Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сыновство человека и Бога




 

Мы ищем ответ на вопрос, который первым встаёт, когда мы говорим о сотерологии, что как условие спасения предшествует вере. Что как условие спасения предшествует вере? Сегодня попробуем дать ответ на этот вопрос.

Мы говорили, что если обозреть весь промежуток времени от Сима до Авраама, то это огромный исторический период, более 1000 лет. Авраам это 11 век после Потопа. Огромный исторический период, в центре которого Вавилон – мощное греховное движение в человечестве, первый после Потопа опыт построения всемирной цивилизации и прообраз последней всемирной цивилизации, имя которой – тоже Вавилон. Названные в Писании потомки Сима, семиты жили поблизости от Вавилона, видели созидание и распад Вавилонской цивилизации, и мы также спрашивали как древняя Церковь пережила Вавилон.

Ответ будем искать в той части Книги Бытия, которая называется родословная Фарры. Она начинается с 27 ст 11 гл. О том, кем был Фарра, отец Авраама, нам из Священного Писания известны два обстоятельства. Два обстоятельство и одно решительно противоречит другому. Во-первых Фарра имел родословие, толдот, а родословия идут только от Бога. Если Фарра имел толдот, это значит, что он сохраняет своё сыновство от Адама и Бога. Это с одной стороны. А с другой стороны, Фарра и отцы евреев до него служили иным богам. То есть были язычники. В Священном Писании есть сведения, что Фарра не знал Единого Бога. В Книге Иисуса Навина читаем о деяниях этого вождя, который привёл народ в Землю обетованную. Иисус Навин так начинает свою последнюю речь. Эта книга Иисуса Навина 24 гл 2,3 ст. «И сказал Иисус Навин всему народу говоря: так говорит Господь Бог израилев: по ту сторону реки жили отцы ваши издревеле Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам. И Я взял Авраама от той стороны реки и путеводиль его по всей земле ханаанской».

То есть Фарра и отцы евреев до него служили иным богам. Мы спрашивали как церковь пережила Вавилон. Было утрачено истинное богопочетание. Как церковь пережила Вавилон? Было утрачено истинное богопочетание. А была ли Церковь? С этой тайной церковной жизни нам предстоит встреча. Люди забыли истинного Бога, а линия преемства в церковной жизни не прервалась. Из родословия Фарры узнаём, что он жил в Уре Халдейском. По-еврейски «ур каздим» это древний известный город в южной Месопотамии юго-восточнее Вавилона. Возможно потомки Сима поселились там со времени сына Сима, которого звали Арфаксад. Это имя понимают как сопредельный сказдим халдеями жителями Вавилонии. То есть предки Авраама жили поблизости от Вавилона, от Ура до Вавилона километров 200 всего. Из Ура было удобно наблюдать всё, что происходило в Вавилонской цивилизации. Далее описываются семейные отношения детей Фарры. У него было 3 сына. Имя старшего сына было «Аврам». Имя Авраам он получил позднее. Авраам – «отец высоты» или «отец высокий», жена его Сара, что значит «госпожа». Писание сообщает, что Сара была неплодна и не рождала детей. Второй сын Фарры – Нахор, жена его Милка (значит царица). Третий сын – Аран. Он умер при жизни отца – Фарры. У него был сын Лот. Вот Лот, он будет странствовать с Авраамом. Был сын Лот и две дочери. Одна из них Милка, стала женой Нахора. А имя другой дочери Иска.

Главное событие в жизни Фарры – его отселение из междуречья, из южной Месопотамии из города Урказдим (или Ура-Халдейского). Написано так: 31 ст гл 11 «И взял Фарра Аврама – сына своего и Лота, сына Арана, сына своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего..».чувствуете, сколько раз одно слово повторяется на таком коротком отрывке текста. Священное Писание в уши нам вкладывает это слово «сына сына сына». Это со смыслом сделано, тем самым, которого мы ищем. Семейство Фарры сохранило патриархальные устои. Фарра произвёл отселение семейства на Север. Фарра взял Аврама, Лота и Сару «и вывел их из Ура-Халдейского чтобы пойти в землю Ханаанскую. И дошёл до Харрана и поселился там. И были дни Фарры 205 лет и умер Фарра в Харране.».

Фарра – патриарх, вождь переселения, не дошёл до Ханаана, то, что мы называем Палестина, святая земля. То есть, он взял семейство, вывел его, довёл до Харрана. Этот город Харран северной Месопотамии, на северо-восток от Ура. Семейство Фарры прошло от Ары до Харрана около тысячи километров, и там Фарра умер.

Итак, мы узнали, что потомки Сима во времена Фарры жили патриархальной семьёй. Они жили поблизости от Вавилона, и в Писании отмечено, что сыновья Фарры не смешивались с другими родами. Это важное замечание. Не смешивались они с другими родами. Впервые после Евы и женщин каинского рода.. в каинском роду женщины упоминаются потому, что родство пошло по матери, а вот здесь мы впервые в Писании после Евы и женщин каинского рода, мы впервые встречаем женские имена. Сыны Фарры Авраам и Нахор женились на родственницах. Нахор – на племяннице своей, и Сара тоже была Авраму родственницей, как он сам скажет позднее, сестра по отцу а не по матери, и предполагается, что его женой Сарой была как раз Иска. Это было её другое имя, другое имя Саны. А Иска был дочь его рано умершего брата Арана. То есть женились на родственницах, не смешивались с другими народами.

Начинается рассказ об Аврааме. Это 1 ст 12 главы. Внимательно проследите, потому что сейчас мы найдём противоречие с предыдущим изложением, и будем внимательны:

«И сказал Господь Аврааму: выйди из земли твоей, из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую тебе укажу». Находим противоречие с предыдущим повествованием. Оно заставляет уяснять смысл происшедшего. Ну во-первых, сказано, что Фарра вывел Авраама в Ханаан. Второе – сказано, что Авраам должен был выйти в землю, какую пока не знает. Священное Писание предлагает нам затруднение. Это знакомый нам приём. Затруднение нам предлагается для чего? Чтобы мы остановились на этом месте и нашли решение.

Поставим вопрос так: когда Бог в последний раз говорил с человеком до Авраама, Бог говорил с Ноем? От Ноя до Авраама не было откровения от Бога, в Писании этого нет. Между Ноем и Авраамом десять поколений, века молчания. Мы спрашивали: как Церковь пережила Вавилон? Это были века молчания. Откровение Бога после такого молчания – самое значительное. Оно воспринимается как новое откровение. Века молчания предшествовали воплощение Господа. Несколько веков до Христа не было пророков Израиля, поэтому первые христиане тонко чувствовали обстоятельства откровение Божьего Аврааму после такого значительного в 10 поколений перерыва. Обратимся к Новозаветной Книге Деяния апостолов. Когда первомученик Стефан (первый из христианских мучеников) излагает перед синедрионом основы своей веры, он начинает от Авраама, и этого первого откровения Божия Аврааму. Чувствовали христиане что такое откровение после веков молчания. Святой Стефан перед синедрионом уверенно говорит в Духе. Заседавшие в синедрионе, написано, увидели лицо его как лицо ангела. (Деян 6:15). Стефан сказал: «Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии прежде переселения его в Харран. И сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу себе». Таким образом, в Месопотамии Аврааму явился Господь, но вывел семью не Авраам, а отец Авраама, поскольку это была семья патриархальная. Толчком к переселению было откровение сыну Фарры от Бога, Которого Фарра не знал. Бога Фарра не знал, но «Фарра – язычник по любви к сыну», пишет Златоуст «решился пойти вместе с ним». Патриарх возглавил переселение, иначе быть не могло, а сын, имевший откровение от Бога полностью подчинился отцу и не покинул его, когда Фарра остановился. Отцу-язычнику не дано было войти в землю обетования. И Авраам двинулся из Харрана в путь не раньше, чем дождался мирной кончины отца.

Из этого повествования следует важный вывод: даже при различии верований должен иметь мир с породившими тебя. Даже если вы различно веруете, мир нужно содержать с теми, кто тебя родил. Это называется «сыновство». Авраам родился в неверующей, ну как мы бы сейчас сказали, на самом деле языческой, неверующей семье. Первое условие спасения, которое даже предшествует вере и знанию о Едином Истинном Боге это сыновство. Вот что мы искали. Первое условие спасения это сыновство. Вера, если она только возникает, должна иметь почву. Эта почва – сохранение сыновства. Авраам перед нами сейчас в чистом виде человек спасаемый. Его состояние исходное. Оно предшествует истинной вере. Сыновство – такое качество в человеке, от которого начинается спасение.

Среди сынов Ноя утрата сыновства началась от Хама и закончилась Вавилоном. Сыновство от Адама это то, что отверг Каин, это то, что разрушал Вавилон. В этом Каин и Вавилон едины – утрата сыновства.

Для того, чтобы спасаться должен быть тот, кто спасается. Он, если Бога не знает, то хотя бы следует своей человеческой природе. Верно также обратное: если человек говорит, что его или его нации, его сообщества человеческая природа отлична от других людей, такой человек гибнет. Сейчас это называется «политика двойных стандартов». Слово «политика» можно опустить, потому что это ощущение двойного критерия оценки очень древняя. Оно возникло до всякой политики. Таков был и есть Каин. Каин – не от Адама. Каинитяне мыслят и реально ощущают себя отличными от других людей по своей человеческой природе и факту биологического рождения. Таков был и есть человек Вавилона. Он мыслит себя представителем прогресса и в высших достигнутых, наконец, общечеловеческих, откуда непонятно явившихся вдруг ему Вавилону, ценностей. И такой человек невольно ставит себя выше представителей непрогрессивных или недоразвившихся обществ.

Каин говорит Богу: «от лица Твоего я скроюсь», и уходит из отечества и от Адама. Это прямое богоборчество, и вместе с тем отречение и от Адама. А человек Вавилона говорит о себе: «сотворим себе имя иное чем у Адама». Этот не ведает что творит, тоже гибнет. Источники погибели разные, но путь погибели один. Как есть начало спасения, так есть начало погибели – отречение от отца Адама. Как Богу спасать человека, если человек точно не хочет Бога как Каин, или не хочет быть вполне человеком, как вавилонский строитель?. Каин ощущает себя иным человеком. Строитель Вавилона мечтает о новом человеке. Ни иного человека ни нового человека не бывает. Поскольку человек отрекается от своей человеческой природы и сыновства от Бога и от Адама, постольку он готов поклониться образу зверя, как об этом пишется в Апокалипсисе. (16 гл 2 ст).

С какого слова начинается учение о спасении в Книге Бытия? Сотериология в Книге Бытия начинается со слова «толдот» (родословие). В Сынах Божиих Священное Писание тщательно ведёт линию преемства от отца к сыну. Вот почему мы над этим трудились. Эта линия для нас дорогая, и преемство от отца к Сыну. По этой линии течёт время истории, даже если на каком-то этапе родословия утрачивается вера в Бога. Вера восстановится, веру Бог даст, был бы человек, от которого только и нужно. А без этого уже никак. Чтобы он был человек.

И понятно, что Каинитяне будут ссорить нас с нашими отцами. Понятно почему Каинитяне – революционеры. Революция и есть разрыв отеческих отношений. И сейчас в России конца 20го, начала 21 века, наших отцов пытаются представить смешными, недалёкими людьми. Нам предъявляют их политические убеждения. Если нас это не волнует, нам говорят, что наши отцы – атеисты и богоборцы. Богоборцы это те, кто ссорит нас с отцами. Это дело каинское. Только мир с отцами позволит не переносить их проблемы и заблуждения в нашу жизнь.

На каком-то отрезке родословия от Сима до Фарры была утрачена вера в Бога. При каком из предков Фарры сокрылась вера, писание нам это не сообщает, потому что Священное Писание не ссорит нас с отцами, а о Фарре говорит так, чтобы мы увидели, с каким почтением относился к нему его сын. Казалось бы, ну вот такая вещь сухая – толдот. А если прочесть её со смыслом, смотрите какая глубина! При описании исхода из Ура Халдейского звучало: Сын, сын,сын.. Этот сын был оправданием Фарры пред Богом, которого Фарра не знал. Мы спрашивали: как Церковь пережила Вавилон. Из церкви ушло церковное сознание, а Церковь осталась жива. Ну, иначе можно сказать: от опасного соседства с Вавилоном Церковь потеряла сознание, но это не гибельно. Жизнь глубже чем сознание. Кстати, любимая идея Достоевского: жизнь глубже чем сознание. Церковь потеряла сознание, но это не гибельно.

Мы сейчас это понимаем, как это было правильно, во время последней смуты, что крестили младенцев. Был бы человек – сознание придёт.

Авраам родился в неверующей семье, когда вера в Аврааме возникнет, какая это будет вера! На все века. Авраам сохранил сыновство, и Авраам стал отец отцов. Он отец всех верующих. Его вера будет испытана.

Первое испытание Авраама – сыновство по отношению к Фарре. Последнее испытание Авраама – отцовство по отношению к Исааку, когда он принёс сына Исаака в жертву на горе Мория. И замечательно, что у Авраама нет толдота, между прочим. Вот у Фарры есть толдот, у Исаака есть толдот, будет толдот у Измаила, у Исава будет толдот. У Авраама нет толдота. Почему? Жизнь Авраама целиком входит в толдот отца. Фарра был язычник, а толдот у него был, потому что Фарра был не меньше чем отец. Фарра своей жизнью заложил первичное условие спасения. Вот что такое патриархальная семья, вот в чём её сила: жизнь Авраама – продолжение толдота Фарры. Это выразительнейшее скупое, через композицию Книги, подтверждение сыновства Авраама: послушание, терпение любви, которая была взаимной.

