Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Космоцентризм ранней греческой философии.




Космоцентризм возникает в 6 в до н.э. Космоцентризм являлся осн. идеей древнегреч. философии. Страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса, прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира вставало на первое место.наяальня философия была направлена на поиск архэ(первоначало мира). На раннем этапе существовало 6 школ.

Школа милетская. Основатель – Фалес. Считал что вода – это некое влажное начало, первооснова жизни. Эта вода не столько материальная, сколько духовная сущь. Анаксимандр за первооснову принял апейрон. Он считал, что если взять конкретную стихию, это будет несправедливо по отношению к другим стихиям. С Анаксимандром в философию входит идея справедливости как философский принцип. Анаксимен за архэ принял воздух. По его мнению, воздух - подвижная летучая стихия, кот. наилучшим образом передаёт изменения, происходящие в мире с любым объектом.

Школа Гераклита. Основатель – Гераклит. Относят к наивной диалектике древнего мира. За первооснову принимал огонь. Считал, что нельзя тронуть нечто материальное в одном и том же состоянии. Всё течёт, всё изменяется. В одну и ту же реку (воду) нельзя войти дважды. В качестве механизма изменения он указывает войну противоположностей. Война – Бог и царь всего, всё идёт через войну и по необходимости. Огонь у него тождественен с Логосом. Под Логосом он подразумевал некий верховный разум.

Школа Пифагорейцев. Основатель – Пифагор. Главная тайна пифагорейцев – идея монотеизма, единобожия. Архэ Пифагора – число. Весь мир, вся суть в числах.

Школа атомистов. Основатель Демокрит. Демокрит за первооснову брал атом (т.е мельчайшую неделимую частицу). Атом Демокрита – метафизическая конструкция. Эта идея появилась у него, когда он увидел пылинки на луче солнца. Кроме атомов существует пустота, атомы движутся в пустоте прямолинейно и равномерно. Атомы различаются по форме, конфигурации. Форма атома объясняет разнообразие объектов в мире. Св-ва атомов:1) неделимость; 2) неизменность; 3) непроницаемость (на месте одного атома другого быть не может); 4) постоянство массы.

Школа элеатов. Основатель – Парменид. Впервые предложил ф-фское понятие бытие. Небытия нет, все, о чём мы можем говорить и думать, обладает бытием. Парменид считал, что мир, кот. дан нам в ощущениях, является неподлинным миром. За всем этим миром лежит подлинное бытие как основа мира, кот. по Пармениду является единым, несотворимым и неизничтожимым, неподвижным, сферообразным. Его ученик – Зенон Элейский, автор знаменитых апорий (против реального существования движения). Использовал метод от противного., Ахиллес так никогда и не догонит черепаху, процесс будет продолжаться до бесконечности. Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение. Движение – это сумма состояний покоя.

3. Сократ. Сократ—древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Сократ – первый инакомыслящий в истории Европейской культуры. «Жить значит философствовать» Приговорён к смерти за «развращение молодежи» и «непочитание богов». Основные положения фил-ии:

- сущность человека-это его душа. под душой понимается наличие разума, нравств.активности.

– новае в понимании ценности добродетель(главн.добродетель-знание и познание мира. Сократ скептически относится к богатству, славе, главн.для него-духовная ценность)

-этический рационализм Сократа (чел-к делает зло, потому что он не знает что такое добро. Античность не знала понятия «свободы воли». Там господствовала идея судьбы.)

-свобода заключ. В умении с помощью разума управлять своими чувствами.

–счастье-это гармония души. «жить в согласии с самим собой». Жизнь позволяет нам жить в соотв.со своими принципами.

–революция ненасилия (впервые идея ненасилия провозглашена Сократом. Сократ отказался от побега из тюрьмы, поскольку это бы явилось насилием над законом)

–выдвигает идею единого бога (мировой разум)

Метод выявления истины-диалектика (диалектика понималась как познавательный ЭТИЧЕСКИЙ метод.)

Метод диалектики состоял из 2ух ступеней: 1)опровержение, притворство в незнании, ирония Сократа 2)акушерство (рождение истины в душе человека он сравнивает с рождением ребенка) Притворство в незнание «я знаю, что я ничего не знаю».

- сравнение с верховным разумом, которому даны все истины

-методологический (надо преступить к познанию, отбросив все предрассудки)

-попытка начать диалог с др.чел-ом

 

4. Философия Платона. П. — древнегреч. философ, ученик Сократа. Создал 1-ую всеобъемлющую сис-му объективного идеализма Осн. принцип ф-фии П. – принцып удвоения мира. Он проводит его в онтологии, гносеологии и антропологии, впервые различая душу и тело. Онтология П.: 1) мир идей - первичен; 2) мир вещей – вторичен. Это и есть п-п удвоения мира. В нашем сознании по П. сущ. идея предмета, кот. позволяет нам его идентифицировать. Он считал, что реально существует лишь мир идей. Любая вещь явл. лишь отражением своей идеи, стремится к ней, но никогда не достигнет. Идея вещи – есть смысл вещи. Высш. идея – есть высш. благо. Согласно П.: 1)идеи присутствуют в вещах; 2) идеи участвуют в вещах; 3) вещи подражают идеям. Вещи, согласно П. причастны идеям, только в силу этой причастности они существуют. П. переносит в теорию познания теорию о двух мирах. Душа сущ. в мире идей (перед перенесением в тело) следовательно, в теле представление идей уже есть (с рождения). Вся дальнейшая жизнь – вспоминание идей. Мы уже получили знания в мире идей, надо лишь их вспомнить Он считал что «никого ничему нельзя научить». Мудрец – тот, кто умеет извлечь хранящуюся инф-ю, т.е. помогает вспомнить. Метод, помогающий нам вспомнить – диалектика: 1) умение загадывать вопросы и получать ответы; 2) логическая теория сверхчувственного знания. УЧЕНИЕ О ДУШЕ. Платон автор теории о переселении душ и бессмертия душ. П. использует метафору колесницы о двух конях, один из кот. наделён чувственной душой, другой – мужественной. Возница – обладатель разумной души. Эта структура лежит в основе классового деления общества. Во главе стоят правители, ф-фы, обладатели разумной души. Второй класс – воины, стражники – обладатели мужественной души. Третий класс – земледельцы, ремесленники – чувственная душа. Рабы – это не люди, это «говорящее оружие». Важным элементом ф-фии П. явл. его теория идеального государства. Она в явном виде фиксирует ответ П. на основной вопрос его ф-фии: что первично – отдельное или общее. У П. общее всегда первично. В гос-ве отсутствует частная собственность – признак коммунистической утопии. Термин коммунизм ведётся от П. явл. сторонником аристократической республики. Он противник демократии.. Позже Платон допускает собств.,но людем третьего класса, тк 1и 2 классы будут набивать карманы)Все общее:столовые, спальни, дети, нет семей. ВЛАСТЬ (должна принадлежать обладателям разумной души, людям, способным проникать в суть вещей) УПРАВЛЕНИЕ ГОС-ВОМ(это сложный труд, требующий особых знаний и особ.построения души)

 

5. Аристотель(ученик Платона) – древнегреч. учёный, певец науки и философии. Сделал философию наукой. Аристотель оставил философские работы практически по всем разделам философии. Аристотель – энциклопедист своего времени. Описал более 400 видов животных. Создал целостную систему рациональной философии.

Основные положения:

1) если существует вещь, то неизбежно должна существовать идея-вещь;

2)каждая вещь обладает признаками и совокупность всех этих физических признаков составляет идею вещи;

(в этих двух моментах он следует логике своего учителя)

3) Аристотель критикует платоновский принцип удвоения мира. «Не существует мира идей», «Идея вещи находится в самой веще»

Эта идея с одной стороны является чем то единичным, но с др. стороны эта идея будет и чем то общим, поэтому наука по Аристотелю – это всегда наука о чём-то общем. Научно мыслить – это и значит обобщать. Идея предмета содержится в части предмета.

Идея общности вводится на понятие целостности вещи. Общество состоит из отдельных людей, соц. Атомов, каждый обладает целостностью.

Учение А. о 4 принципах существования любого материального объекта:

1) формальная = мир идей (даёт представление о сущности вещи)

2) материальная (не = материал) (возможность существования любого материального объекта)

3) движущая причина, показывает движение предмета его изменение.

4) целевая, каждый предмет для чего-то создан, для чего-то предназначен.

В качестве некой первоначальной движущей силы вводится перводвигатель - форма всех форм.

Учение Аристотеля о душе. Впервые вводит идею развития психики. Пишет о 3ёх этапах развития души: 1) растительная душа; 2) животная душа; 3) душевная душа. Аристотель противник идеи переселения души. Он говорит нам о возможности бессмертия только разумной души.

 

6. Философия средневековья (1-15 в. н.э.) Первые 5 веков шло параллельное становление средневековой ф-фии наряду с закатом античной ф-фии. Происходит становление системы современной образовательной системы. Первые школы появляются в монастырях. В XII в. появляются первые университеты (Парижский и Болонский). Идея профильного образования (3-ёхпутный – гуманитарная направленность. и 4-ёхпутный, т.е. естеств.-математич профиль). Главная направленность всей ф-фии – теоцентризм – фигура Бога в центре философствования и его сотворение мира. Главн. термин – слово. Все возможные фундаментальные высказывания уже даны в слове божьем, в священном писании (Библии) и священном предании (учение ранних отцов церкви + постановление первых семи вселенских соборов). Смена различных интерпретаций слова Божьего. Ф-фия рассматривается как служанка Богословия, главная цель кот., создавая различные интерпретации священного писания, укреплять веру. Смысл деятельности философа носит характер истолкования, интерпретация священных текстов. Основные направления философии – номинализм и реализм. Их формы бывают крайними и умеренными. Христианство объявило эти направления ересью. Бог един. Он существует в трех лицах: отец, сын, святой дух. Здесь церковь дала диалектическую трактовку делений в вопросе о соотношении отдельного и общества.

Христианину разрешается подвергать рационализации основные догмы христианства. Если это удается, это должно укрепить веру. Если не удается – надо верить и молиться. Аквинский создает учение о двойственной истине. Предлагает различать истины веры и разума. Истины веры не противоразумны, а сверхразумны. Наука и Религия – это различные методы понять окружающий мир. Истины веры нам не дано. Большинство церковных догм не рационализированы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных