ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КРИЗИС 7 ЛЕТ. СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ. 1 страницаПереходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту. Признаки кризиса:1) потеря непосредственности (между желанием и действием вклинивания переживания того, какое значение это действие будет иметь для ребёнка). 2) манерничание. (ребёнок что-то из себя строит, скрывает что-то) 3) симптом «горькой конфеты» - ребёнку плохо, но он старается этого не показывать. Возникает трудности воспитания, ребёнок замыкается и становится неуправляемым. В 7 лет приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Как считает Божович, кризис 7 лет – период рождения социального «я» ребёнка. Изменение сомосознания приводит к переоценке ценностей. Все что имеет отношение к учебной дея-ти оказывается ценным, то что связано с игрой – мене важным. Осознает свои переживания. Они образуют устойчивые аффективные компоненты(чувство неполноценности, унижение и т.д.).В период 7 лет,как называл Выгодский, появлется обобщенное переживание(цепь неудач или успехов в учебе,в общение). После аффективные комплексы могут изменяться.даже исчезать,а некоторые будут фиксироваться, влияя на самооценку ребёнка. В 7 лет появляется логика чувств,т.е. возможна борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы ведет к возникновению внутреннеё жизни ребёнка. Внешнее собятия,ситуация,отношения составляют содержание переживаний, они своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств,его уровня притязаний, ожиданий и т.п. Появляется смысловая ориентировочная основа поступка – звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.Благодаря этому утрачивается детская непосредственность.Ребёнок размышляет,чтобы что-то сделать, начинает скрывать свои переживания, пытается их не показывать то ему плохо. Готовность к школе. К 7 годам выделяются две группы детей:1) дети, которые по внутренним предпосылкам уже готовы стать школьниками и осваивать учебную деятельность;2) дети, которые, не имея этих предпосылок, продолжают оставаться на уровне игровой деятельности. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе рассматривается как с субъективной, так и с объективной стороны. Объективно ребенок психологически готов к школьному обучению, если к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития: любознательностью, яркостью воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он уже имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организацией. Память дошкольника достаточно развита. Он уже сам способен ставить перед собой задачу запомнить что-либо. Легко и прочно запоминает он то, что его особенно поражает и непосредственно связано с его интересами. Относительно хорошо развита наглядно-образная память. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематически и планомерно обучать. Речь грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению. У ребенка появляется потребность выстраивать свое поведение таким образом, чтобы добиваться поставленных целей, а не действовать под властью сиюминутных желаний. Сформированы и элементарные личностные проявления: настойчивость, оценивание поступков с точки зрения их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства долга и ответственности. Это важное условие готовности к школьному обучению. №20. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ. Познавательные процессы. Социальная ситуация развития – школа. Центр соц.сит.раз. – учитель. Учебная дея-ть – особая форма активности ученика, направленная на изменения самого себя как субекта учения. Структура по Эльконину (формирование) 1) мотивация. Та система побуждения, которая заставляет учиться человека, ребёнка. 2)Учебная задача – система заданий при выполнение которой ребёнок охватывает наиболее общие способы действий. 3) Учебные действия, те действия с помощью которых охватывается учебная задача. Общие и специфицеские. 4) Действия контроля. Элемент учебной дея-ти с помощью которых контролируется усвоение. 5) действие оценки - достиг ученик результата или нет. Ведущая дея-ть – учебная, в процессе кот. ребёнок приобщается к достижениям чел.культуры, усваивает знания и умения. Учебная дея-ть – дея-ть по самоизменению, самосовершенствованию, а её продукт – те изменения, кот. произошли при её выполнении в самом субъекте, т.е. ученики. И Именно в этот период закладываются основы умения учиться. Учебная дея-ть имеет структуру: 1) мотивы учения. 2) учебные задачи. 3) учебные действия. 4) контроль. 5) оценка. Мотивы показывают ради чего школьник учиться. социальные – получение высоких оценок, познавательные, соц.мотивы – быть полезным обществу, быть гармоничным, мотивация достижения. Избежание неудач. Умение выделять учебную задачу, т.е. выделять общий способ действия – важная составляющая учебной деятельности. Центральными новообразованиями являются: 1)произвольность и осознанность всех психических процессов 2) развитие рефлексии. Как умение ребенка осознавать то, что он делает и аргументировать свою дея-ть. 3)формирование внутреннего плана действий, возникающего под влиянием становления у ребёнка действий контроля, в том числе высшей формы контрольных действий – планирующего контроля. Познавательные процессы. Мышление словестно-логическое. Восприятие. Появляется синтезирующее восприятие. Память. Переход от непроизвольной к произвольной, и от механической к осмысленности (логической). Внимание. Все ещё преобладает непроизвольное внимание. Небольшой объем, малая устойчивость (10-20минут. Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое. В учебной дея-ти развивается произвольное внимание. Личность. Усвоение моральных норм и правил. Самосознание. Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы - центр. в млад. школ. возр. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дазадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Большое значение имеет стиль семейного воспитания. Группа риска. 1) Дети с синдромом дефицита внимания (СДВ) гиперактивность. Активность чрезмерная, суетливость, невоможность сосредоточить внимание. Формировать произвольное внимание, занятия по графику, давать физическую нагрузку. 2) леворукий ребенок.10%. это индивидуальность ребенка, а не патология и не недостаток развития. 3)с нарушением эмоционально-волеой сферы. Агрессивные дети. Эмоционально-расторможенные, слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные. 21) Хронологически подростковый возраст определяется от 10-11 до 14-15 лет. Тинейджер - (10 - 19). Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Процесс анатомо-физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем у мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше (дальнейший, более медленный рост может продолжаться еще несколько лет). Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны изменение АД (артериального давления), повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря; неуравновешенность. Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками. Главная тенденция – переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.1) Общение является для подростков очень важным информационным каналом; 2) Общение - специфический вид межличностных отношений, он формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.; 3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения. Психологи считают, что общение включает 2 противоречивых потребности: потребность в принадлежности к группе и в обособленности (появляется свой внутренний мир, подросток испытывает потребность остаться наедине с собой). Подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится внешне ничем не отличаться от сверстников. Типичной чертой подростковых групп является конформность - Склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность. Желание слиться с группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в безопасности, психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией. В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со школьной программой. В тоже время многие подростки испытывают трудности в учебе. Для многих учеба отходит на второй план. 1. Центральное новообразование подростничества - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому. Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время. Появляется моральный "кодекс", предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. 2. Развитие самосознания (формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов)"Я".
22) Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответа на вопросы: кем быть? и каким быть? С определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Развитие человека в период юности может идти несколькими путями.
№23. Краткая история развития социальной психологии. Социальная психология^ — это наука, изучающая закономерности возникновения, функционирования и проявления психологических явлений, представляющих собой результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей.Социальная психология прошла длительный путь развития. Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются древнегреческие и древнекитайские ученые (Аристотель, Гераклит, Гиппократ, Демокрит, Платон, Конфуций, Суньцзы, Уцзы и др.), которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предназначения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения индивидов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, И. Бентам, Ш. Монтескье, А. Ток-виль, Н.Я. Данилевский, А.И. Герцен и др.) занимались психологическим описанием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и традициями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных социально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.В середине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии народов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Лебон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), которые послужили предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знаний. После этого началась активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии. На разработку их содержания направляются усилия представителей основных школ психологической науки на Западе: сначала бихевиоризма, гештальтпсихологии, а потом психоанализа, когни-тивизма^и интеракционизма. Выходят в свет первые учебники и пособия.Огромный импульс развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических явлений и процессов (страх, паника, снижение сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальная дезорганизация и дезинтеграция, социальные конфликты и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельности людей.В 1920—1940-е гг. социальная психология постепенно превращается в сугубо экспериментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельности людей.Внутри социальной психологии начинают зарождаться и в 1960—1990-е гг. наиболее продуктивно совершенствоваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 1930—1950-е гг. по политическим причинам практически не развивалась. Сегодня социальная психология и у нас в стране, и за рубежом востребована во всех сферах жизнедеятельности людей.Как и любая другая область знаний, социальная психология имеет свою структуру: объект, предмет, задачи, теоретические основы, категории и методы исследования, определенные функции, а также ее составные части — отрасли. ПЕРВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ. Датой зарождения описательной социальной психологии большинство исследователей считает 1895 г., когда немецкие ученые-лингвисты Ж. Штейнталь и М. Лазарус опубликовали статью «Вводные рассуждения о психологии народов», где изложили свой взгляд на развитие новой науки. Психология народов возникает в Германии в основном в трудах философа М. Лазаруса и языковеда Х. Штейнталя. Представители этого направления говорили, что существует психика, присущая всему народу в целом. Концепция развита в трудах В. Вундта. Он считал, что психология народов должна изучать продукт культуры: язык, мифы, обычаи, искусство. Сегодня национальная (этническая) психология особенно актуальна на фоне кровавых межнациональных конфликтов. Психология масс. Направление связано с именами Г. Тарда и Г. Лебона. В их работах были обобщены наблюдения за поведением больших человеческих общностей. Сейчас эти исследования не потеряли актуальность, так как перед обществом остро стоит вопрос о психологии неуправляемой толпы. Основатели социальной психологии дали четкую характеристику толпы и человека, как части толпы. Включение личности в массу ведет к обезличиванию. Человек заражается настроением масс, теряется чувство ответственности. Психология инстинктов исходила из того, что человеческая личность действует по инстинктивным биологическим мотивам. Теория была развита в трудах У. Макдугалла. Он полагал, что деятельность сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Выражением инстинктов являются эмоции (например, инстинкту борьбы соответствует гнев и страх). Из инстинктов выводились и все социальные процессы. Именно это положение сыграло в истории науки отрицательную роль.
№24. Место социальной психологии в системе научного знания. Взаимосвязь социальной психологии с социологией и общей психологией. Взаимосвязь социальной психологии с другими науками и отраслями психологии (с практической и прикладной психологией). Задачи: 1. Продолжение углубленных исследований проблем, относящихся к предмету социальной психологии во взаимодействии с другими науками; 2.Содержательный пересмотр социально-психологических проблем в связи с изменившимися социальными условиями в нашей стране; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|