И более того, Авраам - это не одно из звеньев родословия еврейского народа наряду с другими патриархами, потому что никакой народ не может присвоить себе Авраама. Авраам всем отец по вере кто от Адама. От Авраама начнётся созидание народа. Не богоизбранного, как часто говорят, а богосозданного. В начале это будет еврейский народ, затем – Вселенская Церковь. Авраам стоит при начале и того и другого, поэтому у Авраама нет отдельного толдота как у других значительных семитов – Измаила, Исава, Исаака, Иакова.

Формы церковной общности были различными: семья – народ – Вселенская Церковь. Становление богосозданного народа проходит через семью. Авраам сам родился в хорошей семье, и создать он должен хорошую семью. То доброе, что он получил от отца, Авраам должен превратить в церковное достояние. Тема сыновства – отцовства проходит через всю жизнь Авраама. У Авраама нет толдота ещё и потому, что его не может быть, как не может быть толдота у Каина и строителей Вавилона. В Каине и Вавилоне такая же последовательность и окончательность погибели как в Аврааме спасение. Каин и Вавилон это строгий выверенный путь погибели человека. Жизнь Авраама – узкий, единственный и лично его и единственный для человечества вообще путь спасения человека. Здесь не может быть отдельного родословия. Кто идёт за Авраамом, не пойдёт путём Каина. Тем цена.. Жизнь Авраама, что показал нам путь спасения. Кто идёт за Авраамом тот не пойдёт путём Каина. Поэтому такой ожесточённый спор в Новом Завете пошёл вокруг имени «Авраам».

Сыновство выражает самые близкие отношения не только по плоти, но и по духу. Сыновство это и отношения по плоти, это и отношение в духе. Это исходная категория спасения – сыновство. Она близкая сердцу и она очень высокая. Через неё описаны отношения Лиц Пресвятой Троицы. Отца и Сына и Святого Духа. Христос Бог Сын. Христос исполнил сыновство от отца и спас человека. Это исходное спасение нашего спасения. Человек в Писании называется «Сын Божий», а Бог – Христос «Сын человеческий». Когда человеки – Сыны Божии и Бог – Сын человеческий встретились, открылся Рай для душ праведных.

Через Христа – Сына Божия мы стали не сынами Христа – искупителя, но сынами Бога Отца. Как Христос сказал: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и к Богу вашему» (еванг. от Иоанна 20 гл 17 ст).

Дух Божий, который исходит от Отца, (еванг. от Иоанна 15 гл 26 ст) сказано «свидетельствует о сыновстве», то что он свидетельствует о сыновстве. Так Церковь поёт перед праздником преображения. «Придите, взыдем со Иисусом восходящим на гору Святую и там услышим глас Бога Живаго Отца пребезначального облаком светлым свидетельствующего Божественным духом того Иисуса свойства присносущного сыновства». Присносущного сыновства – вот что свидетельствует Дух Божий.

Хула на Духа Святого не простится человеку. Если кто скажет слово на Сына человеческого – отпустится ему, если кто скажет на Духа Святого – не отпустится ему ни в веке сем, ни в будущем. (Ев от Матф 12 гл). То есть оскорбивший Сына ещё может обратиться, но отринувший Духа Святого отринул не Сына, а сыновство сына от отца, то есть первое условие спасения.

Когда явился Сын Божий, когда сыновство стало засвидетельствовано Духом Божиим, тогда кощунственно стало обращаться к Богу не через Сына, как будто нет Сына. Если мы говорим «Бог Отец», то в этом почитаем и Сына. Бог Отец – он отец сыновний.

Дух Святой свидетельствует о сыновстве. Сын вознёсся к Отцу, и после Вознесения нисшёл Дух, который свидетельствует о Сыне. То есть в Духе Святом, свидетельствующем о Сыне, мы имеем в Церкви полное присутствие Сына и Бога. Поэтому не может быть никакой новой за Христианством эпохи Святого Духа, или новой относительно христианства эры. Если мы имеем полное присутствие в Церкви Сына и Бога, то Новый Завет – всегда самый новый. Один у нас Отец, который на Небесах, и в этом только в строгом смысле сказал Христос: «Отцом себе не называйте никого на Земле». Но также сказано: почитай отца твоего и матерь твою, и далее, это единственная заповедь с обещанием. Сказано: «и благо тебе будет, и долголетен будешь на Земле доброй, которую Господь Бог твой даёт себе» (кн. Исход 25 гл 12 ст по греч. тексту). Родитель, царь, священник, когда какого-то из них нет – нехорошо, неполно. Сирота демократ, атеист, космополит – каждый по-своему несчастный человек. Когда я на Земле имею отечество, на Земле отечество, а в отечество отца – царя, священника. Когда они в полноте, народ священства, царства, тогда проще человеку от сердца сказать: «Отче наш, который на Небесах». Когда на Земле отечество, народ, царство, священство, тогда проще сказать «Отец наш, который на Небесах». Молитва, которую дал Христос людям, это молитва не Богу-Сыну Спасителю и Искупителю, но Отцу. Отец наш означает Отец Христов и мой и твой – наш. Первое условие спасения – сыновство.

 

 


О Вере

 

Братья и сестры, в прошлый раз мы читали Книгу Бытия, привлекали другие книги Священного Писания, основные положения христианской догматики и пришли к выводу, что первым условием спасения, которое даже предшествует вере, является сыновство. В ближайшем смысле сыновство это умение жить в патриархальной семье. Таким умением обладали Фарра и его сын Авраам. В религиозном смысле условие спасения, которое предшествует вере это сохранение сыновства от Адама от Бога. Если человек хранит сыновство от Адама, он одним этим может избегнуть двух крайних опасностей и в деле спасения. Мы их обозначали как «Каин» и «Вавилон». Значит, если хранить сыновство от Адама, то одним этим можно избегнуть двух крайних опасностей в деле спасения «Каин» и «Вавилон».

Мы говорили о том, что предшествует вере, сегодня будем говорить о вере. Но перед этим я должен ответить на вопрос слушателей, надо отдать им должное, это внимательные слушатели. Они обратили внимание на различия в хронологии масоретского текста на еврейском языке и перевод 70ти толковников текста на греческом языке и потребовали от меня ответа, как я к этому отношусь. В еврейском тексте родословных записей и в иудаизме мы имеем одну хронологию, в греческом тексте и христианской традиции – другую. Хронология это такая вещь, что какая-то одна хронология истинная. Какая? Может быть у масоретов были основания чтобы сознательно изменить хронологию Книги Бытия? Да были. И я обещал, что к этому вопросу мы ещё вернёмся, но слушатели не хотят ждать. Извольте, можно сейчас ответить.

Различия в хронологических системах в Книге Бытия между масоретским текстом и септуагинтой, эти различия принадлежат к тому роду, который в науке называется так: крупномасштабные различия между библейскими текстами. Есть такие – крупномасштабные.

Если масоретский текст это редакция христианского времени, и в ней обнаруживаются следы полемики с христианством. В науке есть такой взгляд, и я так считаю, разделяю этот взгляд. Если есть основания считать, что масоретский текст это редакция христианского времени, то нужно отдать предпочтение греческому переводу. Он был сделан в дохристианской древности. У авторов перевода не было нужды сознательно изменять текст. В данном случае, даты в родословии Адама и Сима.

Нужно иметь в виду, что хронология Книги Бытия это идеология. Хронология несёт в себе содержание отнюдь не безразличное к основам иудаизма и христианства. Дело в том, что в масоретском тексте можно наблюдать некоторую тенденцию симпатическую к каинитянам и антипатическую к Сынам Божьим. В двух словах напомню о чём речь. В мире человеческой истории самое общее противопоставление духовных начал это «Каин» (или путь Каина, как говорит апостол Иуда в 11ст его послания). «Каин» или «путь Каина» с одной стороны и Сыны Божии, которые возводят своё родословие к Сифу Авелю – с другой стороны. Само имя Сифа означает, что он был рождён от Бога в возмещение Авеля. Это противопоставление Каин-Авель пронизывает всё Писание Ветхого и Нового завета. На него указывает Спаситель и апостолы. В мире человеческой и ангельской свободы есть неизменный ориентир и показатель конечного состояния духа – Неба, где верх, где низ, где Бог, где дьявол. Так в мире человеческой истории, которая протекает на Земле, есть путеводные столбы, то есть как бы уже по горизонтальной линии. Пойдёшь в одну сторону – там Каин, пойдёшь в противоположную – там Христос. В полемике с Христианством иудаизм пошёл путём Каина. Те, кто вносили последние изменения в масоретский текст симпатически отнеслись к Каину и антипатически к Сынам Божьим.

Если спросить какой смысл было изменять хронологию в толдоте Адама (это 5 гл кн Бытия), то мы знаем ответ только самого общего свойства. Дело в том, что время земной жизни не должно принадлежать Сынам Божьим. Это, так сказать, генеральная линия в мировоззрении иудейства, и в мировоззрении тех, кого называют последние редакторы масоретского текста. Если спросить какой смысл было изменять хронологию в толдоте Сима (это 11 гл), то помимо соображений общего свойства можно указать конкретную причину. Это загадка Мелхиседека. Аврааму на его жизненном пути была дана встреча со священником Мелхиседеком (это 14 гл Книги Бытия). У всех на слуху были слова псалма 109го «Сказал Господь Господу Моему: сиди одесную Меня, ты священник вовек по чину Мелхиседека».

Всем было понятно, что Мелхиседек указывал на Мессию, и происхождение его божественно. Филон Александрийский, он жил на рубеже Христианской эры, считал, что Мелхиседек – второй Бог. Логос воплощённый, точнее, слово (логос) произнесённое, «логос профарикос». Первородный сын первосвященник космоса, глава ангелов и многое другое. В Кумранских текстах достоинство Мелхиседека возводят к Богу, и он даже именуется Эллохим. То есть фигура Мелхиседека была в высшей степени загадочна. Пришёл Христос и разрешил загадку: Это Он иерей по чину Мелхиседека. Это Его именем благословил Мелхиседек Авраама.

Апостол Павел подробно истолковал встречу Авраама с Мелхиседеком как указание на перемену священства, которая произошла в Новом Завете. Явление Мелхиседека в Книге Бытия – прямой указатель на Новый Завет.

В иудаизме фигура Мелхиседека «малкецедека» указывает не на будущее, а указывает в прошлое. Считают, что Мелхиседек это, не удивляйтесь, Сим. Тот самый праотец семитов, сын Ноя. Мелхиседека, так сказать, резко приземлили. Но как может быть Мелхиседек Сим, если Авраам 10е поколение, в масоретском тексте правда 9е, поколение от Сима. Как Авраам мог повстречаться с Симом? Согласно греческому тексту и его хронологии, Сим умер за 570 лет до рождения Авраама, и Мелхиседек не мог быть живым Симом.

Иная картина в масоретском тексте. Согласно хронологической системе засоры, Симу было чуть более 200 лет, когда родился Авраам. До смерти ещё Симу, когда Авраам родился, оставалось почти 300 лет. Сим даже пережил Авраама следовательно, по этой хронологии Сим мог быть Мелхиседек.

В христианстве Мелхиседек сразу стал сильным аргументом в пользу того, что Иисус был Христос, мессия. Хронологическая система масоретского текста позволяла нейтрализовать этот опасный аргумент враждебного иудаизму вероучения. То есть хронология Книги Бытия несёт на себе предельную идеологическую нагрузку. Так. Хронологии сказали, на ваш вопрос я ответил, возвращаемся к Аврааму. Будем говорить о вере.

О вере Книга Бытия по разному приступает говорить трижды. В антропологии Книги Бытия мы говорили, когда разбирали первые стихи: в начале сотворил Бог Небо и Землю. Мы узнали, что вера предполагает первое: насыщенный покой ума. Второе – испытание красотой, излом. Третье – обличение невидимого. Обличение имеется в виду добыча уликаискание невидимого. Также мы узнали, что вера связана со способностью постигать образ и воспринимать благодать. Таков был первый рассказ о том, что есть вера.

Второй раз мы говорили о вере в разделе экклесиологии. Это был уже другой рассказ. Мы от понятия веры пришли к личности конкретного человека. Мы застали Ноя, Сына Божьего и человека вполне верующего, то есть совершенного. Так и сказано «Ной человек совершенный». Когда ему было за полтыщи лет. Также мы узнали о делах Ноя, как вера проявляет себя в делах, величайшим произведением веры был ковчег Ноя.

Третий раз мы приступаем говорить о вере в разделе сотериологии. Мы должны были начать с уровня сознания, который предшествует вере. Это осознание себя человеком, сохранившим сыновство от Адама. Сейчас мы увидим, как в Аврааме Церковь обретает утраченное сознание веры. В потомках праотца Сима Церковь от близкого соседства с Вавилоном потеряла сознание. В Аврааме Церковь приходит в себя, и много нового мы узнаем о том, что такое вера. Как Авраам стал человеком верующим, как он им стал. А потом, как Авраам будет восходить от веры к вере, от силы к силе, и мы пойдём за ним.

А началось с того, что Авраам услышал: «И сказал Господь Аврааму» (1 ст 12 гл). Сказал Господь Аврааму. В Вавилоне было утрачено богообщение, невозможно стало слышать глас Божий. Также и преемники церковной жизни семиты, которые жили сопредельно с Вавилоном, они утратили богообщение, Вавилон давным-давно уже забросил свою идею, а след его остался на Земле: Отцы Авраама служили другим богам. Как перед Потопом нашёлся Ной, который услышал, что говорит Бог так и после Вавилонской революции, катастрофы нашёлся человек, который услышал, что говорит Бог. Но как Авраама можно с Ноем сравнивать? Ной ходил пред Богом, значит был верующим человеком, о Ное сказано, что он совершенен в роде своём, в роде Сынов Божьих. Ной – венец и завершение могучей духовной традиции. В Ное человечество пережило Всемирный Потоп, а кто такой Авраам? Пока лично об Аврааме ничего не известно кроме самого главного: он мог слышать что сказал Бог. Эта способность дать Богу доступ к себе называется вера. Способность дать Бог доступ к себе, это и есть вера, точенее это первый акт веры. Как говорит ап. Павел: «вера от слышания».

Авраам услышал: «И сказал Господь Аврааму: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую тебе укажу». То, что человек услышал верой, было сразу испытанием веры. Вера всегда сопряжена с испытанием человека. Вера всегда проявляет себя в делах, не может не проявляться она. Авраам услышал что сказал Бог, Аврааму нужно было совершить четыре подвига за раз:

1. Откровение было дано Аврааму в Месопотамии. «Выйди из земли твоей» означало «выйди из Ура Халдейского». Это понятно. Близ Вавилона нет жизни. В Вавилоне не та земля чтобы там возрождалась Церковь. Это мы знаем. А если человек в десятом поколении живёт на одном месте, то каково ему это услышать «Выйди». Для нас далёкие путешествия – обычная вещь, даже комфортная. Во времена Авраама это был прямой риск для жизни. Почти каждый день, говорит Златоуст, нужно было переходить из царства в царство. Вот – первое «Выйди из земли твоей». То есть просто «выходи, подвергай свою жизнь опасностям»

2. Выйди из родства твоего. Земля родства это и Родина, и территория родственных отношений. Выйти из родства означало по тем временам остаться без всякой социальной поддержки. Всё что называется права, собственность, знакомства, авторитет, культурные достояния, обычия, язык, то, что веками накапливал твой род, и то, что он содержал в устоях патриархальной семьи, всё должно быть оставлено. Надо выйти из родства. А как поступить с отцом?

3. «Выйди из дома отца твоего». Замечательно, что Авраам должен был сам догадаться как сделать так, чтобы не оставляя отца выйти из дома отца. Как Авраам послушал Бога, так Фарра – язычник послушал сына и вывел, помните, это 11 гл. «Вывел свой дом в Харран». И Авраам не тронулся с места, дождался мирной кончины отца, и после этого оставил не только дом отца, но и могилу отца. На это тоже надо было решиться. Авраам вырос в родовой организации, которая хранила память о предках. Златоуст: «как, часто многие из-за гробов своих родственников желали умирать в тех местах где умерли их родители». Так говорит Златоуст, вот, но почитание предков не должно быть препятствием для верующего человека и для благочестия.

4. «Выйди в землю, которую Я тебе укажу». Человек верующий ходит так, чтобы на каждом шагу чувствовать куда ведёт Бог. Когда семья Авраама войдёт в землю, куда её привёл Господь, она превратится в Церковь.

Итак, что мы сейчас с вами уяснили. То, что человек услышал верою, было сразу испытанием веры. Такая это вещь – вера, что она сразу подвергает человека испытаниям. Испытания это такое: «бери, понесёшь?». Вот кто знает, может быть, потому некоторые не призываются к вере, что заведомо не понесут. Вера это испытание.

Авраам, взятый из очень хорошей не верующей семьи сразу получает задание на подвиг. Как говорит Златоуст: «предпочесть невидимое видимому». Добавим, «предпочесть всему видимому им ранее». Он должен был выйти за горизонт своего мира и мировоззрения неизвестно куда. Отец Авраама был язычником. После опыта построения мировой цивилизации в Вавилоне, богопочетание было утрачено, вера затмилась, но, что важно: Церковь потеряла сознание. Но это была Церковь, и Её восстановление в вере будет необыкновенно быстрым. Дело спасения Авраама начинается с самого нижнего уровня, откуда спасение возможно. Но счастлив тот народ как семиты времён Авраама, который и в падении не даёт разбиться содержащейся в нём тайне церковной жизни. Он сохраняет церковь не зная того. Ну, можно сказать, счастлив наш народ, который и в самом падении, когда мы хлебнули через революцию духа Каина, не дал разбиться содержащейся в нём тайне церковной жизни. Он сохранил Церковь не зная того.

Авраам далее наставляется в вере. Об этом будем говорить обстоятельно в следующий раз.

 

 


Вера с обетованием

 

О вере Книга Бытия говорит трижды и по-разному. Мы начали разбирать Книгу Бытия с того, что уясняли что есть вера от 1го стиха «В начале сотворил Бог». Затем был рассказ о Ное и о Ковчеге, какова была вера Ноя, каковы были дела Ноя. И третий раз – это вся жизнь Авраама. Вся жизнь Авраама, как она представлена в Священном Писании, это путь от веры к вере.

В прошлый раз мы читали о призвании Авраама: «И сказал Господь Аврааму». Авраам услышал, вера от слышания, говорит ап. Павел. Первый акт веры – дать Богу доступ к себе. Первый акт веры – дать Богу доступ к себе.

Иоанн Креститель говорит повторяя Исайю пророка «Приготовьте Путь Господу, прямыми сотворите стези Его». Аврааму было сказано выйти из земли его, из родства его, из дома отца его в землю, которую Господь укажет. То, что человек услышал верой – сразу было испытанием веры. Вера всегда проявляет себя в делах.

Далее. Авраам наставляется в вере. Вера даётся вместе с обетованием. Господь и призывает человека и нечто ему обещает. Вот об этом и будет сегодня речь: вера с обетованием.

Между Богом и верующим человеком есть отношения взаимности. Авраам должен всё оставить и идти неизвестно куда, но Господь не требует слепого и бездумного подчинения. Путь неизвестен, но конечная точка пути будет указана. Так было с Ноем. Бог говорил с Ноем о Потопе, об устройстве Ковчега, и сразу сказал, что поставил с Ноем Завет. Это конечная цель пути, которую должен был пройти лично Ной.

Так было с Ноем, и так будет с Авраамом. Бог ему нечто пообещает, и это понятно. Если вера это сразу испытание, то обетования нужны, потому что движение верующего должно быть осмысленным ибо оно будет на пределе сил. Вот это, мне кажется, важно понять для того чтобы читать этот эпизод из жизни Авраама. Движение верующего должно быть осмысленным, ибо оно будет на пределе сил. Вера слепая не надёжна. Скорее всего это даже вообще не вера. Господь говорит в Евангелии от Иоанна 4 гл: «Мы знаем чему кланяемся». Бог даёт человеку вместе с верой надежду и обетование.

И вот, теперь спросим. Обратите внимание какая постановка вопроса. Что обещает Бог верующему человеку. Ясно что это не в замен, не награда, не мзда, не угроза в случае преслушания. Это не достойно Божьего величия. Что достойного себя обещает Бог верующему человеку?

Ною Бог обещал Завет. И дал такой Завет, который только человек.. а вспомните, Ной назван «человек». Только!человек вполне», такой как Ной, мог понять. Это был Вечный Завет. А символом его была радуга. В радуге Бог показал своё грядущее Воплощение.

Аврааму будет обещано не меньше чем Ною. Аврааму было сказано вот что: 12 гл 2 ст «И сотворю тебя в народ великий и благословлю тебя и возвеличу имя твоё и будешь благословен. И благословлю благословляющих тебя, и хулящего тебя прокляну. И благословятся в тебе все племена Земли».

Чтобы понять это обетование нужно помнить, что в Аврааме происходит возобновление Церковной жизни. Церковь Божья может принимать различные формы человеческой общности. Если брать основные формы человеческой общности, в которой существует Церковь, то их 3. В Книге Бытия обозначены все 3 формы человеческой общности: Первое – это род или семья. Род от Сифа до Ноя, семья от Авраама до сыновей Иакова. Вторая форма – народ. Это евреи по выходе из Египта. И третья – Вселенская Церковь Христова.

Господь в обетовании Аврааму упомянул: Народ, тот, что будет вслед за семьёй Авраама. Имя, имя твоё возвеличу (Имеется в виду Авраам). И благословение для всех племён Земли. Или, как сказано в другом месте Писания. Кн Быт. 18 гл 8 ст «всех народов Земли» «у гой е ха артес.»

Первый – народ. Сейчас мы читаем как Господь обращается не только к Аврааму, но к человечеству после Вавилона. То есть Господь помещает человека Авраама во время Всемирной истории. Он говорит ему: «Я сотворю тебя в Народ». Это означает, что сперва семья Авраама войдёт в землю Ханаанскую и там она превратится в Церковь, а затем семья Авраама превратится в народ, этнос, гой. Это будет этнос на ряду с другими этносами, со своими специфическими чертами. Народ из числа тех, что возникли после Вавилонского столпотворения, это будет народ великий. Но не в этом его отличительная особенность, потому что были в истории великие народы. В Библии они упоминаются, потомки Измаила, арабы.

Один народ необходимо отличить от других народов как Церковь. В этом народе будет звучать особое имя. Имя – вторая опора в обетовании Аврааму.

Ещё раз: первое – народ, второе – имя. Что здесь нужно понимать?

В мировой истории действует оппозиция: Церковь и Вавилон. Народ, который понесёт в себе Церковь необходимо противопоставить Вавилону. В Библейском Вавилоне главным греховным движением было: «Сотворим себе имя». Человечество Вавилона захотело себе новое, своё, человеческое имя. Оппозиция Вавилону – Церковь.

Народ, который понесёт в себе Церковь, должен быть отмечен Богом через имя человеческое, такого человека как Авраам. Поэтому Господь говорит Аврааму: «возвеличу имя твоё». Не имя народа «евреи», а имя Авраама, которое евреи сохранят. Через имя «Авраам» будет обозначен не народ, который произошел от Авраама, но Церковь, Которую народ евреев в себе понесёт. Верующие суть сыны Авраама – говорит ап.Павел. Это важнейшее положение христианского богословия. Верующие суть сыны Авраама.

Итак, первая опора Аврааму – народ, второе – имя. Третья опора в обетовании Аврааму – благословение. Вера это испытание, а благословение – сила, чтобы его пройти. Аврааму было сказано «благословятся в тебе все племена Земли». Суть благословения Божьего Аврааму состоит в том, что это (не удивляйтесь, но это так), что это благая весть, которая дана прежде Евангелия. То есть Авраам получил Евангелие до Евангелия. Об этом пишел ап. Павел:

«познайте же, что те, кто от веры – они суть сыны Авраама, и Писание провидя, что Бог от веры оправдывает народы прежде благовествовала Аврааму, что благословятся в тебе все народы». Прежде благовествовало это по-гречески «проевэнгелисато», прежде благовествовало, имеется в виду Евангельское благовестие. С именем «Авраам» этническая церковь перейдёт во Вселенскую Церковь. Вот – служение Авраама пред Богом.

И об имени «Авараам» пойдут самые ожесточённые споры в еврейском народе: превратится ли Церковь Божья в надплеменную общность или еврейский народ останется вне Церкви и без Бога. Так «семя, упавшее в землю если умрёт – останется одно». Благословятся в тебе все племена Земли – сказал Аврааму Бог. Это благословение Божие, данное Аврааму в самом начале, исполнится только в пятидесятницу – день рождения Вселенской Церкви. В день пятидесятый по Воскресении Христовом народы, говорящие на разных языках и даже диалектах, были призваны к соединению, ибо когда Господь огненные языки раздал, Он соединение всех призвал. Это из кондака на пятидесятницу.

И, опять таки, упоминание о всех племенах это живая укоризна Вавилонским столпостроителям. Все люди были один род, теперь разделились на племена и народы. Разделение человечества на племена и народы после Вавилона будет отчасти преодолено в Христовой Церкви. Это конечная форма Церковной общности, она воспроизводит главные черты исходной формы, когда Церковь была одна семья. Исходная и конечная форма в жизни Церкви объединяются через имя Авраам. Верующие – сыны Авраама.

То есть, все племена Земли получат Божье благословенье через то событие, которое вот сейчас происходит, в Аврааме, я имею в виду, когда мы читаем о его призвании. Все племена Земли получат Божье благословение через ту веру, которая совершается сейчас в Аврааме, и когда это произойдёт, когда все племена Земли получат благословение, это будет рождение Вселенской Церкви – величайшее событие мировой истории. Вот, что первое обещает Бог верующему. Верующий человек – соучастник мировой истории человечества.

Верующий человек не вполне живёт своей личной жизнью. Если человека интересует только своя частная жизнь, веры живой там ещё нет. Вера даёт простор всемирной жизни, в которой главный момент, он же центральный момент истории, есть благовестие.

Что достойного Себя обещает Бог верующему человеку? Благую весть. И не мог не знать тогда никто, ни человек, ни ангел, что это будет за весть, какая она благая. Однако Бог дал Себя знать Аврааму сразу как предел милости. И вера Авраама состояла в том, что он как-то обратился к этой грядущей истине. Вот, вера ветхозаветного человека отличается от нашей, но это та же самая вера, потому что Иисус Христос вчера и днесь, тот же и во веки. Движение навстречу Благой Вести есть вера ветхозаветного человека. Это необходимо постоянно помнить, когда мы читаем Ветхий Завет.

Движение навстречу Благой Вести и есть вера праведников Ветхого Завета. Авраам, это мы увидим, уверенно идёт по жизни. Он чувствует то, что не знает как будет, но что это милость, и что это будет - он знает.

Авраам был предуведомлен об истине, которую до времени нельзя уразуметь, и даже догадаться о ней было нельзя. Господь предблаговествовал Аврааму о Новом Завете. Не иначе было с Ноем, который получил сначала обещание о Завете, а после Потопа был принят в такой Завет, что если не понять его как пророчество о боговоплощении, то вообще не понятен этот Завет. Движение навстречу Благой Вести с уяснением каждого шага есть путь Авраама в Вере. Этапы этого пути – учение о Спасении – сотериология, которую мы изучает.

Если рассматривать жизнь Авраама как необходимый этап пути к Вселенской Церкви, то многое становится понятно.

Например, почему народ, который возникнет от Авраама, не будет носить его имя? Нет такого народа «аврамеи» или «аврамим», «аврамиты». Нет такого народа. Почему это так? По первому условии Спасения, заданному в сотериологии. Сыновство Авраама настолько совершенно, что жизнеописание Авраама целиком входит в родословную отца Фарры. Авраам – отец всех верующих, своего толдота не имеет. Один из народов по его имени не мог быть поименован. Авраам это.. ну как бы это сказть.. Авраам это «сын отцовский», вот так. В нём сыновство и отцовство стали совершенны. Именование этноса, который возник от Авраама, должно быть взято не от Авраама, но от отцов Авраама, причем желательно из древних отцов Авраама, когда истинное богопочетание, скорее всего ещё утрачено не было. Последним, кто дал сыну пророческое имя Фалек (разделение) был Евер или по-еврейски «йЕвер». При Фалеке произошло разделение Земли по народам как следствие распада Вавилонской цивилизации. А Евер дал сыну пророческое имя «разделение». Так вот, я думаю, что Авраам был от Евера «евреем», как он назван в Писании в 14 гл Книги Бытия 3 ст. Авраам «ха еври» потому что он от Евера.

Имя «Евер» означало «тот, кто с той стороны», «перешедший», «потусторонний». В узком смысле имя «иврим» понимали как потустроронний относительно реки. То ли реки Ефрат, то ли реки Иордан. То есть, евреи это «заречные» или «перешедшие с той стороны реки». Ну, надо отметить, что Авраам не переходил никакой реки. Ни Ефрата, ни Иордана. В Палестину он вошел с Севера. А вот когда народ Израиля перешёл через Иордан и завоевал Палестину, народ стал соответствовать имени «потусторонние» в значении «заречные» (иврим). Может быть по этой причине народ стал называться не аврамим а еврим, в значении заречные? Так могло быть в истории. Но в плане Откровения, в плане Священной истории главным, конечно, является то, что Авраам от Евера. Авраам начал с того, что исполнит сыновство, затем – отцовство. Он стал отец всех верующих. Народ, который произошёл от Авраама стал называться по имени праотца – Евера. Сыновство Авраама по отношению к отцам на столько совершенно, что народ, который произошёл от Авраама, называется по имени отца Авраама. Поэтому, если вдумчиво произнейсти слово «евреи», то сразу вспоминается об отце и сыне и Святом Духе.

Если в имене «евреи» отвлечься от исторической конкретики географии, что они якобы заречные. Если понимать имя «евер» как пророческое, данное ему отцом Шелехом, сыном Каинана, Арфаксада, Сима, Ноя и так до Адама, сына Божия, то пророческое имя «Евер» означает какой-то важный для всего человечества переход на ту сторону. Потомкам Евера через Авраама было назначено стать мостом к иной и последней форме церковной общности, которая есть Вселенская Церковь.

Переход от Церкви этнической к Церкви Вселенской это как переход на ту сторону, и в этом – последний смысл слова «евреи». Переход от Церкви этнической к Церкви Вселенской. Это переход на ту сторону, и в этом – последний смысл слова евреи. Переход этот был на ту сторону ко Вселенской Церкви, очень трудный и очень опасный. Когда родился младенец Христос, многие встанут, многие упадут, как сказал пророк Симеон Богоприимец: «Вот лежит Сей на падение и восстание многих в Израиле». Переход от этнической церковной общности ко Вселенской Церкви очень тяжел был, и мы можем составить об этом отдалённое представление из современной церковной жизни.

Когда евреи входят в Церковь Христову, они могут испытывать тяготение назад, к этнической церкви. И эта церковь тогда мыслится ими как экстерриториальное этническое образование. Тяготение к отдельной еврейской христианской церкви очень понятно, потому что до Христа евреи веками ждали Мессию, их вера была особая и обособленная, они такой и хотят. Однако, поскольку назначение и служение еврейского народа было в том, чтобы из этнической церкви перейти «авар» (отсюда слово евреи – перейти) на ту сторону к Вселенской Церкви, если таково было их служение, то обратный переход от Вселенской Церкви к этнической – движение антиеврейское. На этом пути евреи-христиане идут против своих отцов, которые ждали Мессию. Путь узкий и тот же самый, движение обратное, это не разойтись, лоб-влоб против своих отцов.

Поскольку через Авраама народу евреев было назначено послужить переходу на ту сторону к Вселенской Церкви, Авраам имел два имени: одно он получит от рождения, другое от Бога – новое имя – Авраам. Прежнее имя Аврама не было отменено. Часть его «Ав», что значит «отец» - сохранилось. А само имя было возвеличено Богом до Авраама, которым его и поминает Святая Церковь.

Авраам не искал нового имени и получил его. Вавилонские строители искали сотворить себе новое имя, но не оставили никакого.

У Аврама-Авраама два имени, как бы две жизни. Жизнь Аврама-Авраама представлена в 2х измерениях: он – историческая личности, и он же икона спасения. Путь Авраама в вере- одни испытания, одни искушения, от которых мы просим Бога нас избавить. «Не введи нас во искушение», поскольку их прошёл отец наш Авраам, ибо мы евреи или не евреи по сыновству от Авраама, признаём его своим отцом. Также, отцом всех ныне живущих людей, согласно Писанию, был Ной, который назван был «человек совершенный», и Авраам станет человек совершенный. Отличие его от Ноя в том, что Ноя мы застаём в совершенстве, а Авраам таковым на наших глазах становится. Вот именно обетование совершенства и даёт Бог Аврааму в первом благословении. Вчитаемся теперь в это благословение: «Я благословлю тебя, и ты будешь благословен.» Ты, человек, сможешь вполне воспринять божественную милость. Ты сохранишь в целости преподанное тебе благословение. Человек на это способен. Такова вера Авраама. Он даст к себе Богу полный доступ.

Таких праведников в Ветхом Завете не много. Это те, кто прожил все дни жизни, и кто умер исполнен днями, или насущен днями, это жизнь полноты. Святость Авраама будет сопоставима со святостью Адама, Мафусала, Ноя, Исаака, Иова, Давида. Только эти 7 праведников удостоились возможной для Ветхозаветного человека целостности.

Далее Господь говорит: «Я благословлю благословляющих тебя, и хулящего тебя прокляну». Это очень сильные слова. То есть Бог благословляет тех, которых может быть единственная добродетель, что они умеют сохранить свою связь с Авраамом. Вот согласитесь, важная тема у нашей сегодняшней беседы. Благословляет Господь тех, в которых может быть одна добродетель есть, что они умеют сохранить свою связь с Авраамом. Но и проклятие тем, кто допустил себя до разрыва связи с Авраамом. Первое – милость, второе – суд.

Мы боимся Бога оскорбить, и мы ожидаем от Него милости. Точно так, говорит Господь, нужно относиться к Аврааму. Он всю божественную милость воспринял без изъяна, а потому кто благословляет Авраама, будет благословен Богом. Кто хулит Авраама, будет проклят от Бога. Почему это так? По личному совершенству праведности Авраама – да, но и ещё и потому, что от Авраама произойдет Спаситель Богочеловек, Сын человеческий.

В Аврааме мы почитаем богочеловека, и в этом смысле, который открылся в Новом Завете через Авраама Господь готовит Своё воплощение в человеке. Первое благословение Божье Аврааму покрывает собою всю дистанцию от Ветхого до Нового Завета. Это первое, понимаете, первое, что Господь сказал. И вот, вся дистанция от Ветхого до Нового Завета покрывается теми словами, которые мы сейчас с вами прочли. В этом благословении Аврааму открывается возможность помыслить, что первообраз, Бог Творец, может соединиться со своим образом, который есть человек. Первообраз сможет соединиться со своим образом. На столько человек может быть совершенен и целостен. То есть, даже человек поврежденный грехом, может явить достоинство человеческой природы, и образа Божьего, который он несет в себе неистребимо.

Мы спрашивали, что достойного Себя обещает Бог верующему человеку? Верующему Бог даёт весь мир, как историю, и Самого себя. От человека только требуется быть соучастником и в мировой истории и в боговоплощении. Всякая идеология, учение, которая принципиально изолирует Христианина от участия в жизни общества, является частью антихристианского мировоззрения. Нам могут говорить, что «религия есть частное дело граждан». В этом коммунистическая идеология и либеральная идеология совпадают. Нам могут говорить, что Церковь не участвует в разработке национальной идеологии, поскольку это есть дело исключительно светского государства. Вот сколько бы нам не повторяли этих лживых слов, приправляя их заботой о свободе личности нашей или о спасении душ наших, будем держаться апостольского учения. Апостол Павел говорит: 1е послание к Коринфянам 3 гл: «Мир (имеется в виду не мир иерена(покой), но мир – космос ), настоящее, будущее – всё ваше. Вы же Христовы, Христос - Божий». Сильное впечатление создаётся от слов, сказанных Аврааму, что человек может быть на столько совершенен. Если даже не представлять и не понимать а просто принять к сведению, что человек может быть таков как был Авраам, то это значит сделать важный шаг к уразумению, что человек это такой образ Божий, что может с Богом соединиться. Первообраз может воплотиться в образе. Бог вочеловечился. Иисус был Христос.

Еврейской народ нёс в себе имя Авраам, как знамение истинной церкви, и в этом было его историческое служение. Еврейский народ нёс в себе имя Авраам как знамение истинной Церкви. Пришёл Христос, и об имени Авраам пошёл великий спор. Часть еврейского народа не приняла Христа, пошла против самого имени «евреи» и порвала связь с Авраамом. На Авраама в еврейском народе воздвигли гонения. Это даже больше чем гонения. Авраама аннигилировали, объявили, что не было его. Конечно такое утверждение можно встретить только в среде безрелигиозного еврейства, однако оно имеет социорелигиозную подоплёку. Вот что пишет идеолог такого светского подхода к истории еврейского народа: «В основе светского научного подхода лежит стремление понимать «тонах». Тонах это аббревиатура для собрания книг еврейского канона, это начальные буквы взятые три согласные (тора, это учение пятикнижие, оневиим – пророки и конечное х – это хетувим - писание», тонах это аббревиатура для тех книг, которые евреи почитают священными.

В основе светского научного подхода лежит стремление понимать тонах исходя из него самого, из его текста, который признаётся творением человека, иной отличающейся от нашей социально духовной среды».

Религия древних евреев эпохи тонаха называется при таком подходе «яхвизм». Это не монотеизм, это не откровение Бога, это форма политеизма (язычества). То есть древни евреи эпохи тонаха были язычниками особого склада. Особенность яхвизма было то, что он «стремился стать монотеистической религии с одним и единственным богом яхве. Таков современный взгляд. Не было откровения. Был специфический, но вполне научно обозримый процесс созидания нации. Тонах был не только творением народа, но в значительной степени и его творцом. Тонах был основным объединителем и хранителем народа его национальной идентичности и самосознания, хаменяя собой утраченную территориальную общность, собственную государственность, общий язык, культурную общность и так далее».

Тонах – отдельное достояние еврейского народа. Это не Библия, не Ветхий Завет, его нужно всячески обособлять от христианства, поскольку тонах «ангажированный мировоззренческий текст. Эта ангажированность многократно возрастает когда перевод делается для христиан, ибо тогда текст Тонаха сознательно и целенаправленно приспосабливается к потребностям и запросам чуждой ему религии христианству».

Что здесь нужно сказать. Много тут можно чего говорить, но самая суть. Древнееврейский текст Книги древнего Завета тысячу лет находился в монопольном владении идеологически сплочённых общин, которые самый текст Писания воспринимали и редактировали, целенаправленно против чуждой религии – христианства. В своей работе с древнееврейским текстом иудеи масореты заложили такие строгие основания чтобы отрицать возможность соединения божественной и человеческой природы в личности Христа мессии, что этот импульс вышел за рамки религиозного мировоззрения. Что мы видим на примере современных идеологов еврейства. Аналогичные явления мы наблюдаем в истории тоталитарных обществ. Созданный ими аппарат может существовать независимо от его создателей и даже быть обращён против них. Это и произошло с той частью современного еврейства, которая равнодушна к религиозной проблематике масоретского текста, но горячо относится к национальной идее. То есть канон древнееврейских текстов «тонах» стал рассматриваться вполне функционально, как объединитель еврейского этноса и хранитель его этнического отдельного ото всех самосознания. Если тонах допускает такое с собой светское обращение, то это уже не откровение Божие, а памятник культуры истории, к нему можно применить те методы исторического исследования, которые разработаны в современной науке и так далее. Скажем о Храме Соломона нет археологических данных, так существовал ли храм? Удивительно, но это говорят сами евреи. Другой пример. 10 заповедей. Моисей и скрижали Завета, событие на Синае. Всё это считается не правдоподобным. Откуда взялись 10 заповедей? Отвечают сами еврей. Это произведение иерусалимской богословской школы эпохи царств. Исхода не было с этой точки зрения. Авраама попросту не существовало. О том, что Авраам был говорить с учеными этого направления неприлично. Откровение это как камень на горнем пике: только тронь. Может быть дух масоры, этой иудейской традиции, лучше всего проявился в том, до чего дошло самосознание части современных евреев. Ни Бога, ни отцов - нация и тонах. Поворотили против Христа и тем современные евреи остались без Авраама. И не пугает этих людей слова Яхве, которые написаны в тонахе об Аврааме, книге «Берешит»: «Хулящего тебя прокляну».

Итак, Аврааму была дана благая весть прежде Евангелия. Вера даётся человеку вместе с обетованием.

С другой стороны. Нет веры и нет обетованного. Обещанное просто не кому будет принять. О вере продолжим говорить в следующий раз. Узнаем о том, что вера требует от человека и послушания и непременного творческого усилия. Вера должна быть ещё находчивая.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных