ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
V. Информационный материал. Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.Сознание - высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Сознание, как оно открывается субъекту, представляет собой картину мира, в которую включен и окружающий человека мир, и он сам, и его переживания. Атрибуты сознания: · различение субъекта и объекта; · ориентация во времени и пространстве; · активность: сам субъект обусловливает содержание сознания; · произвольность: сознание вплетено в целенаправленную деятельность субъекта; · интенциональность – направленность на предмет: сознание – это всегда сознание чего-либо; · способность к рефлексии: сознание включает в себя и осознание самого субъекта. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. "Сознание есть отражение объекта, знания о нем и форма жизни субъекта... Сознание обусловливает поведение, деятельность людей; деятельность же людей изменяет природу и перестраивает общество. И сознание, и деятельность - это связь человека с миром. То, что в процессе осознания переходит из мира в человека, приобретая в нем идеальную форму существования, преломляясь через субъекта, в качестве его помыслов и замыслов, через действие переходит в мир, преобразуя его, и воплощаясь в нем, приобретает материальную форму существования" (С.Л. Рубинштейн). Сознание характеризуется активным отношением человека к действительности, к самому себе, к своим поступкам и действиям, деятельности, направленной на достижение поставленных целей. Сознание является способностью человека понимать окружающий мир, процессы, происходящие в нем, свои мысли и действия, и свое отношение к миру и себе самому. Сознание не есть ёмкость для психических процессов, не есть плоскость, на которой развёртываются психические содержания, не есть сумма психических процессов, т.е. оно не аддитивно. Сознание есть внутренняя деятельность субъекта. "Деятельность человека и составляет субстанцию его сознания" (А.Н. Леонтьев). Факторы возникновения сознания в филогенетическом аспекте: 1) деятельность - сделала сознание необходимым, т.к. деятельность должна направляться целью. Цель представляет образ будущего результата, и образ цели постоянно должен быть представлен в сознании; 2) речь - сделала сознание возможным. Именно в речи в виде понятий накапливается информация об общих и существенных признаках предметов. В понятиях закреплен опыт человеческого развития. Сознание имеет социокультурную природу и формируется под влиянием совместной производственной практической деятельности с непременным ее атрибутом - общением (по А.Н. Леонтьеву). Эти же факторы определяют возникновение и развитие сознания в онтогенезе.
А.Н. Леонтьев выделил уровни развития сознания: развитое и примитивное сознание. Примитивное сознание, в отличие от развитого, характеризуется: · суженным полем; · невозможностью абстракции, зависимостью от конкретной ситуации и от конкретного действия субъекта; · зависимостью от коллективного мнения.
Структура сознания по А.Н.Леонтьеву: · чувственная ткань сознания - чувственные переживания различной модальности, интенсивности, степени ясности. Обычно чувственная ткань сознания не открывается субъекту как таковая, а переживается как чувство реальности. Чувственная ткань сознания связана с объектом, который мы отражаем. В обычном состоянии у субъекта слито воедино отражение объекта и сам объект, именно поэтому возникает ощущение реальности происходящего вокруг нас. Отделение чувственной ткани сознания от предметного содержания отражаемых объектов происходит только в случае нарушений условий восприятия. Психический образ представлен двояко: чувственная ткань и предметное содержание. Благодаря сознанию человек освобождается от зависимости от чувственных впечатлений. Функция чувственной ткани: обеспечение слитности образа и предмета, который вызвал этот образ; · система значений. Носителями значений являются: предметы материальной культуры, нормы и образцы поведения (ритуалы, традиции), знаковые системы (прежде всего язык). В значении зафиксированы общевыработанные способы взаимодействия субъекта с предметной средой. Посредством системы значений сознанию субъекта открывается образ мира, других людей и самого субъекта. Выпадение анализаторных систем не разрушает сознание, выпадение же системы значений деформирует сознание человека; · личностный смысл – индивидуализированное отражение отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое «значение для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Личностный смысл – это индивидуальное значение общепринятого значения.
Структура сознания по С.Л. Рубинштейну: · знание. Момент знания в сознании заключается в каждом психическом явлении, т.к. каждый психический процесс является отражением объективной реальности, познанием в подлинном смысле слова, все более глубоким активным познавательным проникновением в действительность оно становится лишь у человека по мере того, как он в своей общественной практике начинает изменять и, изменяя, все глубже познавать действительность; · переживание. Первично, дано субъекту прежде всего как психический факт, как кусок собственной жизни индивида, специфическое проявление его индивидуальной жизни. Переживанием является психическое образование, т.к. оно определяется контекстом жизни индивида. В сознании переживающего индивида этот контекст выступает как связь его активности и мотивов. Они определяют смысл пережитого как чего-то со мной происшедшего. "В переживании на передний план выступает не предметное содержание того, что в нём отражается, а его значение в ходе моей жизни - то, что я это знал, что мне уяснилось, что этим разрешились задачи, которые были передо мной..." (С.Л. Рубинштейн). Переживание – это психическое образование, выступающее как событие внутренней жизни данного субъекта. Знание и переживание взаимосвязаны: переживание является переживанием чего-то, а значит, знанием о чём-то; всякое переживание включает в себя как нечто подчиненное и аспект знания; вместе с тем, знание может стать глубочайшим личностным переживанием. Самосознание – сознание человеком самого себя, своих собственных качеств. Самосознание – это не осознание собственного сознания, а осознание себя как субъекта, отличного от других субъектов, как субъекта собственной активности (С.Л. Рубинштейн). Самосознание - сложный психический процесс, включающий в себя: · Познание человеком самого себя. Самопознание как процесс развернуто во времени, начинается с единичных ситуативных образов, которые в дальнейшем интегрируются, формируется понятие собственного "я" как субъекта, отличного от других субъектов. Основной механизм самопознания – сравнение себя с другими людьми. С.Л. Рубинштейн писал: "Человеческое "я" не может быть раскрыто только как объект непосредственного сознания, через отношение только к самому себе обособленно от отношения к другим людям. Каждое конкретное "я" выступает как объект других конкретных "я". Человек постоянно изменяется, поэтому самопознание относительно. Разворачиваясь как процесс, самопознание представляет собой непрерывное уточнение знаний о себе. И.И. Чеснокова выделяет в самопознании 2 уровня: o самовосприятие, самонаблюдение - накопление знаний человека о себе самом. Эти знания конкретны, связаны с конкретной ситуацией общения, деятельности; o соотнесение знаний о себе уже не со знаниями других людей, а с самим собой, соотнесение "я" прошлого и "я" настоящего, "я" настоящего и "я" будущего. Человек соотносит свое поведение не с конкретными результатами, которых он достиг, а с мотивацией, при этом возникает обобщённый образ собственного "я", который постоянно уточняется и совершенствуется; на этом уровне возникают возможности самоанализа; · Эмоционально-ценностное отношение к себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе – специфическое эмоциональное переживание, в котором отражается отношение личности к себе (простые эмоции, оценочные суждения). Знание и переживание проявляют себя в самопознании. Отношение личности к себе отражается в категории самооценки, которая может быть завышенной, заниженной, адекватной (критерий - знание о себе). Истинность самооценки устанавливается на основе реальных проявлений личности, ее деятельности и поведения; · Саморегулирование - такая форма регуляции поведения, которая включает в себя результаты самопознания и самооценку. Для социально зрелой личности характерна развитая способность адаптироваться к самым различным ситуациям и способам общения. Такое саморегулирование возможно на уровне устойчивых знаний о себе и адекватной самооценки. В этом случае человек способен соотносить свое поведение с ожиданиями других людей, а также социальными ожиданиями в целом. И.И. Чеснокова выделяет два уровня саморегулирования: o управление течением поведенческих актов от формирования мотива до достижения целей, отчет в том, почему человек так действует; o самоконтроль – постоянный отчет человека о проявлениях своей индивидуальности, способах поведения и деятельности. Предоставляет человеку возможность владеть собой, т.е. возможность действовать достойно в любых ситуациях. Бессознательное – характеристика психических свойств, процессов и состояний человека, находящихся вне сферы его сознания, но оказывающих такое же влияние на его поведение, как и сознание. Используя понятие бессознательного, З. Фрейд предложил следующую структуру психики: – С ознание. Включает в себя все процессы, происходящие с человеком в данный момент, которые могут быть осознаны им: различного рода ощущения, воспринимаемые образы, акты внимания, мысли и т.д. – Предсознание. Заключает в своем содержании ранее осознанные факты и явления, знания и умения человека. В связи с неактуальностью их на текущий момент они вытеснены из сознания, однако легко могут быть возвращены назад. – Бессознательное. Основным содержанием являются инстинкты и влечения субъекта, а также информация, вытесненная из сознания как травмирующая или социально неприемлемая. Между бессознательным и предсознанием существует жесткая цензура, поэтому человек не может обращаться к данной информации. Бессознательное может прорываться в сновидениях, оговорках, описках и т.д.
Точки зрения на понятие бессознательного (по Ф.В. Бассину): · психические процессы непосредственно "даны", непосредственно "известны" их субъекту, т.е. они осознаваемы. Работа же мозга, лежащая в их основе, «непосредственно субъекту не "дана", ему не представлена, непосредственно субъект ничего о ней не знает, т.е. она "неосознаваема"». Таким образом, психическое – это то, что осознается, физиологические же процессы, на основе которых совершается психическая деятельность, неосознаваемы и, следовательно, бессознательное как "психическое" - это абсурд; · игнорировать неосознаваемую психическую деятельность недопустимо. Ее следует рассматривать лишь как своеобразный психологический автоматизм, вовсе не требующий для своего протекания включения сознания. Бессознательное – это только вспомогательное средство для полноценной работы памяти, восприятия, воли, всех других высших психических функций; · любая наша поведенческая реакция на любой воздействующий на нас стимул определяется той "психологической установкой", которая нами в данный момент владеет и имеет свойство не осознаваться человеком; · бессознательное - это такая активность нашего мозга, которая поддается лишь особой форме постижения, и в этом смысле не походит ни на один другой объект научного познания.
Все неосознаваемые процессы можно разделить на три класса: (по Ю.Б. Гиппенрейтер): · неосознаваемые механизмы сознательных действий: o неосознаваемые автоматизмы – действия или акты, которые совершаются "сами собой", без участия сознания: а) первичные автоматизмы - никогда не осознаются. Другое название - автоматические действия. В их группу входят либо врожденные акты, либо те, которые формируются очень рано (в течение первого года жизни). Например, сосательные движения, мигание, ходьба; б) вторичные автоматизмы – прошли через осознание и перестали осознаваться – навыки. Пример: путём продвижения от простых действий к сложным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни действий уже освоенных, человек приобретает мастерство. И, в конце концов выдающиеся пианисты достигают такого уровня, когда «рояль исчезает, и нам открывается одна музыка»; o явление неосознаваемой установки. Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886-1950) – грузинский психолог, создавший теорию установки. Установка –готовность организма или субъекта к совершению определённого действия или к реагированию определенным образом. Различают: а) моторную установку – это преднастройка позы руки по отношению к исследуемому предмету (например, человек, пытаясь взять предмет, подстраивает кисть руки под его форму); б) перцептивную установку (например, если вы сидите в тёмной комнате со страхом ждете чего-то угрожающего, то иногда и в самом деле начинают слышаться шаги и шорохи); в) интеллектуальную (умственную) установку (например, когда вам даётся какой-нибудь математический пример, выраженный в тригонометрических формулах и символах, то создаётся установка решать его с помощью именно тригонометрических формул, хотя иногда это решение сводится к простым алгебраическим преобразованиям). Бессознательное понимается как совокупность досознательных образований (установок), которые подготавливают наше сознание к поведению и определенным действиям. Установка рассматривается как состояние, которое "не будучи сознательным, представляет собой своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания" (Д.Н. Узнадзе). Асмолов А.Г. предложил классификацию установок, выделив следующие: - смысловые установки, связаны с мотивами и смыслами деятельности; - целевые установки, готовность субъекта совершать определенные действия в соответствии с выбранной целью; - операциональные (фиксированные) установки, актуализируются под влиянием предшествующего опыта субъекта; o неосознаваемые сопровождения сознательных действий – непроизвольные движения, топические напряжения, мимика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающий действия и состояния человека; · неосознаваемые побудители сознательных действий. Бессознательное, описываемое в терминах теории психоанализа З. Фрейда. Фрейд открыл сферу динамического бессознательного и описал формы его проявления. По мнению Фрейда, в психике человека существуют три сферы: - сознание, содержание которого полностью определяется нашим вниманием; - предсознательное (бессознательное в данный момент) – совокупность впечатлений, которые могут быть осознанными, но в данный момент не осознаются, скрытые знания; - бессознательное (о содержании его человек не догадывается вообще, иногда люди даже отрицают возможность его существования) - такие впечатления, побуждения, которые не совместимы с моральными принципами личности, – это влечения, соответствующие инстинктам (инстинкт жизни включает сексуальное влечение, инстинкт смерти – влечения деструкции. агрессии). Бессознательное детерминирует все сознательные явления; · "надсознательные" процессы – процессы творчества, потеря и приобретение веры, которые происходят для человека неосознанно, но им предшествует длительная и напряженная работа сознания. Схема соотношений сознания и неосознаваемых процессов различных классов (по Ю.Б. Гиппенрейтер). Сознание в виде острова, погружённого в море неосознаваемых процессов. I – неосознаваемые механизмы сознательных действий. Это технические исполнители или «чернорабочие» сознания. Многие из них образуются путём передачи функций сознания на неосознаваемые уровни. II – неосознаваемые побудители сознательных действий (наравне с процессами сознания на схеме). Они вытеснены из сознания, эмоционально заряжены и время от времени прорываются в сознание в особой символической форме. III – "надсознательные" процессы. VI. Литература для самоподготовки: 1. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М., 1995. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1998. 3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология М., 2000. 4. Тайны сознания и бессознательного. Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок. - Минск, 1998. VII. Вопросы для самоконтроля. 1. Объясните, почему сознание считают высшим уровнем психического отражения. 2. Перечислите атрибуты сознания. 3. Какие факторы способствуют возникновению сознания? 4. Опишите структурные элементы сознания, выделенные С.Л. Рубинштейном. 5. Охарактеризуйте структуру сознания по А.Н. Леонтьеву. 6. Охарактеризуйте структуру самосознания. 7. Опишите структуру психики по З. Фрейду. 8. Как понимается бессознательное в теории установки? 9. Приведите примеры проявлений бессознательного в поведении и психических процессах человека. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|