Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Когнитивные теории развития.




развитие есть совершенствование способов обработки информации или интеллектуальных структур. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рацио­нальными способами.

Жан Пиаже. Его теория «интеллектуального развития» сложилась на основе общебиологического понимания процесса развития, как процесса, стремящегося уравновесить внешний окружающий мир и человека, т. е процесса гомеостаза.

Основные работы: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Представление ребенка о мире» (1926).

У ребенка он выделил интеллект как основной инструмент гомеостаза (взаимодействие между организмом и окружающей средой) С помощью интеллекта формируется мыслительная схема и путь развития ребенка лежит в контексте развития мыслительных операций, а так же расширения представлений об окружающем мире.

Пиаже выделяет 2 основных процесса:

  • Процесс ассимиляции – использование старых мыслительных схем для решения новых задач. Случайная форма приводит к аккомодации.
  • Процесс аккомодации – создание новых мыслительных схем для решения новых задач, не решаемых с помощью старых мыслительных схем.

Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания асси­миляции и аккомодации, усвоения информации и совер­шенствования схем, способов ее переработки. Это позво­ляет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, соци­альной среды.

Таким образом, по мнению Пиаже, на пути от младенчества к взрослому состоянию, мысль претерпевает ряд качественных преобразований, стадий, которые имеют собственную характеристику. В его теории описан переход от одной формы мыслительной операции к другой.

Пиаже выделяет 4 полноценных стадии:

  1. Сенсомоторная (от рождения до 1,5 – 2 лет). Происходит психологическое отделение ребенка от матери. Ребенок начинает выделять себя и внешний мир, начинает осознавать себя как субъект действия. Для этого периода характерно появление волевого управления в начале поведения, формируется устойчивость постоянства внешних объектов (прятки), осознает, что предметы продолжают оставаться на своем месте даже тогда, когда они не воспринимаемя с помощью органов чувств. Эта стадия заканчивается на этапе перехода к стадии освоения языка.
  2. Дооперациональная стадия.(от 1.5 – 2 до 7 лет). На этой стадии происходит усвоение языка. Ребенок начинает представлять предметы и образы словами. Характерен эгоцентризм речи и мышления. Ребенок пока не может встать на позицию другого человека. Наиболее ярко эгоцентризм проявляется в речи, ребенок не использует 3 – лицо, редко использует имена. На этой стадии ребенок осуществляет классификацию объектов по отдельным, случайным признакам.
  3. Стадия конкретных операций.(от 7 до 12 лет). Появляются элементарные логические рассуждения относительно объектов и суждений.
    • Происходит усвоение представлений о сохранение числа.
    • Сохранение массы. Представление. Что масса меняется от формы и объёма. (ок. 7 лет).
    • Представление о сохранности веса. Может сравнить массу предметов. (к 9 годам).
    • Классификация объектов по определенным существенным признакам.

 

4.Стадия формальных операций. (С 12 лет). Способность мыслить логически, использовать абстрактные понятия. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Появляется способность к формулированию и проверке предположений гипотетического характера (возможность абстрагироваться от реальных вещей). К 12 годам созревают лобные отделы головного мозга, которые отвечают за формальные операции.

 

Лев Семенович Выготский стал основателем советской психологии.

В анализе когнитивного развития ребенка Л. С. Выготский предлагал различать два уровня. То, что ребенок может делать и понимать сам, - это его реальный уровень развития, а то, что он может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников, - это зона его ближайшего развития. Ближайший уровень показывает возможности, реальный - обученность. Переход из зоны ближайшего развития на уровень реального, актуального развития происходит в обучении, как в школе, так и в жизни. Именно обучение движет развитие и ведет его за собой. Эта формула Л. С. Выготского стала основополагающей в советской системе образования.

В отличие от теоретиков поведенческой психологии (бихевиоризма) и психоанализа Л. С. Выготский поста­вил своей задачей исследовать сознание - «вершинную психологию». Он утверждает культурно-историческую и знаковую природу сознания. Знаки, значения создаются обществом, их усвоение перестраивает психическую дея­тельность ребенка.

Работы «Развитие высших психичес­ких функций», «Мышление и речь». Высшие психические функции опосредуются знаками, главным образом речью, они приобретаются в общении со взрослыми и только потом переходят во внутренний план сознания по механизму интериоризации.

Личность отождествляется с само­сознанием. Личность есть надприродное в человеке, ре­зультат его культурного развития, она формируется в про­цессе интериоризации традиций, социальных форм пове­дения, которые становятся способами индивидуальной адаптации и саморегуляции. Личностные структуры есть результат переживания воздействий сре­ды. В зависимости от возраста и развития интеллекта ре­бенок по-разному переживает даже одинаковые воздейст­вия. В этом состоит «социальная ситуация развития» -понятие, введенное Л. С. Выготским. Развитие может быть плавным, эволюционным и резким, кризисным. Кризисы изменяют социальную ситуацию, обостряют от­ношения и выводят ребенка на новую ступень развития. В этом плюсы и минусы кризисов.

Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием со­зревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перест­раивает систему сознания.

Л. С. Выготский сформулировал ряд законов пси­хического развития ребенка.

1. Развитие есть изменение качественное, и ребе­нок не есть маленький взрослый.

2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве.

3. Каждая функция, каждая сторона детской психи­ки развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и по­следующее затухание, стабилизацию. Так, у детей ярко выражена функция роста, они стремятся стать взрослее, но в юношеском возрасте такое стремление сведено к минимуму, затухает. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образованием. (Например, развитие речи вызывает развитие словесной памяти, логического мышления и т. д.)

 

26. Развитие ребенка до 3-х лет. Особенности психики новорожденного. Особенности психического развития в младенчестве и раннем детстве. Основные новообразования раннего детства. Кризис 3-х лет. Особенности обучения и воспитания ребенка до 3-х лет.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных