Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР.




Рыночная структура - это совокупность признаков рынка; внутр. строение отдельных элементов рынка.

Классификация структуры рынка базируется на определении кол-ва продавцов и природы продукта, наличии барьеров, препятствующих вступлению той или иной фирмы в данную отрасль, кол-ва продавцов, покупателей.

Монополия - это такая рын. стр-ра, когда одна фирма явл-ся производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

Олигополия - это рын. стр-ра, в условиях которой несколько фирм производят как однородную, так и дифференцированную продукцию.

Основные типы рын. структур:

Природа продукта Количество продавцов
Один Несколько Много
Однородный Чистая монополия (абсолютная) Однородная олигополия Совершенная конкуренция (чистая конкуренция)
Дифференцированный - Дифференцированная олигополия Монополистическая конкуренция

Данная классификация выполнена по 2м признакам: 1) кол-вл продавцов; 2) дифференциация продукта (различие между однородным и дифференцированным продуктом основано на степени их замещаемости. Однородность означает, что продукты явл-ся совершенными заменителями друг друга (субститутами). Дифференциация означает, что продукты различаются физич. свойствами, объемом представленных услуг, географической распространенностью).

Могут быть использованы и др. классификационные признаки для определения рын. структур.

совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рын. равновесие и рын. цену произ­водителям стандартизирован ной продукции. Рын. структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конку­ренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистич. конкуренции, олигополи­стическими рынками;

чистая монополия — тип рын. структуры, характери­зующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контроли­рующей цену;

монополистическая конкуренция — тип рын. структу­ры, в рамках которой продавцы дифференцируемой про­дукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного пре­имущества на рынке выступает неценовая конкуренция;

олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействую­щих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объе­мы продаж). Чистые олигополисты производят однородный стандартизованный продукт, а дифференцир. олигополисты продукцию многообразного ассортимента.

Типы конкурентных рынков

Хар-ка Совершен. кон-ция Несовершенная конкуренция
Монопо-листич. кон-ция Олигопо-лия Монополия Монопсо-ния Дуополия
Кол-во фирм Множ-во фирм Большое кол-во Неск-ко крупных фирм Одна Один покупат 1 продав, 1 пок-ль
Хар-р продукции Стандарт-я Диффер Стандарт и дифф Уникальн Любой Уникаль
Барьеры Отстутсв Не высокие, не низкие Высоки Оч высоки Оч высокие для покупат Оч высоки
Доступ инфор-ции Полная для всех Частично Меньше Оч мало доступ Сущ огранич-я Сущ огранич-я
Контроль за ценами Нет Частично Частично Полный Полный со стороны покуп-ля Полный
Неценов кон-ция Нет Реклама, торг знаки Растет Не значит Нет Нет
Примеры Рынок акций Рынок быт. товаров, услуг, рознич. торговля Машино-строение, произ-во стали, эл/быт. приборы Метропо-литен, добыча алмазов, водка, табак (если гос-вом) Приобрет сырья Военная продукция

Монопсония - ситуация на рынке, когда имеется только один покупатель и множество продавцов.

Дуополия - частный случай ограниченной конкуренции, когда на рынке выступают два независимых продавца одного товара, а количество покупателей не ограничено.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных