих. изучает факты и закономерности псих.развития здорового человека. Дубровина в качестве предмета расматривает факты и закономерности развития психики человека, а так же развитие его личности на разных этапах онтогенеза.

Разделами (структура)возрастной психологии являются следующие: 1) детская психология – отрасль психологической науки, изучающая условия и движущие силы развития психики детей, а также закономерности функционирования ребенка как личности.;2)психология младшего школьника;3)психология подростка; 4) психология юности – отрасль психологической науки, занимающаяся изучением особенностей детей старшего подросткового возраста, кризиса этого периода, исследованием жизненных позиций детей, их стремлений к самоопределению;3) психология зрелого возраста изучает закономерности механизмов развития человека на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, т. е. данный раздел возрастной психологии занимается изучением особенностей личности, характерных для данного периода, а также исследованием кризисов зрелого возраста;4) геронтопсихология – отрасль психологической науки, изучающая психические явления и процессы, связанные со старением организма, выявляющая инволюционные тенденции притупления и затухания некоторых психических функций, спад активности, ослабление психической устойчивости, исследующая условия личностной сохранности пожилых людей, психологическую помощь.

Биогенетический (биологизаторские) или натуралистический подход. Рассматривают ребенка как существо наделенное от природы, способностями, чертами характера и формами поведения. Сторонники этого подхода считали главной причиной объясняющей ход псих.развития чел. – его наследственность. Представители: Э.Геккель, С.Холл, Зигмунд Фрейд, Жан Пиаже, Карл Бюллер. Теории: а) терия рекапитуляции. Исходили из закона Геккеля, который гласит,что онтогенез представляет (индив.развт) представляет собой сокращенное представление о филогенезе (истор.развит).Занимался этой теорией Холл. Б)теория Карла Бюллера 3х ступеней. Человек в 3х ступенях: инстинкт, дрессура, интеллект.

Социологический подход. Сторонники считали развитием человека социальную среду. Ребёнок рождается на свет с чистой душой. Наиболее яркий представитель – Джон Локк. Считал, что ученик подобен «чистой доске»,на которой соц.среда может написать все, что угодно. Теория конвергенции двух факторов Вильяма Штерна. Он считал, что наследственность и среда влияют на псих.развитие. При этом главным фактором остается наследственность, а роль среды состоит в том, чтобы создавать условия для реализации наследственных программ.

 

 

№14.

Различные периодизации могут быть разделены на две группы:1) частные классификации, посвященные отдельным отрезкам жизни, чаще детским и школьным годам; 2) общие классификации, охватывающие весь жизненный путь человека. Или 1) разбиение жизни на периоды 2) на основе одного произвольного выбранного автора, внутреннего критерия.

Разбиение жизни на периоды. Периодизация Рене Зоззо. От 0 – 3 – ранне детство, 3 – 5 - дошкольное детство, 6 – 12 – начальное школьное образование, 13 – 16 – обучение в среднеё школе, 17 – выше – высшее или университетское. Периодизация П.П.Блонского. 0 – 2,5 – беззубое детство. 2,5 – 6,5 – детство молочных зубов, 6,5 – старше – детство постоянное. На основе одного произвольного выбранного автора, внутреннего критерия. Периодизация Зигмунда Фрейда. 0-1 - оральная стадия(слизистая губ) 1 – 3 – анальная 3 – 5 – фаллическая 5 – 12 – латентная. 12 – 18 – генитальная. Периодизация Ж.Пиаже (по интеллекту). 0 – 2 – сенсомоторная (поведение на восприятие и движение предмета) 2 – 7 – дооперациональная (мышление с помощью воображения) 7 – 12 – стадия конкретной операции (элементарное логическое мышление в данном моменте) 12 – старше – стадя формальных операций (мозг созревает). Периодизация Выготского. Кризис – новорожденности, стабильность – младенчество, кризис – 1год, стаб – ранне детство, кризис – 3хлет или «я сам»,стаб – дошкольное детство. Кризис – 7 лет, стаб – младший школ.возраст.кризис – 13 лет, стаб – пубертювозраст. До 18 лет. Периодизация Слободчикова. 0 – 12 мес оживление, 12мес – 6 лет – одушевление, от 6 – 18 лет – персонализация, 17 - 42 – индивидуализация 42 – и тд. – универсализация.

Кризисы открыты эмпирическим путем, причем, не по очереди, а в случайном порядке: 7, 3, 13, 1, 0. Во время критических периодов ребенок за очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности. Это революционное, бурное, стремительное течение событий как по темпу, так и по смыслу совершающихся перемен. Для критических периодов характерны следующие особенности: - Границы, отделяющие начало и конец кризиса от смежных периодов, крайне неотчетливы. Кризис возникает незаметно, очень трудно определить момент его наступления и окончания. Резкое обострение (кульминация) наблюдается в середине кризиса. В это время кризис достигает апогея. - Трудновоспитуемость детей в критические периоды в свое время послужила отправной точкой их эмпирического изучения. Наблюдается строптивость, падение успеваемости и работоспособности, возрастание количества конфликтов с окружающими. Внутренняя жизнь ребенка в это время связана с мучительными переживаниями. - Негативный характер развития. Отмечено, что во время кризисов, в отличие от стабильных периодов, совершается скорее разрушительная, нежели созидательная работа. Ребенок не столько приобретает, сколько теряет из приобретенного прежде. Однако возникновение нового в развитии непременно означает отмирание старого. Одновременно в критические периоды наблюдаются и конструктивные процессы развития.

Стабильные периоды.

Во время стабильных периодов ребенок накапливает количественные изменения, а не качественные, как во время критических. Эти изменения накапливаются медленно и незаметно.

Сензитивные периоды

В отдельные периоды воздействия ребенок наиболее чувствителен к определенным воздействиям, к развитию определенных способностей. Сензитивные периоды связаны, во-первых, с ведущей деятельностью, во-вторых, с актуализацией в каждом возрасте тех или иных базальных потребностей.

Границы сензитивных периодов не бывают точными: они могут быть смещены на несколько месяцев. И тем не менее, сензитивные периоды крайне важно использовать для обучения ребенка – именно в этот отрезок времени он наиболее легко способен освоить новые навыки. Сензитивные периоды развития - возрастные интервалы индивидуального развития, в течение которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

 

 

15)Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов. По мнению Фрейда, главным движущим фактором развития личности являются врожденные инстинкты, все многообразие которых объединено в две основные группы инстинкты жизни (Эрос) и инстинкты смерти (Танатос). Наиболее значимыми для развития личности Фрейд считал сексуальные инстинкты. энергию сексуальных инстинктов он назвал либидо. Впоследствии Фрейд стал употреблять термин «либидо» для обозначения энергии жизненных инстинктов в целом. Фрейд выделил три основные структуры личности: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (Superego). Оно представляет собой источник всей побудительной энергии, которая необходима для жизненной активности человека. Эта энергия изначально присуща сексуальным и агрессивным влечениям, которые составляют существенную часть Оно. Основной принцип функционирования Оно — принцип удовольствия. Оно ищет наслаждения и избегает боли, стремится к немедленной и тотальной разрядке. Полная противоположность Оно — Сверх-Я, которое представляет систему ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе, а также идеалы и наказания, которых человек ожидает, если правила будут нарушены. Эго — это подструктура личности, ответственная за принятие решений. Эго, функционируя в соответствии с принципом реальности, стремится удовлетворить желания Оно, согласовав их с требованиями Сверх-Я. Оно, Я и Сверх-Я находятся в постоянной борьбе, сильные конфликты между этими структурами могут приводить к психическим и соматическим заболеваниям. Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая». Это направление иногда называют теориями научения, так как его основным тезис — утверждение о том, что личность — это тот опыт, который человек приобрел в жизни, то, чему он научился. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности. Главным источником развития личности является среда в широком смысле слова, а в качестве основных элементов личности выступают рефлексы и социальные навыки. В поведенческих теориях личности выделяют два основных направления. Первое представлено работами известных американских психологов Дж.Уотсона и Б.Скинера, в которых изложены основные идеи классического бихевиоризма, согласно которым поведение человека детерминировано внешними обстоятельствами и может быть описано с помощью формулы: S->R. По мнению представителей второго направления, поведение человека регулируется не столько внешними, сколько внутренними факторами, такими как цели, ожидания, самовосприятие. Представители этого направления — Альберт Бандура и Джулиан Роттер. Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации. Наиболее последовательно феноменологический подход прослеживается во взглядах американского психолога К.Роджерса. Он считал, что люди — это позитивные и разумные создания, искренне желающие жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно Роджерсу, — тенденция к актуализации, т.е. стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой. Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем, что человек — это исследователь. В связи с этим на поведение человека большое влияние оказывают когнитивные и интеллектуальные процессы. Человек воспринимает и интерпретирует мир с помощью определенных моделей, которые Келли назвал конструктами. Личность — это организованная система важных конструктов, т.е. личность — это то, как человек воспринимает и истолковывает свой жизненный опыт. Дружба, любовь, нормальные взаимоотношения возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты.

