Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МОНОПОЛИЯ И ЕЕ ПРИЗНАКИ. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ




Монополия – это такая рыночная структура, когда одна фирма является производителем продукции, у которого нет близких заменителей. Исключительное право государства, предприятия, организации, торговца на осуществление какой-либо хоз. деятельности.

Признаки монополии:

1. Одна фирма является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги.

2. Продукт монополии уникален, в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей с точки зрения покупателей, это означает, что нет приемлемых альтернатив, поэтому покупатель должен покупать у монополиста, или обходиться без него.

3. Чистый монополист диктует цену и осуществляет над ней последующий контроль.

4. Если монополист стремится в будущем продолжить свое существование, то он всеми средствами будет строить барьеры для вступления других фирм данной отрасли.

 

Поведение фирмы в условиях монополии. Различают 4 правила поведения в условиях монополии.

1 правило. Фирма устанавливает монопольно высокую цену на свою продукцию (монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается на уровне выше или ниже (в случае монопсонии) общественной стоимости или равновесной цены в целях получения монопольного дохода), превышающую общественную стоимость или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объем производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос.

2 правило. Монопсония – чистая и абсолютная монополия одного покупателя ресурсов, товаров – устанавливает монопольно низкие цены на товары, закупаемые у аутсайдеров. Понижение цены по сравнению с общественной стоимостью или возможной равновесной ценой достигается за счет искусственного создания зоны избытка продукции. В этом случае монопсония преднамеренно уменьшает закупки товаров, из-за чего их предложение превышает спрос. Так обычно поступают монопсонии, которые занимаются переработкой с/х продукции, скупаемой у большого количества мелких фермеров.

3 правило. Фирма, одновременно являющаяся монополией и монопсонией, удваивает собираемую дань посредством так называемых «ножниц цен». Речь идет о монопольно высоких и монопольно низких ценах, уровни которых удаляются др от друга подобно расходящимся лезвиям ножниц. Такое поведение характерно для многих предприятий обрабатывающей промышленности, которые в условиях инфляции повышают цены на готовые изделия в несколько раз больше, чем увеличиваются цены в отраслях добывающей промышленности.

4 правило. Фирмы-монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а значит и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты, но не допускают их применение в производстве. Значит, поведение фирм-монополистов наносит ущерб использованию производственных возможностей страны. Поэтому даже в правовом и демократическом государстве не может не возникнуть противоречие монополизации рынков.

Поведение фирмы в условиях монополии:

Монополист, в отличие от конкурентной фирмы, самостоятельно устанавливает цену и определяет объем произв-ва, поэтому кривая спроса монополиста – нисходящая.

При определении цены монополист руководствуется правилом: P > MC = MR

 

Из графиков следует, что рациональный монополист, при определении своей стратегии будет стремиться избежать неэластичного участка (Ed<1) кривой спроса, т.к. это приведет к сокращению его совокупного дохода. (1)

Монополист решает 2 задачи:

1.определяет выпуск и сознательно его ограничивает, поскольку с ростом продаж снижается цена.

2. разрабатывает и осуществляется свою ценовую стратегию.

Из графика (2) следует, что фирма монополист устанавливает цену на свою продукцию больше, чем фирма совершенной конкуренции. К тому же эта цена выше пред. издержек (МС). Кроме того, фирма-монополист устанавливает объем выпускаемой продукции QM<QE, который меньше по сравнению с объемом фирмы совершенной конкуренции. Монополия явл, по сравнению с совершенной конкуренцией, менее эффективной рыночной структурой. Убытки от монополии представлены на графике DMNE(АВЕ).(соответсвует величине чистых убытков от монопольной власти).

Из графика следует, что монополия менее эффективная рыночная структура, нежели совершенная конкуренция, поскольку в её условиях выпускается продукция меньше, а цены выше.

На этом графике Pm-цена фирмы монополиста,Qm – выпуск фирмы монополиста (график ниже).

 

5. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ

Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, в условиях которой небольшие производители предлагает на рынке похожую, но не идентичную продукцию. Для монополистической конкуренции не требуется присутствия тысяч или сотен фирм, достаточно сравнительно небольшого их числа (50 – 60).

Признаки МК:

1. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над ценой.

2. Наличие сравнительно большого числа фирм гарантирует, что тайны сговора, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен невозможно.

3. При многочисленности фирм в отрасли между ними отсутствует взаимная зависимость. Каждая фирма определяет свою политику, не учитывая реакцию со стороны конкурента.

Стратегии МК фирмы:

На практике предприниматель, действующий в условиях МК стремиться к такой особой комбинации цены, продукта и стимулирование сбытовой деятельности, которые будут максимизировать его прибыль.

Особенности поведения фирм в условиях совершенной конкуренции.

Если в условиях совершенной конкуренции кривая спроса параллельна оси абсцисс, то в условиях МК она имеет небольшой отрицательный наклон. Это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична, чем в условиях монополии.

У чистой моноплии степень эластичности зависит от кол-во продавцов и степень дифференциации продукта. Дифференциация продукта отражается в установлении дифференцированных цен.

Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара, или услуги, не сразу откажется от его покупки, даже при небольшом росте цены.

Отрицательный наклон кривой спроса означает, что в условиях МК производится меньше продукта, чем производила бы его конкурирующая фирма. Если при совершенной конкуренции объем продукции QE при цене PE, то в условиях МК этот объем составит Qm, при цене Pm.

QMK<QC; PMK>PC

На коротком промежутке времени такая фирма может получать прибыль, так и иметь убытки. Однако, отсутствие высоких входных барьеров в отрасль, где фирмы получают устойчивою экономическую прибыль, приводит к тому, что туда устремляются средние предприниматели. В результате создается ситуация: ни прибыли, ни убытков.

Дифференциация продукта отражается в устойчивости дифференциации цен. Потребитель, привыкший к потреблению того или иного товара или услуи, не сразу откажется от его покупки, даже при небольшом росте цены.

Издержки МК.

Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная конкуренция.

МК является менее эффективной рыночной структурой, нежели совершенная конкуренция, т.к. ее условия: P > MC (предельные издержки), Pmк > min AК (средние общие издержки). Цена > чем минимальные средние издержки. Это означает, что при МК возникает неполная загрузка производственных мощностей, а это есть ничто иное, как плата за дифференциацию продукта.

Примеры: рынок бытовых товаров и услуг, розничная торговля, аптеки и парикмахерские.

В этой рыночной структуре фирмы получают монопольную власть за счет дифференциации товара. Она подразумевает, что никакие 2 фирмы не производят один и тот товар, но возможно, что некоторые изделия относятся к одному виду. Между тем, каждое изделие имеет свои отличительные черты, поэтому фактически они являются разными товарами.

МК не возводит больших барьеров для вступления в отрасль, т.к. фирмы производят дифференцированные товары, эффект масштаба не имеет существенного значения. Объем произ-ва и цена в условиях МК находятся под влиянием, с одной стороны Конкуренции, с др., определяются степенью монопольной власти, которой обладает каждая фирма. Монопольная власть предполагает, что каждая фирма может влиять на цену, а сила этого влияния зависит от числа конкурентов и от степени дифференциации товара. Незначительное изменение цены может привлечь или оттолкнуть лишь не значит кол-во покупателей. Однако чем сильнее дифференциация товара, тем в большей мере рынок способен удовлетворенность многообразные потребности потребителей. С точки зрения общества у МК есть преимущества.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных