ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Состояния новорожденногоНоворожденные проводят большую часть суток в четырех сменяющих друг друга состояниях. • Спокойное бодрствование. Ребенок спокоен, его глаза открыты и внимательно смотрят; создается впечатление, что он сознательно изучает свое окружение. • Активное бодрствование. Глаза ребенка открыты, но ни на чем не сфокусированы, ребенок совершает ногами и руками беспорядочные, некоординированные движения. • Крик — это фактически первая попытка новорожденного установить контакт с окружающими. • Сон. Новорожденные спят от 16 до 18 часов в сутки. Новорожденные проходят через цикл «бодрствование—сон» примерно каждые четыре часа. По мере того как дети подрастают, циклы сна и бодрствования постепенно начинают соответствовать суточному циклу. Большинство детей начинает спать всю ночь в возрасте трех или четырех месяцев. Центральное новообразование этого этапа — это формирование индивидуальной жизни при тесном взаимодействии с матерью. Новорожденный ребенок очень беспомощен, полностью зависим от взрослого человека. Это и составляет специфику социальной ситуации развития младенца. Рефлексы новорожденного К моменту рождения он обладает лишь системами наследственно закрепленных механизмов — безусловных рефлексов, облегчающими приспособление к новым условиям жизни. В наибольшей мере к рождению складывается система пищевых рефлексов: механизм сосания и ориентировочно-пищевых рефлексов. Прирожденными являются и реакции со слухового лабиринта, которые отмечаются уже на 9-й день: при покачивании ребенок прекращает крик, его движения тормозятся (возникает «лабиринтное (слуховое) сосредоточение»). Наблюдаются у ребенка и некоторые врожденные защитные рефлексы: он кашляет, чихает, удаляя помехи для дыхания; моргает, если в глаз что-то попало; жмурится от яркого света. У новорождённого зафиксирован зрачковый рефлекс — зажмуривание от яркого света и поворачивание головки и глазок к мягкому свету. Любопытной чертой новорождённого является то, что он часто открывает глаза, когда его поднимают и придают вертикальное положение — это явление называют «эффектом кукольных глаз». К 1— 1,5 мес. чувствительность к свету значительно снижается. Новорождённость является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявления врожденных, инстинктивных форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (в кислороде, пище, тепле). Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка. Поведение новорождённого фрагментарно: Такая фрагментарность поведения объясняется тем, что поведение новорождённого состоит из небольшого числа несовершенных и изолированных рефлексов (поиск ртом и сосание, схватывание, случайные взгляды на близкие предметы и т.п.), вызываемых внешними раздражителями. Рефлексы включаются и выключаются быстро, автоматически и никак не контролируются произвольно. Только постепенно благодаря повторению реакции ребенка станут более надежными и скоординированными
Вопрос 24. Особенности психического развития в младенчестве и раннем детстве. Факторы психического развития в этот период. Основные новообразования. Возрастные кризисы. Специфика обучения и воспитания в этом возрасте. младенчество (2 мес. – год) Особые формы реагирования на взрослого: Ребёнок выделяет взрослого — 1) как необходимого посредника при контакте с окружающим миром; 2) как источника удовлетворения потребностей. В первые недели, месяцы мать опытно определяет ту форму привлечения внимания ребенка, которая вызывает ответную реакцию, сопровождающуюся эмоциями. На появление взрослого у ребёнка вырабатывается эмоционально-двигательная реакция, так называемый комплекс оживления. Выражается бурным движением ручек и ножек. Ребёнок сосредотачивает взгляд, улыбается взрослому. Появление комплекса оживления считается началом периода младенчества. На протяжении первого года ребёнок добивается больших успехов, овладевая передвижением в пространстве: - держит голову, (3—4 мес.), - ползает, садится (6—7 мес.), - встает на ноги (8—9 мес.). Принимает вертикальное положение и делает первые шаги. Ходьбе должно обязательно предшествовать активное ползанье. Ползанье способствует:- формированию правильной координации походки; - укреплению мышц спины и живота. Особое место занимает развитие движений рук: хватательные движения, манипулирование и др. Для двигательной активности ребёнка в первые 6 месяцев характерны нерасчленённые действия, которые затем становятся ориентировочными. При этом нужно иметь в виду, что у малыша не сразу формируются согласованные действия руки, глаза и предмета. На 3—4 месяце начинает овладевать действиями хватания. Как только ребёнок оказывается в состоянии удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Развитие манипулирования состоит в переходе от внешних ориентировочных действий рук в план зрительных восприятий. Хватательные движения и манипулирование с предметом формирует двигательный навык, происходит знакомство ребёнка со свойствами вещей, что ведёт к развитию предметности и константности восприятия, Это существенно изменяет характер психической активности ребёнка.
раннее детство (от 1 до 3 лет);
психическими новообразованиями этого возраста являются: - возникновение речи и - наглядно-действенного мышления, - стремление к новым взаимоотношениям, - система «Я». К 3-м годам ребёнок умеет вступать во взаимоотношения со взрослыми, способен к элементарному самообслуживанию, владеет элементарными формами поведения. Воспитатели, родители должны знать, что развитие ребёнка происходит быстрыми темпами, нервная система его очень пластична, что позволяет обучать его; и в то же время — ранима. Поэтому важен чёткий режим. Недопустимы резкие изменения условий жизни, особенно для детей 1 -го года. Не допускать дефицита общения детей и взрослых. Возможно возникновение так называемого госпитализма. Учитывая, что у ребёнка раннего возраста развита подражательность действиям, словам взрослых, необходимо активное ознакомление его с окружающим миром. Темп развития ребёнка раннего возраста очень индивидуален. Особое значение имеет овладение прямой походкой, и то, как она влияет на психическое развитие ребёнка. Обращается особое внимание на преодоление страха, потери равновесия при первых шагах и то, как на овладение ходьбой влияет одобрение взрослых. На втором году способность ребёнка к передвижению и преодолению различного рода препятствий способствует развитию самостоятельности при общении с внешним миром. Переход к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они выступают для ребёнка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определённое назначение и определённый способ употребления. В 3 года ребёнок, зная для чего служит предмет, использует его и для других целей. Это является предпосылкой развития игры. Овладение предметными действиями создаёт условия для появления новых видов деятельности: игровой и продуктивных (рисование, лепка, конструирование). Ранний возраст - это период формирования активной речи ребенка. Активная речь формируется в совместной деятельности ребёнка и взрослого. Совершенствуется понимание речи взрослых - с одной стороны и формируется собственная активная речь ребёнка — с другой. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребёнка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который учит способам действий и даёт обобщённые названия предметов. Опыт предшествующего действия отражается в последующем. Мышление осуществляется в процессе предметных задач и носит наглядно-действенный характер. Поэтому взрослый должен предоставить ребёнку возможность активно действовать с разными предметами, создавая элементы проблемных ситуаций. Овладение практической деятельностью с одной стороны, и приобщение к речи и словесным обобщениям с другой, приводит к качественным изменениям мышления ребёнка. Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны: развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование и обобщение с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания — с другой, пока ещё разобщены, не связаны между собой. Дети допускают ошибки при сравнении предметов, их обобщении и др.
В развитии ребёнка раннего возраста большая роль принадлежит взрослому. При положительном отношении взрослого, его уважительного отношения к личности ребёнка, активность последнего возрастает, и он, чувствуя его расположение, активно вступает в общение и со сверстниками. В противном случае (при отрицательном отношении взрослого) социальная активность ребёнка затухает. Он не общается с детьми, замыкается в себе. Ранний возраст — это начальный этап формирования личности ребенка. В этот период дети стремятся узнавать названия окружающих предметов. Следуя за взрослыми дети начинают называть себя по имени в именительном падеже, только к трём годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Успехи в развитии приводят к качественным изменениям поведения. Ребёнок стремится самостоятельно удовлетворять свои потребности. Взрослый должен поощрять разумную самостоятельность. Если же взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребёнка, то возникает так называемый «кризис трёхлеток». Взрослый в этот период испытывает значительные трудности во взаимоотношениях с ребёнком, сталкивается с его упрямством, негативизмом. Активная проба сил проявляется по-разному. Взрослому важно уметь руководить, не подавляя активную самостоятельность ребёнка, умело направляя её.
27. Особенности психического развития дошкольников. Факторы психического развития в дошкольный период. Основные новообразования дошкольников. Особенности обучения и воспитания дошкольников. Психологическая готовность к школе. Дошкольный возраст характеризуется возникновением новой социальной ситуации развития ребёнка. У дошкольника появляется круг элементарных обязанностей: с одной стороны, под руководством взрослого, который создаёт условия и обучает, а с другой стороны под воздействием детского общества. Совместная деятельность сменяется самостоятельным выполнением указаний взрослого. Взрослый в этот период очень авторитетен. Психическими новообразованиями этого возраста являются: * становление иерархии мотивов деятельности; * возникновение потребности в общественно-значимой деятельности.
Взаимодействие дошкольника с окружающей средой осуществляется в процессе различных видов деятельности: - игры. В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др.), но главным образом изменяется позиция ребёнка по отношению к окружающему миру. В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Усложнение содержания игр ведёт к усложнению реальных взаимоотношений между детьми. - продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования), а также - элементов трудовой и учебной деятельности, которыми ребёнок овладевает. Закладываются основы для появления новых видов деятельности: учебной и трудовой. Учебная деятельность включает в себя: развитие познавательных интересов, умение учиться. Для формирования учебной деятельности большое значение имеет развитие познавательных интересов. Для развития познавательных интересов дошкольника необходимо: • создавать условия ребенку для его активных действий; • вовлекать в процесс самостоятельного поиска; • ставить вопросы проблемного характера; • разнообразить учебную деятельность; • показывать ребенку нужность, важность учебного материала («личностный смысл»); • предлагать задания трудные, но посильные; • планировать достижение результата, положительно оценивать; • предлагать эмоциональный учебный материал. Воспитание познавательных интересов — важная составная часть воспитания личности ребенка. Особую роль играет форма обучения дошкольников: овладение детьми системой занятий в виде дидактической игры более эффективна, чем в виде прямых учебных заданий, особенно в младшем возрасте. Умение учиться в дошкольном возрасте включает в себя следующие моменты: а) ребенок понимает смысл и принимает учебную задачу; б) использует средства, предлагаемые взрослым (наблюдение, сравнение, группировка и т.д.); в) контролирует себя в процессе выполнения задания; г) достигает результата; д) приобретает элементарные навыки самоконтроля и самооценки. Овладение элементарными навыками учебной деятельности позволяет ребенку успешно обучаться в школе.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|