 

 

№16.

Для отечественной психологии в понимании развития базовой теорией является теория культурно-исторического развития психики ребёнка Льва Семеновича Выготского. В соответствии с этой теорией при объяснении псих.развит.ребенка необходимо раксрывать содержание трех понятий: условия псих.развит., источник псих.развит, движущие силы псих.развит. К условиям псих.развития Выготский относит всё, что влияет на психическое развитие ребёнка, но жестко его не определяет. К этим условиям могут быть отнесены наследственность, среда и собственная активность ребенка. Источники псих.развит. Базовым понятием, давшим название самой теории является культурно-исторического опыта, который определяет содержание псих.развития ребёнка и служит его источником. Именно от усвоения ребенком этого опыта зависит ход псих.развития. Усвоение культурно-исторического опыта происходит в процессе обучения и воспитания или в процессе самообразования и самовоспитания. При организации и определении содержания этих процессов необходимо учитывать сензитивные периоды для усвоения тех или иных знаний или умений. Сензитивные периоды – периоды наибольшей чувствительности к определенного рода воздействия. В процессе обучения ребенку передается общественно-исторический опыт. Выготский выдвинул положение о ведущей роли обучения в псих.развити. Он считал истинно человеческие, высшие психические функции продуктом культурно-исторического развития. Развитие психики не может рассматриваться вне социальной среды, в которой происходит усвоение знаковых средств, и не может быть понятно вне обучения. Движущие силы псих.развит. Личность развивается в силу возникновения в её жизни внутренних противоречий. Только интериозируясь, вызывая в самом индивиде противоположные тенденции, вступающие между собой в борьбу, они становятся источником его активности, направленной на разрешение внутреннего противоречия путем выработки новых способов поведения. Противоречия разрешаются посредством деятельности, приводящей к образованию новых качеств и свойств личности. В развитии личности постоянно возникают противоречия между достигнутым ею уровнем псих.развития и образом ее жизни, занимаемым в системе общественных отношений, выполняемыми общественными функциями. Растущая личность стремиться к новому положению, новым видам общественно значимой деятельности и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Законы псих.развития. 1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени,т.е. ритм развития менятеся в разные возрастные периоды. 2. Не равномерное псих.развитие на протяжении всей жизни. Стабильные сменяются критическими. 3. Сензитивность псих.развития. В развитии ребенка существует период, когда психика наиболее восприимчива к тем или иным воздействиям. 4. Закон компенсации. Проявляется в способности психики восполнять или компенсировать недостатки одних ф-ций другими.Уровни псих.развития. 1) зона актуального развития. Те знания, умения,кот. есть у ребёнка на данный момент. 2) Зона ближайшего развития. Те задачи,кот. сегодня ребёнок может решить с небольшой помощью взрослого, а завтра может решить самостоятельно.

 

№17.

Выготский определяет развитие как непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь образованием нового, не бывшего на прежних ступенях. Основным критерием разделения детского развития выступают личностные новообразования. Исходя из верного методологического положения о скачкообразном характере процесса развития, Выготский выделил периоды плавного изменения личности и перемежающие и отделяющие их друг от друга «кризисы».

Кризис новорожденности 0 – 2 мес,

младенческий возраст (2мес – 1 год),

кризис первого год, раннее детство)1-3)

кризис 3х лет, дошкольный возраст (3-7), кризис 7 лет, школьный возраст, кризис 13 лет, пубертатный возраст, крисиз 17 лет. Стабильные периоды имеют ясно выраженное двухчленное строение и распадаются на две стадии – первую и вторую. Каждый критический период имеет трехчленное строение и складывается из трех связанных между собой фаз: предкритической, критической и посткритической.

Периодизация Д.Б. Эльконина. В основу своей периодизации положил 3 критерия:1) ведущая дея-ть. Дал определение Леонтьев – дея-ти на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.2) Новообразования, те качества особенности психики, кот. Появляются впервые в данный возрастной период.3) социальная ситуация развития. своеобразное сочетание того, что сформиров. В психики ребёнка и тех отношений кот. сформиров. у ребёнка с соц.средой. 6 видов ведущей дея-ти:1. Непосредственное эмоциональное общение ребенка со взрослым;2)предметно-манипулятивная дея-ть 3) ролевая игра 4) учебная дея-ть 5) межличностное общение 6) учебно-профессиональная дея-ть. Все ведущие дея-ти Эльконин делит на 2 группы:1) ведущие дея-ти, оказывающие преимущественное влияние на становление мотивационно-потребностой сферы ребенка.т.е. на его личность. 2) ведущие дея-ти влияющие на развитие оперционно-технических возможностей ребенка, и.е. на развитие его интеллекта. Эльконин в единстве рассматривает обе линии в псих.развит. ребенка: линия развития личности и линия развития интеллекта. Эльконин в периодизации выделил три эпохи: эпоха раннего детства, эпоха детства, эпоха подростничества. Каждая характеризуется своим типом общения со взрослым и переходом вед.дея-ти.

 

Возраст;кризис Ведущая дея-ть Новообразования Социальная сит.развит.
От 0 – 1 года, младенчество Эмоциональное общение со взрослыми Первое слово,первые шаги «мы»(семья, мама)
От 1 до 3 лет,раннее детство Предметно-манимулятивная Внешние «я сам» Ребенок – предмет – взрослый
От 3 – 7 дошкольный возраст Игровая дея-ть(сюжетно-ролевая 6л) Произвольное поведение и самосознание Ребенок –игрушка - взрослый
Младший школьный возраст от 7 – до 11 лет учебная Производимость всех психических процессов Ребёнок-учитель
От 11 до 15 лет средний школьный возраст(подростковый) Интимно-личностное общение со сверстниками Чувство «взрослости» Подросток - сверстник
От 15 до 17 лет старший школьный возраст. Учебно-профессиональная Профессиональное и личностное самоопределение Юноша(девушка) с Родителем, со сверстником.

От 18 до 25 лет поздняя юность или ранняя зрелось; от 25 – 25 молодость; 25 – 50 – зрелось; 50 – 75 поздняя зрелость; 75 – 90 старость; от 90 - дряхлость.

 

 

№18.

КРИЗИС 1-ГО ГОДА ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Младенчество от рождения до 1 года. Причины новорожденности: физиологические (освещение, температура, дыхание, питание) психологические (чувствительность, вкусовые ощущения – соленой,сладкий, горький) В младенчестве – слуховой и зрительные(восприятие) сосредоточения. 3-4 неделя р-ция на голос человека. Зрительное – 3-5неделя. Комплек оживления. В 1 мес. Поднимает подбородок, руки в кулочки. 2 мес – поднимает грудь. 3 мес – тянется за предметом 4 – сидит с поддержкой, протягивает руки к предмету, 5 -6 мес.хватает предметы.7 – сидит без поддержки, 8 мес – берет мелкие предметы и большие 9 мес – стоит с поддержкой. Показывает свой нос, глаза, машет рукой на прощание. 11 мес. Стоит без поддержки. Социальная ситуация психического развития - неразрывное единство ребенка и взрослого(мама),ситуация комформа,ситуация «мы». Ведущий вид деятельности – непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым. Общение должно быть положительным. Психические новообразования младенца – потребность в общение. Позновательному развитию служит разнообразние впечатлении смена обстановки).

Психические особенности раннего детства. Социальная ситуация успеха – отношение со старшими в онтогенезе возникает у ребенка практически сразу, несколько позднее устанавливается отношения ребенка со сверстниками. Характер взаимоотношений со сверстниками зависит от взаимоотношения со взрослыми. Когда ребенок начинает выполнять правила пользования премдетами,он психологически входит в мир постоянных вещей. В раннем детстве соц.сит. – «ребенок – предмет – взрослый». Ведущий тип дея-ти – предметно-манипулятивная. Ребенок не играет,а манипулятирует предметами, сосредотачиваясь на самих действиях с ними. К концу раннего детского возраста начинают складываться новые виды дея-ти. Они достигают развернутых форм за пределами этого возраста и постепенно начинают определять психическое развитие. Это игра и продуктивные виды дея-ти(рисование,лепка. Конструирование). Автономная речь довольно быстро исчезает(в течение полугода). Самое главное изменение в речи - то,что слово приобретает для него предметное значение. С появление предметных значений слов связаны поэтому и первые обобщения. В раннем возрасте растет пассивный словарь – кол-во понимаемых слов. Развивается и активная речь. Активный словарь.,Э но кол-во произносимых слов всегда меньше,чем кол-во понимаемых. Предложения первоначально,примерно в 1,5 год, состоят из 2-3 слов. («мама идет»). К 3 годам словарь активный насчитывает около 1500 слов и предложения уже становятся больше. Мышление – наглядно-действенное. Все мыслительные операции выполняются в действии. Развивается в процессе практической дея-ти. Доминирует восприятие. В этот период в процесс активного восприятия включается и память. Развитие психических ф-ций неотделимо от развития эмоционально-потребностой сферы ребенка. Восприятие влияет на эмоции. Развитие личности. Начальный этап – узнавание самого себя – простейшая форма самосознания и первичная самооценка «Я хороший».

Кризис 1 года. К 1-му году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.В этот период дети очень активны. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т. д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни.Могут появится аффетные р-ции: когда родители не понимают его желаний, слов, жестов, мимики 2) при очередном «нельзя» или «нет» (крики). Главное приобретение – детсткая речь (автономная).

КРИЗИС 3 ЛЕТ «я сам». Или «семизвездие». Кризис 3 лет – это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к окружающим взрослым, прежде всего к авторитету родителей. Самым ценным новообразованием этого возраста является желание ребенка сделать что-то самостоятельно. Он начинает говорить: «Я сам». Развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, показывая негативное отношение к требованиям взрослого. Кризис 3 лет – явление преходящее, но связанные с ним новообразования (отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми) – важный шаг психического развития ребенка. Стремление быть таким, как взрослые, может найти наиболее полное выражение только в форме игры. Поэтому кризис 3 лет разрешается путем перехода ребенка к игровой деятельности.Э. Келер дал характеристику кризисным явлениям:1) негативизм – нежелание ребенка подчиняться установленным правилам и выполнять требования родителей;2) упрямство – когда ребенок не слышит, не воспринимает чужих доводов, настаивая на своем;3) строптивость – ребенок не принимает и выступает против заведенного домашнего уклада;4) своеволие – желание ребенка быть независимым от взрослого, т. е. быть самостоятельным;5) обесценивание взрослого – ребенок перестает уважительно относиться к взрослым, может даже оскорблять их, родители перестают быть для него авторитетом;6) протест-бунт – любое действие ребенка начинает походить на протест;7) деспотичность – ребенок начинает проявлять деспотизм по отношению к родителям и взрослым в целом.

 

№19.

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (3–7 ЛЕТ). РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ РЕБЕНКА. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для возникновения новой соц.сит.раз. Взрослый выступает здесь в обобщенной форме как носитель общественных ф-ций в системе общественных отношений. Новое место дошкольника в системе человеческих отношений представляет ему большую самостоятельность Отделяясь от взрослого.ребенок вступает в активные взаимоотношения со сверстниками. Эти взаимоотношения реализуются в игре. Ведущая дея-ть – образно-ролевая игра, сюжетно-ролевая. В игре дети учатся общению. Речь.К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучения чтению и письму. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. В конце дошкольного возраста переход к контекстной речи. В общение со сверстниками развивается диалогическая речь. Эгоцентрическая речь помогает планировать и регулировать действия. Восприятие. У маленького ребенка восприятие еще не очень совершенно. Восприятие детей дошкольного возраста обычно связано с практическим оперированием соответствующими предметами: воспринять предмет – это прикоснуться к нему, потрогать, пощупать, манипулировать с ним.У детей дошкольного возраста продолжает развиваться наглядно-действенное мышление, чему способствует развитие воображения. Благодаря тому что происходит развитие произвольной и опосредованной памяти, преобразуется наглядно-образное мышление. Дошкольный возраст является точкой отсчета в формировании словесно-логического мышления, так как ребенок начинает использовать речь для решения самых разных задач. Происходят изменения, развитие в познавательной сфере.Мышление ребенка дошкольного возраста является наглядно-образным, его мысли занимают предметы и явления, которые он воспринимает или представляет.Навыки анализа у него элементарные, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто вовсе не существенные признаки («бабочка – птица, потому что летает, а курица – это не птица, потому что летать не может»). С развитием мышления неразрывно связано и развитие речи у детей. В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена интересом ребенка и его возможностями. Так, в3—4 года ребенка привлекают яркие, интересные картинки, внимание на которых он может удерживать до 8 секунд. Для детей 6–7 лет интересны сказки, головоломки, загадки, которые способны удержать внимание до 12 секунд. У детей 7 лет быстрыми темпами развивается способность к произвольному вниманию. На развитие произвольного внимания влияет развитие речи и способности выполнять словесные указания взрослых, направляющих внимание ребенка на нужный предмет.Под влиянием игровой деятельности внимание старшего дошкольника достигает достаточно высокой степени развития, что обеспечивает ему возможность обучения в школе.Произвольно запоминать дети начинают с 3—4-летнего возраста благодаря активному участию в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, а также благодаря постепенному привлечению дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.Дошкольникам свойственно не только механическое запоминание, наоборот, для них более характерно осмысленное запоминание. К механическому запоминанию они прибегают лишь тогда, когда затрудняются понять и осмыслить материал. В дошкольном возрасте словесно-логическая память развита еще слабо, основное значение имеет наглядно-образная и эмоциональная память. Воображение дошкольников имеет свои особенности. Для 3—5-летних детей характерно репродуктивное воображение, т. е. все увиденное и пережитое за день детьми воспроизводится в образах, которые эмоционально окрашены. Но сами по себе эти образы не способны существовать, им необходима опора в виде игрушек, предметов, выполняющих символическую функцию.Первые проявления воображения можно наблюдать у детей-трехлеток. К этому времени у ребенка накапливается некоторый жизненный опыт, дающий материал для воображения. Важнейшее значение в развитии воображения имеют игра, а также конструктивная деятельность, рисование, лепка. Дошкольники не обладают большими знаниями, поэтому их воображение скупо. Особенности личности дошкольника. Развивается эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание. Эмоционал.процессы становятся более уравновешенными. Расширяется круг эмоций – сочувствие другому, сопереживание. Мотвац.сфера считается соподчинение мотивов. Сильный мотив - поощрение, наказание, прямое запрешение.Начинает усваивать этические нормы,учиться на поступках др.людей. Самосознание. Осознает себя. Секреты от родителей. Осознание своих переживаний. Может их выразить словами. Половая идентификация. Осознание себя во времени. Самооценка. Оценивает действия других, а затем собственные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных