Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моисей и Сепфора. Писание и Предание




 

Мы изучаем сложный богословский сюжет Авраам и Сарра в Египте, когда Авраам сказал о Сарре «она сестра моя» и Сарру ввели в дом Фараона. Мы прочитали этот эпизод из 12й главы Книги Бытия, и уловили его конечный пророческий смысл – спасение произойдёт от Жены. Речь идёт о центральном событии мировой истории, когда от Девы благословенной между женами родился Мессия. Поэтому можно быть уверенным, если это центральное событие мировой истории, можно быть уверенным, что в Ветхом Завете обязательно найдутся прямые указания на Деву и Матерь. Она та Жена, от Которой произошло спасение.

Эти указания можно искать у пророков, а можно среди эпизодов Священной истории. Для наших целей предпочтительней привлечь Священную историю. В ней есть удивительный богословский сюжет о Моисее и Сепфоре. Мы его изучим.

Если вы присутствовали на венчании и прислушивались к тому, что читает священник, может быть обратили внимание, что священник просит Бога благословить мужа и жену как Авраама и Сарру, как Исаака и Ревекку, как Иакова и Рахиль, как Моисея и Сепфору. Однако, Моисей с Сепфорой развёлся. Вот задача! Сепфора была жена Моисея «возвращенная», «отпущенная» Моисеем к отцу после того, как имела уже двух сыновей. Об этом можно прочесть в Книге Исход 18 гл. Как же новобрачных благословляют именем Моисея и Сепфоры?

Моисей совершил отпущение «шелухим» жены Сепфоры после некоторого события, таинственного события, которое произошло на пути семейства в Египет. Моисей до того имел 3 откровения от Бога чтобы идти в Египет и вывести народ из земли забства. Моисей взял Сепфору и двух сыновей и отправился в Египет. На пути семейства в Египет Моисей испытал четвертое Откровение Божие. Вот начала той встречи с Богом

Исх. Гл 4 ст 24 (перевод с еврейского) «И было в пути на ночлеге и встретил его Яхве и искал умертвить его». Моисей не был умервщлён, его спасла Сепфора. Но вот, страшные слова предлагает нам Писание, и от них может произойти немалое смущение. Сам Господь посылал Моисея в Египет, и Сам Он «Яхве» встретил Моисея на пути в Египет чтобы убить.

Писание ставит нас в тупик. И это не в первый раз. И как мы ведём себя в подобных случаях? Мы ведём себя как нищие духом: стоим и ищем милостыни, чтобы решилось наше затруднение. К Моисею проступил Тот, Кто боролся с Иаковым. Это знаменитый эпизод из Книги Бытия.

Как Иаков боролся с Богом, и получил от Него имя «Израиль». Этот эпизод изложен в Книге Бытия (гл 32).

Борьба с Иаковым не была насмерть. Однако, в этом эпизоде ключь к пониманию истории, когда Господь искать умертвить Моисея, а Моисей не умер. Братья и сестры, обратите внимание, как мы работаем над пониманием Священного Писания. Чтобы понять богословский сюжет Авраама и Сарры в Египте, мы обращаемся к истории Моисея и Сепфоры. А чтобы понять о Моисее и Сепфоре, нам нужно понять кто боролся с Иаковым. То есть необходимо исследовать этот эпизод, так называемое богоборчество Иакова.

Вспомним как это было. Книга Быт. Гл 32 ст 25: «И остался Иаков один, и боролся с ние Некто» по евр «Ишь» (это может значить Некто, а может значить «человек») до восхода зари. «И увидел Тот (имеется в виду Тот кто боролся с Иаковым), что не возмогает его (Иакова) и коснулся сустава бедра Иакова и вывихнулся сустав бедра Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал Тот: отпусти Меня, ибо восходит заря. Но Иаков сказал: не отпущу тебя, если только благословишь меня (тогда отпущу). Сказал Тот ему: как имя твоё? Он сказал Иаков: и сказал Тот: не Иаков сказуется уже имя твоё, только Исраэль ибо ты боролся («серита») с Богом («Эллохим») и с человеком («анашим» это с человеками) и возмогал».

Ещё раз. Что сказал Тот, кто боролся с Иаковым. И сказал Тот: «Не Иаков сказуется уже имя твоё, только Исраэль ибо ты боролся с Богом и с человеком и возмогал». Кто боролся с Иаковым?

Отвечает бл. Феодорит, и это мнение принято, что боролся с Иаковым богочеловек единородный Божий Сын и Бог. В еврейском тексте божественное в Боге и человеческое в Боге названо во множественном числе. Боги («эллохим») и человеки («анашим»). Если бы нужно было сказать по-еврейски «богочеловек», то это могло бы быть «Эллохим анашим». Главная мысль Ветхого Завета, что человеческая природа должна принять в себя Бога во плоти. Аврааму было дано видеть Бога в человеческом образе как ангела, одного из трёх ангелов Ветхозаветной Троицы. Иакову было дано осязать Того, Кто явится как Мессия Христос, и как потомок Иакова. Если угодно, эту осязательную плотную взаимную схватку Иакова с Богом можно назвать «борением», хотя еврейский текст не даёт точно такого значения.

Но чём шла борьба Иакова с Тем, с Кем он боролся, о чём шла борьба? Разве о том чтобы один победил другого? Нет. Это не была борьба за победу. Борьба шла за соединение божественного и человеческого, чтобы они как можно плотнее схватились друг за друга, главное чтобы человек не отпускал. Главный результат борьбы Иакова в том, что человеческая природа может Бога удерживать. И Воля Божья в том, чтобы человек Его (творца своего) удерживал.

Так вот, тот, кто боролся с Иаковым, приступил к Моисею. Эпоха Моисея и Исхода из Египта, это был рубеж в созревании народа Божьего. Рождалось новая церковная общность – народ. Моисей должен был вывести народ из плена Египетского к самостоятельному бытию. Подобного Моисея не будет пророка в Израиле. Он вождь народа в эпоху его родин. Когда пришло время родиться народу, вождём его был Моисей.

В своей личности Моисей должен был нести такое сознание, которое народ, весь народ, ещё не мог вместить. Человеческое в Моисее вновь будет испытано о соединении с Божественным.

Тот, кто с Иаковым боролся, к Моисею приступил чтобы умертвить.

Одно было с Иаковым, другое было с Моисеем. Божественный промысел не повротяет урока, задаёт новое.

Тот, с кем человек может схватиться как Иаков, это «некто» человек «Бог и человек» «Эллохим анашим». Его можно осязать. Иаков один единственный был такой, кто осязал Бога до Его Воплощения. Такое не повторяется. К Моисею приступил Тот же Бог, что и к Иакову, но Он назван «Яхве» (сущий). Богоявление Яхве должно было окончиться смертью. Борьбы как с Иаковым не было. Умертвить – таков должен был быть исход если бы не что-то. Вот что-то такое было такое «иное» во стрече Моисея с Богом, чем во встрече Иакова с Богом, что спасло Моисея.

Иное здесь то, что Иаков боролся один на один, лицом к лицу с Богом «Эллохим», а если бы Моисей остался один на один с Яхве, он бы умер. В одиночку человеку приближение Яхве не выдержать.

С Иаковым Бог схватился по-человечески. И Иаков схватился с Богом. И мы узнали, что человек может «удерживать» Бога, когда он Эллохим. Бог приступил к Моисею, как сущий «Яхве», и Бог искал умертвить человека. Это значит, что человечество должно найти себя уже на самой последней глубине. Моисей должен был как-то найтись на такой вот последней глубине, где жизнь такая, которая не может быть убита. То есть «жизнь» в собственном смысле слова это то, что не может быть убито. Это то, что нераздельно с божественным началом. Богочеловеческое начало должно было быть в Моисее, чтобы он выжил, а этого в Моисее не было.

Когда Господь приступил к Моисею, тот или бы умер, или бы нашёл жизнь. Не для того Господь милостивый приступил к Моисею чтобы его убить, но Моисей непременно бы умер от такой встречи если бы не.. вот что-то такое. Вот что?

Моисей не мог подать себе помощь. Человеку наедине не спастись. Это важнейшией вывод из этой истории, которую мы излагаем о Моисее и Сепфоре. Человеку наедине не спастись. Нет вечной жизни в одиночку.

Человек может как угодно глубоко осознавать, что в Боге его первообраз, но вот приступил первообраз к образу, Господь к человеку, и человек умирает. Никакое усовершенствование человеческой природы, никакое проникновение в глубины сознания и бессознательного, никакое учение, понимание, служение, трансформация, усилие человека не спасут. Когда приближается «Сущий», борьбы не будет. Сказано со всей серьезностью: «Господь искал умертвить».

Человек не может спастись. Моисей выжил. Как?

Помощь приходит изнутри, но и со стороны. Не из глубины человеческой природы, но и не извне. Об Иакове сказано, что он был наедине с собой, буквально «левадо», когда боролся с Богом. В этой ситуации Моисей бы погиб. Однако, ещё в Раю сказал Бог: «не хорошо быть человеку «левадо» наедине с собой, сотворим ему помощника по нему» (Быт 2 гл). Для Моисея помощь приходит от Того, Кто изначально был сотворён человеку в Церковь. От Того, Кто для человека «другой» и не другой. Тот, кто для человека «он сам» и «другой», тот дан ему в Церковь. Этот, от Рая данный помощник и спас Моисея. Моисея спасла жена – Сепфора.

Как Авраам и Сарра, так Моисей и Сепфора, это была вся Церковь. Авраама и Моисея спасла жена, и это будет самым выразительным прообразом того, что спасение произойдёт от Жены. Как же Сепфора спасла Моисея, читаем до конца этот эзод, начиная с 25 ст 4 гл Книги Исход: «И было в пути на ночлеге, и встретил его Яхве, и искал умертвить его, и взяла Сепфора кремень и отсекла крайнюю плоть сына своего и положила к ногам его (Моисея) и сказала «хатан домим от али» жених крови ты мне». Кому Сепфора сказала «ты жених»? Сепфора говорит отцу своего сына: «ты жених».

Сепфора объявила, что она мать, и невеста. Но нельзя быть вместе и мать и невеста. Вместе нельзя быть мать и невеста, если только это не пророчество. Сепфора пророчествовала. Через кровь Завета, тогда это был завет обрезания, пролитую её сыном, Сепфора стала невестой отцу своего ребёнка. Она отцу сына своего уневестилась, и своими пророческими словами она очертила грань события, которые делают Сепфору прообразом невесты Неневестной, матери безмужней, Марии Девы.

Когда Господь вляется как Яхве (Сущий), человеку нельзя выжить. Моисею Яхве сказал: «невозможешь видеть лица Моего, ибо не узрит человек лицо Моё и жив будет» (Исх 33 гл). Только в боговоплощении, как свет тихий, как радугу (это для Ноя) под прикрытием плоти, как человека (это в Новом Завете) можно будет видеть Господа и не умереть. Он, сын Божий и Бог родится в мир от Девы матери. Сепфора собой указала на эту Жену и Деву, и вот пророческим своим порывом и деянием она спасла Моисея.

Сепфора дважды произнесла слово «жених».

Читаю ещё раз: «И взяла Сепфора кремень, и отсекла крайнюю плоть сына своего и положила к ногам его Моисея, и сказала: жених крови ты мне и Яхве отступился от него.» Букавльно, «ослабил» его Моисея. Тогда сказала она: жених крови по обрезанию. Жених по обрезанию. Это небывалое. Такого не было и не будет. Сепфора совершила нечто иное чем пологалось по завету обрезания. Кому Сепфора сказала второй раз «жених». Второй раз «жених» она сказала Господу. Когда через Сепфору пришло спасение, она с Моисеем стала Церковь. В св. Писании символами самой тесной связи в духе были «сыновство» (Бог Отец – Бог Сын) и «брачный союз» (Господа и Церкви). Это самая тесная связь в духе обозначается через «сыновство» (Бог Отец – Бог Сын) и брачный союз (Господа и Церкви).

В браке двое составляют одну плоть. Таково же мистическое соединение Бога и Церкви, Жениха и Невесты. Невеста и Церковь названы в Откровении (21 главе). В Ветхом Завете Господь называет Себя «жених», и сочетающиеся в браке (так Он себя называет «Сочетающийся в браке с Церковью» (это в кн Исайя 54 гл 5 ст). Иоанн Предтеча с радостью слышал голос Жениха и Христос называет себя «Жених». Впервые Господа назвала женихом Сепфора. Она была дана Моисею в Церковь. Сепфора спасла и ушла.

Церковь не властвует над жизнью: спасает, но не властвует. Так Сепфора спасла и ушла, и Моисей её отпустил.

Вот решение задачи почему Моисей отослал Сепфору к её отцу. Она больше не жена ему, имеет двух детей и обрела целомудрие как невеста. Сепфора Господа назвала «Женихом», прочица должна была отойти.

Это внутрисемейное дело разрешилось тайно. Отец Сепфоры, она сама и её дети навещают Моисея в стане. Тесть Моисея Иофор даёт Моисею мудрый совет. Отношение между всеми ими мирное. Когда Моисей женился вторично, его сестра Мариам и брат Аарон стали выговаривать Моисею, что он взял себе жену эфиоплянку. Мариам и Аарон не знали почему Моисей взял другую жену, а за то, что они посмели упрекать Моисея Господь сурово наказал Мариам и повелел ей относиться к Моисею уже не как к брату, а как к отцу и стыдиться его. (это в Книге чисел гл 12).

Пока Церковь существовала как семья у Авраама, у Исаака, у Моисея жена для мужа была Церковь. Сарра для Авраама, Сепфора для Моисея была Церковь. Вот что понимал Авраам, когда во время голода пришёл в Египет и отредил Сарру на спасение.

Человек спасается в Церкви. Хорош бы был Авраам, если бы заперся в пустыне и ждал спасения непосредственно от Бога. Дескать, «не нужно мне спасения такой ценой. Сам меня спаси, Господь, готов умереть». Что это было бы? Мученичество? Или позиция мученичества, когда человек её сам себе избирает и сам себе назначает такую роль. И разве тогда уже пришло время умирать за веру? Вот в первые века Христианства пришло время умирать за веру, пришло время мучеников. А тогда разве это было время умирать за веру? Не мы Церковь спасаем, настаивая на точном соблюдении правил, а Она нас спасает иногда вопреки правилам. Церковное сознание всегда богаче чем сознание тех, кто хочет Церковь охранить. Церковное сознание всегда богаче чем сознание тех, кто хочет Церковь спасать. Простая истина. Но она понятна на родной земле, а за рубежом понимание теряется. Поняти, что не мы Церковь спасаем, а она нас спасает проще даётся тем, кто погибает, кто погибал как верующая Россия 20го века, или Авраам от голода в Палестине. Авраам и Моисей на опыте познали, что Церковь дана человеку во спасение. Моисею было показано: только в Церкви человек как образ Божий может выдержать присутствие своего первообраза. Человек – образ Божий. Присутствие Божие человек может выдержать только в Церкви.

И ошибаются как ещё ошибаются те, кто хочет без посредников, без Церкви и без таинств «левадо», наедине с собой иметь какие-то отношения с Божеством. Не так сотворён человек, чтобы наедине с собой он имел богообщение. Если же человек думает, что наедине с собой он имеет богообщение, то он в крайней смертельной опасности находится. Моисей после встречи с Яхве один на один и на смерть понял, что есть жизнь и что такое Церковь. Моисей стал носителем церковного сознания своего народа. Он стал вождь своего народа. В Моисее Церковь выросла. Его имя, Моисея, записано в Книге Жизни как сказал Моисею Бог: «я знаю тебя по имени «бешем»». Моисей один из немногих, о ком сказано, что он «человек», точно как Ной «человек», точно как Иов «человек», о Моисее сказано: «и человек Моисей смиренный весьма паче всех человеков (ха адам), которые на земле (ха адама)» (Числа 12 гл 3 ст).

Человек спасается в Церкви. Это значит, что человек, жизнь и Церковь, это понятия, которые определяются друг через друга. Ветхозаветная Церковь имела и рубежи созревания, и меняла свои формы, и даже утрачивала на время своё сознание. После Вавилонской башни, после Египетского плена, перед пришествием Христа Ветхозаветная Церковь могла на время терять сознание, но жизнь в Ней продолжалась. Жизнь глубже чем сознание. Церковь Божья очент прочно устроена. Сознание может утрачиваться, выветриваться от напора исторических обстоятельств, а жизнь течёт, благодать подаётся. Когда сбылись пророчества Ветхого Завета Церковь приобрала последнюю форму, стала Вселенской.

Слова «Жизнь человек и Церковь» в Новом Завете звучат по-новому, но эти понятия по-прежнему определяются друг через друга. Человек спасается в Церкви, в которой нет перерыва жизни. В Церкви нет перерыва жизни. В сознании перерывы бывают в Ветхом Завете, а жизни не было перерыва. Человек, образ Божий, Бог – первообраз человека, а Церковь – вместилище первообраза человека и самой жизни.

Господь присутствует в своей Церкви, поэтому церковный опыт совокупный, Церковный опыт придания богаче чем то, что нам дано в Священном Писании. Это очень важное положение православного учения. Придание богаче чем то, что нам дано в Священном Писании. Церковь придание может и дополнить, и уяснить Писание, и поставить на своё место то, что в Писании таинственно или пророчески сказано или не определённо по тексту. Пример – текст о Моисее и Сепфоре.

Православное богослужение и предание опирались на текст Писания, которое было дано в переводе на греческий язык. Однако, перевод 70ти толковников, септуагинта, иногда уступает еврейскому тексту. Это происходит в частности там, где переводчики на греческий не решились на буквальный перевод с языка на язык. Греческий текст Писания иногда оказывается беднее чем еврейский текст, но в придании и в богослужение это умаление смысла восполнялось. Придание восполняет неясности в Писании.

В еврейском тексте мы читаем, что спасение Моисеем произошло, когда Сепфора объявила отцу своего сына: «ты жених мне». То есть, поступок Сепфоры указывает в еврейском тексте на ту жену, кто одна есть мать и невеста.

В перевод 70ти этот отрывок звучит иначе. То есть в перевод на греческий язык и смысл его другой. Вот, я сейчас прочитаю как перевели на греческий, ну соответственно с греческого я переведу на русский. «Было же на пути на стоянке встретил его (Моисея) ангел (не сказано Яхве, сказано ангел) Ангел Господень и искал убить его. И взявши Сепфора камень обрезала крайнюю плоть сына своего и припала к ногам (наверное его, ангела) и скала: «стала кровь обрезания сына моего». И отошёл от него ангел, потому что она сказала «стала» (то есть остановилась) кровь обрезания, сына моего». То есть Моисея встретил не Яхве, но ангел, а смысл истории, согласно греческому тексту, в том, что Сепфора совершила положенное по Завету обрезание. Сепфора знала о завете обрезания, поскольку она была модионитянка, происходила через Модиана, сына Хетуры. То, что не сделал Моисей, сделала Сепфора: припала к ногам надо думать ангела, и тем отвела смерть от Моисея. О том, что она ему стала Моисею стала невеста, а потому уже не жена, и это причина почему Моисей с ней развёлся, жинился в торично, об этом текст 70ти толковников на упоминает. Таков смысл Писания на греческом языке. Но Церковь не пошла за этим смыслом. В таинстве брака Церковь упоминает Моисея и Сепфору не как разведённых супругов, но под именем Моисея и Сепфоры призывает благословение жертвенной любви и заново в зрелости обретённого целомудрия. И здесь не может быть ошибки. В Сепфоре Церковь почтила самое «Церковь». Жена и есть первый образ Церкви. Церковь возникла в Раю, когда Адаму была дана жена, и после грехопадения Церковь воинствующая – тоже Жена. Как сказал Господь змею: «вражду положу между тобою и женою». Для Авраама, Исаака, Моисея жена Сарра, Ревекка, Сепфора была спасением от смерти. Образом церкви будет Богородица, Жена и дева, и Церковь последних времён согласно Апокалипсису (19 гл) тоже – жена, неветса Агнца. Вот таким образом уясняется смысл богословского сюжета Авраам и Сарра в Египте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных