ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Теория когнитивной оценки ДиссиОсновные положения: 1) Если изучить внутренне мотивированное поведение, ситуации подкрепления за выполнение этого поведения, то оказывается, что субъект прекращает свою активность в случае поощрения. Внутренняя мотивированная активность не требует внешних подкреплений, они, наоборот, разрушают мотивированную структуру. 2) Дисси ответил на вопрос, какие факторы влияют на изменение внутренней мотивации. Фрустрируются потребности в самодетерминации, в основе которых лежит потребность в компетентности к мастерству. Чем больше возможностей содержит деятельность в плане предоставления человеку ощущений себя компетентным, тем выше внутренняя мотивация. Обязательным условием являются: - наличие свободы выбора деятельности, - наличие обратной связи, - уверенность человека в себе и в своей компетенции. Внутренняя мотивация максимальна при выполнении новой перцептивной или когнитивно сложной деятельности. Ситуации, требующие волевой регуляции: Ситуации с избытком мотивации При столкновении с препятствием на пути к желаемой цели – избыток энергии. Состояние фрустрации – специфическое эмоциональное состояние, в основе которого лежит избыточная мотивационная энергия, которая переживается субъектом как неудача, разочарование, чувство раздражения, вины. При столкновении с препятствием возможны следующие варианты поведения: 1) выброс энергии, агрессивное поведение; 2) фрустрационная энергия направлена на разрушение препятствия; 3) обхождение препятствия, подпитка себя тем, что эта цель очень важна; 4) при столкновении с препятствием придумываем другую цель; 5) уход из ситуации (фрустрационная энергия расходуется на уход). Ситуации с дефицитом мотивации Иванников считает, что волевой процесс – процесс восполнения недостающей субъекту энергии мотива. Это ситуации, когда энергии мотивации недостаточно, чтобы двигаться к цели. В этом случае необходимо данную цель включить как этап в более сложную активность. Иванников указывает на то, что волевое действие – это действие с двумя мотивами, один из которых – воображаемый и выполняет функцию изменения смысла первоначальной ситуации и мотива. Волевая регуляция обеспечивает переосмысливание ситуации и изменение мотива действий. Ситуации конфликта побуждений Конфликт побуждений возникает тогда, когда субъекту необходимо совершить выбор между двумя или более мотивами одной силы (как положительными, так и отрицательными). ВОЛЯ Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели. Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий. Выделяют внутренние и внешние препятствия. Внешние препятствия – это объективные, существующие независимо от сознания субъекта ограничения активности. Внутренние препятствия – это субъективные состояния, переживания или качества индивидуальности, которые выступают ограничителями активности (это могут быть моральные нормы, лень и т.д.). Воля – это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции своей деятельности и различных психических процессов. Во всех определениях подчеркивается способность воли доводить активность до конца, т.е. поддерживать мотивацию. В ситуациях с осознанным столкновением с препятствием у субъекта возникает состояние фрустрации. Фрустрация – психическое состояние, вызванное объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрационная толерантность ― свойство личности, указывающее на невосприимчивость к фрустрационным ситуациям. Импульсивное поведение – субъекты действуют на основе импульса, исходящего от предмета, источник активности находится вовне и подчиняет себе человека. Локус контроля – устойчивое качество человека, формирующееся в процессе его социализации, выражающее способность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный контроль) или собственным способностям и усилиям (интернальный контроль) (Роттер). Воля (по Иванникову) – это произвольное создание побуждения к действию через воображаемый мотив. С.Л. Рубинштейн рассматривал волю как процесс, он ввел понятия волевое действие и волевой акт. Этапы волевого акта по С.Л. Рубинштейну: 1. Постановка цели и желание ее достичь. 2. Осознание ряда возможностей достичь цель. 3. Появление мотивов, подкрепляющих эту возможность. 4. Борьба мотивов, выбор одного из них (центральный момент волевого акта, сопровождающийся специфической эмоцией, которая переживается субъектом как волевое усилие). 5. Принятие одной возможности достижения цели. 6. Осуществление принятого решения. Волевые качества личности: Целеустремленность – подчинение действий поставленной цели. Если цель теряет свой смысл, а человек продолжает подчинять действие этой цели, это случай ослабления воли – упрямство. Упрямство – особенность поведения как дефект волевой сферы индивида, выражающийся во что бы то ни стало поступать по-своему вопреки разумным доводам, просьбам, советам, указаниям других людей. Настойчивость – это умение человека длительно бороться с трудностями и вопреки им осуществлять достижение цели. Самостоятельность – это умение не поддаваться влиянию различных факторов, которые могут отвлечь от цели, умение критически относиться к советам других и действовать на основе собственных побуждений. Решительность – способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и выполнять их, особенно проявляется в ситуациях, связанных с риском и необходимостью выбора из нескольких альтернатив.
VI. Литература для самоподготовки. 1. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб., 2000. 2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2000. 3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология. М., 2000.
VII. Вопросы для самоконтроля. 1. Дайте определение понятию “мотивация”. 2. Перечислите подходы к определению понятия “мотив”. Обозначьте “границы” мотива. 3. Охарактеризуйте структуру мотива. 4. Дайте классификацию потребностей по П.В. Симонову, приведите примеры. 5. Что такое мотивационная установка и какова ее роль в развертывании мотива? 6. Дайте характеристику стадий формирования мотива по Е.П. Ильину. 7. Перечислите основные положения теории инстинктов У. Мак-Дауголла. 8. Объясните, как реализуется гедонистический и гомеостатический принципы психоаналитической теории мотивации З. Фрейда? 9. Что такое мотивы роста в теории А. Маслоу? 10. Перечислите основные положения теории конфликта К. Левина. Объясните закономерности волевой регуляции в ситуации конфликта побуждений. 11. Что такое когнитивный диссонанс? Укажите основные приемы редукции диссонанса и восстановление когнитивного баланса. 12. Дайте логическую структуру ситуации избыточной мотивации. Какой из видов реакции можно отнести к волевым? 13. Объясните закономерности волевой регуляции активности в ситуации дефицита мотивации. 14. Перечислите основные составляющие волевого акта. 15. Перечислите волевые качества личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|