ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Когнитивные теории развития.развитие есть совершенствование способов обработки информации или интеллектуальных структур. Человек не просто реагирует, он исследует мир все более рациональными способами. Жан Пиаже. Его теория «интеллектуального развития» сложилась на основе общебиологического понимания процесса развития, как процесса, стремящегося уравновесить внешний окружающий мир и человека, т. е процесса гомеостаза. Основные работы: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Представление ребенка о мире» (1926). У ребенка он выделил интеллект как основной инструмент гомеостаза (взаимодействие между организмом и окружающей средой) С помощью интеллекта формируется мыслительная схема и путь развития ребенка лежит в контексте развития мыслительных операций, а так же расширения представлений об окружающем мире. Пиаже выделяет 2 основных процесса:
Развитие интеллекта Ж. Пиаже рассматривает как форму адаптации к среде путем уравновешивания ассимиляции и аккомодации, усвоения информации и совершенствования схем, способов ее переработки. Это позволяет человеку выжить как биологическому виду. При этом, подчеркивая роль собственных усилий ребенка, Ж. Пиаже явно недооценивал влияния взрослых, социальной среды. Таким образом, по мнению Пиаже, на пути от младенчества к взрослому состоянию, мысль претерпевает ряд качественных преобразований, стадий, которые имеют собственную характеристику. В его теории описан переход от одной формы мыслительной операции к другой. Пиаже выделяет 4 полноценных стадии:
4.Стадия формальных операций. (С 12 лет). Способность мыслить логически, использовать абстрактные понятия. Способность выполнять прямые и обратные операции в уме. Появляется способность к формулированию и проверке предположений гипотетического характера (возможность абстрагироваться от реальных вещей). К 12 годам созревают лобные отделы головного мозга, которые отвечают за формальные операции.
Лев Семенович Выготский стал основателем советской психологии. В анализе когнитивного развития ребенка Л. С. Выготский предлагал различать два уровня. То, что ребенок может делать и понимать сам, - это его реальный уровень развития, а то, что он может делать и понимать с помощью взрослого или более знающих сверстников, - это зона его ближайшего развития. Ближайший уровень показывает возможности, реальный - обученность. Переход из зоны ближайшего развития на уровень реального, актуального развития происходит в обучении, как в школе, так и в жизни. Именно обучение движет развитие и ведет его за собой. Эта формула Л. С. Выготского стала основополагающей в советской системе образования. В отличие от теоретиков поведенческой психологии (бихевиоризма) и психоанализа Л. С. Выготский поставил своей задачей исследовать сознание - «вершинную психологию». Он утверждает культурно-историческую и знаковую природу сознания. Знаки, значения создаются обществом, их усвоение перестраивает психическую деятельность ребенка. Работы «Развитие высших психических функций», «Мышление и речь». Высшие психические функции опосредуются знаками, главным образом речью, они приобретаются в общении со взрослыми и только потом переходят во внутренний план сознания по механизму интериоризации. Личность отождествляется с самосознанием. Личность есть надприродное в человеке, результат его культурного развития, она формируется в процессе интериоризации традиций, социальных форм поведения, которые становятся способами индивидуальной адаптации и саморегуляции. Личностные структуры есть результат переживания воздействий среды. В зависимости от возраста и развития интеллекта ребенок по-разному переживает даже одинаковые воздействия. В этом состоит «социальная ситуация развития» -понятие, введенное Л. С. Выготским. Развитие может быть плавным, эволюционным и резким, кризисным. Кризисы изменяют социальную ситуацию, обостряют отношения и выводят ребенка на новую ступень развития. В этом плюсы и минусы кризисов. Социальная среда в концепции Л. С. Выготского не противостоит индивиду и не служит только условием созревания; она - источник развития, формирующий все новые сложные формы психической жизни индивида. Обучение как всеобщая форма социальной жизни перестраивает систему сознания. Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. 1. Развитие есть изменение качественное, и ребенок не есть маленький взрослый. 2. Психическое развитие не совпадает с физическим возрастом, у него свой ритм и свои темпы. Год жизни в детстве не равен году жизни в отрочестве. 3. Каждая функция, каждая сторона детской психики развивается в свои сроки, имеет пик проявлений и последующее затухание, стабилизацию. Так, у детей ярко выражена функция роста, они стремятся стать взрослее, но в юношеском возрасте такое стремление сведено к минимуму, затухает. Изменение одной функции вызывает изменение других, и сознание остается системным образованием. (Например, развитие речи вызывает развитие словесной памяти, логического мышления и т. д.)
26. Развитие ребенка до 3-х лет. Особенности психики новорожденного. Особенности психического развития в младенчестве и раннем детстве. Основные новообразования раннего детства. Кризис 3-х лет. Особенности обучения и воспитания ребенка до 3-х лет. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|