Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модели поведения личности в конфликте (психологический аспект).




Выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую. Основные модели поведения личности в конфликте:

Конструктивная. Стремится уладить конфликт; Нацелена на поиск приемлемого решения; отличается выдержкой и самообладанием, доброжелательным отношением к сопернику; открыта и искренна, в общении лаконична и немногословна.

Деструктивная. Постоянно стремится к расширению и обострению конфликта; постоянно принижает партнера, негативно оценивает его личность; проявляет подозрительность и недоверие к сопернику, нарушает этику общения.

Конформистская. Пассивна, склонна к уступкам; непоследовательна в оценках, суждениях, поведении; легко соглашается с точкой зрения соперника; уходит от острых вопросов.

Типы конфликтных личностей

• Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.

• Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.

• Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя.

• Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается.

• «Бесконфликтный» Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Излишне стремится к компромиссу.

Исследования проблем общения и практические наблюдения позволяют все приёмы и типы реагирования в конфликте разделить условно на пять стратегий поведения: избегание, уступка, соперничество, компромисс и сотрудничество.

 

43. Социальный конфликт: сущность, основные виды и причины возникновения

Социальный конфликт представляет собой открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причинами конфликта могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусноролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоционально-психологических) различий и т. д. Таким образом, конфликты охватывают все сферы жизнедеятельности людей, всю совокупность социальных отношений, социального взаимодействия.

Причины, как и виды, межличностных конфликтов, классифицируют по нескольким основаниям:

1. Связанные с особенностями межличностных отношений.

2. Связанные с содержанием межличностного взаимодействия.

3. Связанные с личностными особенностями участников конфликта.

Социологическое осмысление и современное понимание социального конфликта впервые было заложено немецким социологом Г. Зиммелем. В работе «Социальный конфликт» он отмечает, что процесс развития общества идет через социальный конфликт, когда устаревают, «сносятся» отжившие культурные формы и зарождаются новые.

Немецкий социолог Р. Дарендорф создал теорию конфликтной модели общества. По мнению ученого, в любом обществе каждый момент могут возникать социальные конфликты, в основе которых лежит конфликт интересов. Дарендорф рассматривает конфликты как обязательный элемент общественной жизни, которые, будучи источниками инноваций, способствуют постоянному развитию социума. Главная задача — научиться контролировать их.

Американский социолог Л. Козер разработал теорию позитивно- функционального конфликта. Под социальным конфликтом он понимал борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранение противника.

Согласно данной теории социальное неравенство, неизбежно существующее в каждом обществе и вызывающее естественную социальную неудовлетворенность людей, нередко приводит к социальным конфликтам. Позитивные функции конфликтов Л. Козер видит в том, что они способствуют обновлению общества и стимулируют социальный и экономический прогресс.

Общая теория конфликта принадлежит американскому социологу К. Боулдингу. Конфликт в его понимании — такая ситуация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и при этом стремятся опередить соперника, обыграть его. В современном обществе, по мнению Боулдинга, конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими.

Основные виды конфликтов, что классифицируются в зависимости от субъектов, которые противодействуют друг другу:

1. Личностный конфликт – это конфликт, который происходит внутри конкретной личности на уровне ее сознания. Этот вид конфликта относится к чисто психологическому, но вызван внешними факторами и может стать катализатором для того, чтоб возник групповой конфликт, групповая напряженность.

2. Межличностный - классификация видов конфликтов включает также конфликт, который являет собой разногласия между двумя и более членами одной конкретной группы или же нескольких групп.

3. Межгрупповой – конфликт между людьми, индивидами, что образуют группу, другой группе. Этот вид конфликта самый распространенный, потому как индивиды, собирающиеся воздействовать на других, стремятся обычно найти сторонников с целью сформировать группу единомышленников.

4. Конфликт принадлежности. Виды конфликтов в психологии занимают весомое место, и этот вид является одним из основных. Сопротивление происходит вследствие двойной принадлежности каждого индивида. То есть, когда индивиды создают группу внутри другой, большой, или, когда отдельный индивид одновременно состоит в двух конкурентных группах, преследующих единую цель.

5. Конфликт с внешней средой. Он создается, когда индивиды, что составляют группу, испытывают внешнее давление (со стороны экономических, культурных, административных предписаний, норм). Зачастую, они вступают в конфликты в те институты, которые поддерживают эти предписания, нормы.

 

Виды межличностных конфликтов:

1. По направленности (идеологические или общественные, профессиональные или бытовые).

2. По мотивам (реальные или иллюзорные, положительно направленные, отрицательно направленные).

3. По последствиям (положительные или отрицательные).

4. По представлениям конфликтующих сторон (внутриролевые или межролевые).

5. По эмоциональному влиянию, силе воздействия на конфликтующих (сильные и слабые).

6. По масштабу воздействия (широкие или локальные).

7. По длительности (кратковременные, повторяющиеся, разовые, зажатые).

8. По форме проявления (внешние, внутренние, организованные или неорганизованные).

9. По источникам возникновения (субъективные или объективные).

44. Внутриличностные конфликты: понятие, формы проявления и способы разрешения.

Билет 9 +

Внутриличностный конфликт – это состояние, в котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может справиться, не может выработать приоритеты поведения.

Ниже в таблице приводятся формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей.

 

Форма проявления Симптомы
Неврастения Невыносимость к сильным раздражителям, подавленное настроение, снижение работоспособности, плохой сон, головные боли.
Эйфория Показное веселье, выражение радости неадекватно ситуации, «смех сквозь слезы»
Регрессия Обращение к примитивным формам поведения, уход от ответственности
Проекция Приписывание негативных качеств другому, критика других, часто необоснованная
Номадизм Частое изменение места жительства, места работы, семейного положения
Рационализм Самооправдание своих поступков, действий

 

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта, во-вторых, определить тип конфликта и его причину; и в-третьих, применить соответствующий способ разрешения. При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Способы разрешения внутриличностных конфликтов

 

ИЛИ

Типичные принципы и способы разрешения внутриличностных конфликтов имеют несколько характеристик.

· 1. Следует адекватно оценить ситуацию, взять ее под контроль, попытаться выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

· 2. Осознать экзистенциальный смысл конфликта. Проанализировать степень его важности, оценить его с точки зрения места и роли в жизни индивида, его последствия. Возможно, что причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ценностей или вовсе забыть.

· 3. Необходимо локализовать причину конфликта, выявить его сущность, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

· 4. Проявить смелость в анализе причин внутриличностного конфликта, посмотреть правде в глаза, даже если она и не очень приятна. Отбросить все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину беспокойства.

· 5. Можно "выпустите пар". Дать выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге, используя для этого как физические упражнения, так и творческие занятия; сходить в кино, театр, почитать любимую книгу. Лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни.

· 6. Можно прибегнуть к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, приемлемым для каждого человека.

· 7. Следует изменить условия и / или стиль своей работы, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

· 8. Необходимо подумать над возможностью снижения уровня притязаний: возможно способности и/или возможности не соответствуют устремлениям и запросам.

· 9. Необходимо уметь прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди "не без греха" и мы тут не исключение.

· 10. Можно выплакаться: американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных